Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель данной работы – изучить институт патронажа в законодательстве РФ.
Задачи работы:
● изучить общую характеристику патронажа;
● рассмотреть патронаж в российском законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРОНАЖА 6
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 6
1.2 ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА 9
ГЛАВА 2. ПАТРОНАЖ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 14
2.1 ФОРМЫ ПАТРОНАЖА 14
2.2 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПАТРОНАЖЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Осуществляя свои функции, помощник не обязан проживать совместно с патронируемым лицом. Если же необходимость совместного проживания все-таки возникает, то порядок проживания помощника на площади патронируемого регулируется, как правило, законодательством субъектов РФ, например, ст. 11 Закона от 4 июня 1997 г. № 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве."
Если этот вопрос субъектом Федерации не решен, то можно использовав аналогию закона, применить положения п.п. 3 и 4 ст. 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в соответствии с которыми по просьбе попечителя, добросовестно исполняющего свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения за осуществление попечительства, вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. Используемый в данной статье термин «безвозмездное пользование имуществом» не соответствует фактическим обстоятельствам, т.к. на самом деле это пользование осуществляется в счет оплаты услуг попечителя, т.е. это форма вознаграждения.
Вместе с тем, нельзя исключать ситуаций, при которых возможно безвозмездное пользование помощником жилым помещением, принадлежащего патронируемому, например, при удаленности места жительства помощника от места жительства патронируемого, а также при наличии других исключительных обстоятельств. Однако в условиях рынка услуги помощника чаще всего оказываются на возмездной основе.
Патронаж возникает и осуществляется на основе сложного юридического состава (административного и гражданского), включающего пять этапов:
1. Лицо, нуждающееся в патронаже, подает соответствующее заявление в муниципальное управление социальной защиты населения по месту его регистрации с приложением копии паспорта, выписки из финансового лицевого счета, либо выписки из домовой книги жилищного органа, а также медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья и нуждаемости в постороннем уходе. Этот документ является основным, поскольку ст. 41 ГК РФ содержит императивное требование: лицо по состоянию здоровья не способно самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.
2. Лицо, согласившееся осуществлять функции помощника, также обязано подать в муниципальное управление социальной защиты населения по месту регистрации лица, нуждающегося в патронаже, письменное согласие принять на себя обязанности и приложить документы, удостоверяющие его личность, место жительства и работы, справки о состоянии здоровья, копию документа об образовании.
3. Муниципальное управление социальной защиты населения, принявшее заявление об установлении патронажа, проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в патронаже, с составлением акта, который заверяется личными подписями этого лица и лицами, проводящими обследование.
4. На основе полученных документов и по результатам проведенного обследования муниципальное управление социальной защиты населения регистрирует заявления и документы на установление патронажа, а также готовит заключение о целесообразности установления патронажа. При составлении заключения учитываются способность лица к выполнению обязанностей помощника, его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в патронаже.
5. Решение об установлении патронажа оформляется распоряжением Главы Управы, которое направляется в муниципальное управление социальной защиты населения. Копии распоряжения выдаются на руки патронируемому и помощнику. В случае отказа в установлении патронажа Глава местной администрации официально извещает об этом заявителей и муниципальное управление социальной защиты населения4.
Следует признать общественную важность возложения на учреждения здравоохранения, обязанности направлять письменные уведомления органам социальной защиты с информацией о лицах, нуждающихся в патронаже, по месту их жительства для решения вопроса об установлении над ними патронажа.
Муниципальные управления социальной защиты населения наделяются функциями оказания помощи лицам, нуждающимся в патронаже, в поиске помощника, заключении с ним договора, а также контроля за осуществлением патронажа. При необходимости содействуют досрочному прекращению патронажа.
При анализе договоров поручения и доверительного управления имуществом, следует учесть, что при использовании договоров поручения или доверительного управления имуществом в порядке ст. 41 ГК РФ институт патронажа заменяется одним из этих договоров, т.е. помощник приобретает права поверенного или доверительного управляющего и действует в соответствии с положениями ГК РФ, регламентирующими данные договоры. При этом утрачиваются цели и задачи патронажа.
Поскольку п. 3 ст. 41 ГК РФ в прежней редакции предписывал, что имуществом подопечного (более точно патронируемого) помощник распоряжался на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, то общепринятым считалось мнение: патронаж направлен на охрану только имущественных интересов патронируемого лица, иные права и обязанности не могли быть предметом договора.
О том, что эта норма ГК РФ не соответствовала фактически складывающимся отношениям, свидетельствуют изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ и вступившие в силу с 01 сентября 2008 г., которыми полномочия помощника уточнены путем снятия ограничения сферы его действий. Отныне помощник может совершать любые действия, направленные на осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, а также установления отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Эта новелла в полной мере соответствует новой редакции п. 1 ст. 2 ГК РФ, вступившей в силу с 01 января 2008 г., т.е. помощник может совершать любые действия.
