Институт патронажа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить институт патронажа в законодательстве РФ.
Задачи работы:
● изучить общую характеристику патронажа;
● рассмотреть патронаж в российском законодательстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРОНАЖА 6
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 6
1.2 ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА 9
ГЛАВА 2. ПАТРОНАЖ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 14
2.1 ФОРМЫ ПАТРОНАЖА 14
2.2 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПАТРОНАЖЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

Патронаж.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Участковые психиатры  и средние медработники психоневрологических диспансеров (диспансерных отделений, кабинетов) обязаны с определенной периодичностью посещать психически больных  на дому и в других указанных местах их пребывания для проведения лечебных, оздоровительных, социально-реабилитационных и других мероприятий.

Патронаж больных  туберкулезом — одна из форм противотуберкулезной работы на участке. При обнаружении у больного микобактерий туберкулеза очаг инфекции в течение 3 дней должна посетить медсестра противотуберкулезного диспансера, а в течение 10 дней — врач вместе с медсестрой. План оздоровления очага и порядок наблюдения за ним определяются степенью его эпидемической опасности.

К эпидемически наиболее опасным (I группа) относят все очаги, в которых проживают больные с обильным бактериовыделением, а также скудным бактериовыделением, но при наличии в очаге отягощающих факторов (проживание детей или подростков, плохие жилищные условия, несоблюдение санитарно-гигиенических правил, особенно злоупотребление алкоголем). Эпидемически менее опасными (II группа) являются очаги, в которых проживают больные со скудным бактериовыделением при отсутствии в очаге перечисленных выше отягощающих факторов. К этой группе причисляют также очаги, в которых больной признан формальным (условным) бактериовыделителем, но в них проживают дети или подростки либо имеет место хотя бы один из отягощающих факторов. К эпидемически потенциально опасным (III группа) относят очаги, в которых проживают больные с формальным (условным) бактериовыделением и при отсутствии в очаге отягощающих факторов.

Очаги посещают эпидемиолог  и участковый врач; участковая медсестра  должна бывать не менее 1 раза в месяц  в очагах I группы, не реже 1 раза в 2 месяца — II группы и не реже 1 раза в 6 месяцев — III группы8. При посещении очагов медсестра проводит необходимые профилактические и лечебные мероприятия: наблюдает за санитарным состоянием жилища; инструктирует относительно способов текущей дезинфекции (обеззараживание плевательниц, посуды, белья, мокроты, предметов уборки помещений: ежедневная влажная уборка помещений с обязательным использованием дезинфицирующих средств при обработке мест общего пользования, а по показаниям — всей квартиры, например в очагах I группы: контролирует своевременность проведения сотрудниками дезинфекционных станций заключительной дезинфекции: следит за личной гигиеной больного, за режимом питания, отдыха и сна; организует и проводит работу по гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни (см. Служба формирования здорового образа жизни); принимает меры к своевременному и регулярному посещению больными и контактными лицами противотуберкулезного диспансера, в т.ч. с целью контроля за амбулаторной химиотерапией; следит за своевременностью и полнотой проведения специфической профилактики туберкулеза (прививок и химиопрофилактики), добивается госпитализации больного в туберкулезный стационар. В исключительных случаях, когда лечение больного проводится на дому, медсестра организует уход за ним и ведет дневник, в который вносятся сведения о врачебных назначениях и их выполнении.

2.2 Развитие законодательства о патронаже

К международному законодательству, регулирующему понятия о патронаже, следует отнести такие международные документы, как: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о правах человека, в которых провозглашен принцип - каждый человек, в том числе инвалид, обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия.

В России социальная забота о дееспособных лицах, страдающих физическими  недостатками или старческой немощью, еще не получила надлежащего правового  регулирования. Новая редакция ст. 41 ГК РФ лишь определила самостоятельность патронажа как института гражданского права, однако процедура его установления и осуществления нуждается в принципиальной правовой модернизации, которую следует проводить с учетом накопленного международного опыта. Аналогичная ситуация сложилась во многих сферах общественной жизни государства. Поэтому Президент РФ Указом от 18 июля 2008 г. № 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" поставил ряд важнейших задач, направленных на обновление законодательных основ рыночной экономики, в том числе:

- сближение положений  Гражданского кодекса Российской  Федерации с правилами регулирования  соответствующих отношений в  праве Европейского союза;

- поддержание единообразия  регулирования гражданско-правовых  отношений в государствах - участниках  Содружества Независимых Государств;

- обеспечения  стабильности  гражданского  законодательства Российской Федерации.

Определяя тенденции  развития законодательства о патронаже, следует обратиться к ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямой обязанностью государства. Кроме того, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства к важнейшим сферам деятельности не только Российской Федерации, но и ее субъектов.

Вместе с тем, в научной  литературе уже несколько лет  ведется дискуссия о государственной  значимости института социальной защиты и его соотношении с новой  правовой категорией социальной заботы, под которой понимают творческое взаимодействие между людьми, обладающими равной дееспособностью, способствующее реализации человеческого достоинства тех, кто принимает помощь. Однако это мнение подвергается критике. Так, А.В. Барков полагает, что термин "социальная забота" мало отличается от устоявшихся понятий "социальное обеспечение" и "социальная защита" и, приходя к выводу, что эти термины не отвечают современным реалиям, предлагает заменить их понятием "социальное сопровождение", подчеркивающим роль государства в современных условиях. Свою точку зрения А.В. Барков аргументирует тем, что государство, гарантируя на конституционном уровне реализацию социальных прав граждан, иногда не имеет реальной возможности обеспечить их материально, поэтому в таких условиях наиболее оптимальным должно стать социальное сопровождение нахождения людей в трудной жизненной ситуации9.

