Институт российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа юридической природы и содержания института российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов
- Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
- исследование понятия гражданства, его основные особенности и значение;
- рассмотрение принципов гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследование основания и порядок приобретения и утраты Российского гражданства.

Содержание работы

Введение .3

I Общие положения о гражданстве 6
1.1. Понятие и основные принципы гражданства 6
1.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ 12

II Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве
Российской Федерации 15

2.1. Правовое регулирование гражданства России 15

2.2. Двойное гражданство лиц Российской Федерации 19

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

првавед - « Институт гражданства в Российской Федерации ..docx

— 44.09 Кб (Скачать файл)

В прежнем союзном законодательстве предусматривалось только одно основание  для выхода из гражданства - лишь по ходатайству лица.

Ходатайство о выходе из гражданства  Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает  или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о  правовой помощи, но имеет либо имущественные  обязательства перед физическими  или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности  перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом. Существуют также такие обстоятельства, которые  исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве  на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий  о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации  или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации  должны быть мотивированы полномочными органами.

Основанием прекращения гражданства  Российской Федерации является так  же отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Решение о приеме в гражданство  Российской Федерации отменяется в  отношении лица, которое приобрело  гражданство Российской Федерации  на основании заведомо ложных сведения и фальшивых документов устанавливается  в судебном порядке. Отмена решения  о приеме в гражданство не освобождает  данное лицо от установленной законом  ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в  гражданство Российской Федерации  не распространяется на супруга и  детей лица, указанного выше, приобретавших  гражданство Российской Федерации  вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что  гражданство Российской Федерации  было приобретено незаконным путем.

 

Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.

II Правовое регулирование  решения вопросов о гражданстве  Российской Федерации

2.1. Правовое регулирование гражданства  России

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и  изменения гражданства Российской Федерации требует правового  регулирования. Механизму реализации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его основе принято "Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденное Указом Президента Российской Федерации. Закон определяет, какие  государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и  обжалования решений по этим делам.

Такими органами являются: Президент  Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел  Российской Федерации, Министерство Иностранных  дел Российской Федерации, дипломатические  представительства и консульские  учреждения Российской Федерации.

Конституция устанавливает, что Президент  решает вопросы гражданства Российской Федерации.

Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся  решения по вопросам: приема в гражданство  Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства, разрешение гражданину Российской Федерации  иметь одновременно гражданство  другого государства, отмена решения  о приеме в гражданство, предоставление почетного гражданства. По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут все другие государственные органы.

Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации - образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского государства.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения  по каждому ходатайству и представлению  по вопросам гражданства. Предложения  комиссии оформляются протоколом и  подписываются всеми её членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений  комиссия всесторонне оценивает  доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов  и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом  оформленные свидетельские показания. Комиссия учитывает мнение компетентных органов республики, если дело касается гражданства, затрагивающего интересы республик в составе Российской Федерации. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении  вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а  также Министерство иностранных  дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения.

 

В их функции входят: прием заявлений  и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации  приобретения и прекращения гражданства  Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации  внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается  постановлением Президента Российской Федерации. Полномочия Министерства иностранных  Дел Российской Федерации, дипломатические  представительства и консульские  учреждения Российской Федерации имеют  компетенцию, аналогичную Министерству внутренних дел. Но к их функциям прибавляется ведение учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих  за пределами Российской Федерации.

Производство по делам о гражданстве  также освещено в Законе. В этой части Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления, сроки подачи и оформления, сроки  подачи и рассмотрения заявлений  и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации.

Заявления о регистрации изменения  гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту  жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие консульские  учреждения, или дипломатические представительства.

Ходатайства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел. Заявления и ходатайства  подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение: прекращение, сохранение или изменение  гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под документами  удостоверяется нотариально. Если заявитель  не может подписать заявление  или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись.

Оформление заявления или ходатайства  производится органом внутренних дел  по месту жительства при личном обращении  заявителя, или через дипломатические  представительства и консульские  учреждения. При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного  обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатические представительства, консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы  о гражданстве по заявлению их ходатайству, переданному через  другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под  заявлением или ходатайством должна быть удовлетворена нотариально.

При подаче заявления или ходатайства  по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная  пошлина, размер которой устанавливается  законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются от уплаты госпошлины полностью или частично в порядке, установленном законом Российской Федерации.

Органы внутренних дел, либо дипломатические  представительства выносят свое мотивированное заключение, а при  необходимости составляют представления, которые направляются в Комиссию по вопросам гражданства Российской Федерации. Срок рассмотрения заявлений  по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств – 9 месяцев. Срок подачи заявления, пропущенный  по уважительной причине, может быть, по просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации  считается приобретенным или  прекращенным со дня принятия решения  полномочными органами или издания  указа Президента Российской Федерации.

Исполнение решений по делам  о гражданстве в отношении  лиц, проживающих на территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие  органы, а в отношении лиц, проживающих  за пределами Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические  представительства и консульские учреждения.

Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а в консульствах - паспорта гражданина Российской Федерации  с соответствующей отметкой. В  документах детей, не достигших 16 лет, делается запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется комиссией при Президенте и другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суде.

Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства нарушение  сроков рассмотрения заявлений и  ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных  органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок  исполнения решений по вопросам гражданства  Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке в  порядке подчиненности должностному лицу, либо в суде. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц в дипломатических представительствах или консульствах.

2.2. Двойное гражданство лиц Российской Федерации

В институте гражданства существует принцип двойного гражданства. Случаи двойного гражданства возникают  из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок  может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей  или в результате усыновления  иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства  жена должна "следовать гражданству своего мужа"

До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания  за гражданами Российской Федерации  гражданства в случаях, когда  российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его  только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года. Российский гражданин может  одновременно иметь и гражданство  иностранного государства, но допускается  это только в одном из следующих случаев:

- если такую возможность предусматривает федеральный закон

- если это предусмотрено международным договором РФ.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных  актах недопустимо. Российскому  гражданину может быть разрешено  по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий  международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному  условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Международный договор, о котором  упоминается в части 1 статьи 62 Конституции  РФ, должен прямо предусматривать  права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств

 Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства  при приобретении российского  гражданства может сохранить  гражданство этой страны (обязательного  отказа от иностранного гражданства,  как это предписывалось в прежнем  законе о гражданстве, при приеме  в российское гражданство не  требуется). Но в России в соответствии  с нашим законодательством будет  рассматриваться только как российский  гражданин. Двойное гражданство  будет за ним признано в  России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный  договор. 

Наличие у гражданина Российской Федерации  гражданства иностранного государства  может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя  государствами и должен подчиняться  законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства не умаляет  прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение  в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства. Всё это соответствует международной  практике, и согласно Конвенции, лицо, обладающее двумя гражданствами, может  рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

Информация о работе Институт российского гражданства