Нельзя согласиться с высказанным в научной литературе мнением, что основанием патронажа следует признать посреднический договор, который, хотя, и не регламентирован ГК РФ, но и не запрещен (п. 2 ст. 421 ГК РФ «Свобода договора»). Данную позицию следует обосновывать тем, что традиционно посредник характеризуется как субъект, оказывающий услуги лицам, которые не осуществляют свои права и обязанности не по состоянию здоровья, а по другим, часто этическим причинам, т.е. в основе привлечения посредника лежат обстоятельства, не связанные с физической немощью, соответственно, объем и содержание условий посреднического договора явно не соответствуют цели установления патронажа. С учетом изложенного, аргументируется теоретический вывод, что патронаж возникает из самостоятельного договора, посредством которого физически немощному, но полностью дееспособному гражданину, оказывается регулярная правовая и иная помощь при осуществлении и защите его прав и обязанностей; обосновывается необходимость разработки и введения типовой формы гражданско-правового договора об установлении патронажа.
Патронаж беременных — форма патронажа представляющая собой составную часть системы диспансерного наблюдения за беременной, целью которого является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья матери, предупреждение развития у нее заболеваний и осложнений беременности, раннее их выявление, лечение и обеспечение условий для нормального развития плода.
Эффективность проводимых в женской консультации (Женская консультация) мероприятий по охране здоровья беременной и антенатальной охране плода наиболее высокая, когда они осуществляются с ранних сроков и проводятся систематически в течение всей беременности. Кроме того, это позволяет врачу правильно определить сроки беременности и декретного отпуска. Установлена четкая зависимость между уровнем перинатальной смертности и числом, а также регулярностью посещений беременной консультации5.
Во время беременности при ее физиологическом течении женщина должна посетить акушера-гинеколога в среднем 14 раз. После первого осмотра явка назначается через 7—10 дней (с результатами анализов, заключением терапевта и других специалистов); в дальнейшем в первую половину беременности — 1 раз в месяц; после 20 недель — 2 раза; после 32 недель — 3—4 раза.
При посещении беременной женской консультации врач и акушерка имеют возможность оценить ее состояние по динамике прироста массы тела, уровню АД, анализам мочи и др. О состоянии плода судят по данным ультразвукового и других специальных исследований. При выявлении у беременной соматических заболеваний, осложнений беременности частота наблюдении и объем обследований возрастают.
Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно или не посещает врача в назначенный срок, особенно при наличии патологии беременности, акушерка осуществляет патронаж, т.е. навещает ее дома, выясняет причину неявки, измеряет АД и приглашает на прием к врачу. Патронаж проводят также при отказе женщины от госпитализации. В этом случае врач или акушерка разъясняют женщине или ее близким родственникам опасность, к которой могут привести нарушения в состоянии здоровья женщины и плода, а также напоминает об ответственности за отказ от госпитализации. При этом врач назначает соответствующую терапию и продолжает наблюдать беременную на дому. При посещении беременной на дому врач и акушерка дают рекомендации по питанию, личной гигиене, участию женщины в домашней работе, исходя из условий жизни семьи и здоровья женщины.
Результаты патронажа, дата его осуществления заносятся в Индивидуальную карту беременной, родильницы (форма № 111/у). Патронаж беременной может осуществлять и врач, если женщина по состоянию здоровья не может посетить консультацию или необходимость ее осмотра врачом на дому выявлена акушеркой при патронаже6.
В регионах с высокой рождаемостью, при значительном числе многорожавших женщин на участке для осуществления патронажа беременных выделяется специальная патронажная акушерка.
Дородовой Патронаж беременных осуществляют также медсестры детской поликлиники (Детская поликлиника). Сведения о беременных в детскую поликлинику поступают из женской консультации. Медсестра посещает беременную дважды: первый раз в течение 10 дней после получения сведений о ней из женской консультации, второй раз — на 31—32-й неделе беременности. Цели дородового патронажа: установить контакт детской поликлиники с будущей матерью, познакомиться с условиями жизни будущего ребенка, оценить социальное положение семьи, гигиеническое состояние квартиры, выяснить состояние здоровья матери, дать ей необходимые рекомендации по режиму труда, отдыха, питанию, по подготовке уголка для новорожденного, обучить правилам вскармливания и ухода за новорожденным, проконтролировать регулярность посещения женщиной школы молодых матерей. При обнаружении социально-бытовых трудностей в семье медсестра может направить женщину на консультацию к юрисконсульту.
Патронаж детей - форма
патронажа, проводится на каждом педиатрическом
участке врачом-педиатром и
Первый раз врач-педиатр
и медсестра посещают ребенка
на 2—3-й день после выписки его
из акушерского стационара, затем
один раз в неделю. Т.о., участковый
врач-педиатр осматривает
На селе патронаж детей до 1 года осуществляет медсестра. Она контролирует рациональное вскармливание ребенка, организует мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии, профилактические прививки, проводит работу по повышению санитарной культуры матери. При отсутствии в штате ФАП патронажной медсестры эти функции выполняет акушерка. Результаты патронажа заносятся в амбулаторную карту или патронажные тетради7.
Врачебный патронаж детей первого месяца жизни и дальнейшее наблюдение за их развитием осуществляет врач-педиатр сельского врачебного участка, в труднодоступных районах — врач-педиатр выездной врачебной бригады центральной районной больницы.
Патронаж психически больных — одна из организационных форм внебольничной психиатрической помощи (Психиатрическая помощь). Основная цель патронажа психически больных — проведение на дому, в семьях, производственных трудовых коллективах долечивания психически больных, выписанных из стационаров, медицинское наблюдение за лицами, не нуждающимися в оказании медпомощи в специализированных лечебно-профилактических учреждениях психиатрического профиля.
Информация о работе Институт патронажа в Российской Федерации