Оценивая изложенную ситуацию и имеющиеся научные  концепции, более приемлемой видится позиция тех авторов, которые доказывают, что объем социальных гарантий гражданам должен обеспечивать такой уровень проявления государством и обществом поддержки нуждающимся слоям населения, который поможет им эффективно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Представляется, что на данном этапе развития общества государство должно проявить социальную заботу, так как именно она предполагает государственную поддержку тем гражданам, которые проявляют инициативу и деятельность в целях реализации предоставленных им прав и свобод. В то время как «социальное обеспечение» ориентировано, в первую очередь, на материальную помощь нетрудоспособным гражданам и оказание им бесплатных услуг, направленных на удовлетворение жизненно необходимых потребностей и поддержание уровня жизни. Поэтому социальное обеспечение при его установлении предполагает проверку доходов соответствующего лица.

Что же касается точки  зрения о социальном сопровождении  нахождения людей в трудной жизненной  ситуации, то, А.В. Барков прав, говоря о  том, что оно направлено на установление оптимального баланса участия государства, общества, личности в ее жизнеобеспечении, гармоничном развитии, повышении качества жизни. Однако достигнутый уровень экономического развития общества и благосостояния его граждан не позволяет в настоящее время преодолеть трудные жизненные ситуации только за счет «использования внутреннего ресурса личности», необходимы меры государственной поддержки и проявления заботы со стороны общества, т.е. социальное сопровождение целесообразно применять на более высоком экономическом уровне развития общества в целом и отдельных его граждан.

 

Заключение

Таким образом, можно дать следующие определения патронажу.

Патронаж - вид социального  обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается  в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д.

Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря  которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности.

Патронаж - оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий.

Патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов.

В Российской Федерации  правовая форма патронажа предусмотрена  ст. 41 Гражданского кодекса. Под патронажем следует понимать регулярное оказание помощи в осуществлении своих прав.

В данном случае попечительство устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который  по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. При этом просьба о патронаже исходит от самого гражданина.

Приняв заявление, орган  опеки и попечительства обязан назначить  гражданину попечителя (помощника). Сам  заявитель может согласиться, либо отклонить данное назначение. Если назначение помощника будет одобрено, то между ним и заявителем заключается договор поручения или договор доверительного управления. Попечитель исполняет свои обязанности перед опекаемым гражданином на основании такого договора. Для совершения бытовых и иных сделок требуется согласие подопечного. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителей-помощников.

Патронаж прекращается также по инициативе заявителя. Он может  прекратиться в связи со смертью патрона либо подопечного или же по просьбе попечителя.

 

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"

3. Алексеев С.С. Гражданское право. – СПб.: Питер, 2011. 480стр.

4. Беленков Р.А. Гражданское  право. – М.: Приор-издат, 2009. 448 стр.

5. Борисова А. Н. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве". – М.: Юстицинформ, 2009. 232 стр.

6. Валявина Е.Ю., Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. 784 стр.

7. Волынкина М.А., Комиссарова Е.Н. Гражданское право. – СПб.: Питер, 2010. 204 стр.

8. Голованов Н.М. Гражданское право. – СПб.: Питер, 2007. 240 стр.

9. Грудцына Л.Ю. Гражданское право. – М.: Эксмо, 2009. 320 стр.

10. Грудцына Л. Ю. Как оформить опеку и попечительство. Новые правила. Советы адвоката. – М.: Юркомпани, 2009. 160 стр.

11. Гурский Р. А., Закиров Р. Ю., Родомакина Е. А., Хохлов В. А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2010. 2010. 528 стр.

12. Ершов В. А. Опека и попечительство. – М.: Гроссбух, 2008. 112 стр.

13. Корнеева И.Л. Гражданское право Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2011. 486 стр.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Под редакцией Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2011. 928 стр.

15. Малышев В. А., Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю., Спектор А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". – М.: Деловой двор, 2008. 184 стр.

16. Манин В. Н. Патронаж новорожденных. – М.: Медпрактика-М, 2003. 244 стр.

17. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012. 2007. 248 стр.

18. Невзоров А. Опека над несовершеннолетними. – М.: Норма, 2011. 261 стр.

19. Пивоварова Т. Г., Кузнецова О. В. Комментарий к Федеральному Закону "Об опеке и попечительстве". – М.: Дашков и Ко, 2010. 256 стр.

20. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Под редакцией П. В. Крашенинникова.  –М.: Статут, 2011. 312 стр.

21. Пиляева В.В. Гражданское право. – М.: ТК Велби, 2011. 800 стр.

22. Сашко С. Ю., Кочорова Л. В. Медицинское право. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 352 стр.

23. Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Основы медицинского права России. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. 360 стр.

24. Чашин А. Н. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве". – М.: Дело и Сервис, 2009. 176 стр.

25. Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. – М.: КноРус, 2010. 688 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ершов В. А. Опека и попечительство. – М.: Гроссбух, 2008. С.34

2 Валявина Е.Ю., Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С.217

3 Гурский Р. А., Закиров Р. Ю., Родомакина Е. А., Хохлов В. А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2010. 2010. С.110

4 Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012. 2007. С.54

5 Беленков Р.А. Гражданское право. – М.: Приор-издат, 2009. С.87

6 Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Основы медицинского права России. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. С.112

7 Сашко С. Ю., Кочорова Л. В. Медицинское право. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. С.210

8 Чашин А. Н. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве". – М.: Дело и Сервис, 2009. С.93

9 Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. – М.: КноРус, 2010. С.77

Информация о работе Институт патронажа в Российской Федерации