Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа юридической природы и содержания института российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов
- Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
- исследование понятия гражданства, его основные особенности и значение;
- рассмотрение принципов гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследование основания и порядок приобретения и утраты Российского гражданства.
Введение .3
I Общие положения о гражданстве 6
1.1. Понятие и основные принципы гражданства 6
1.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ 12
II Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве
Российской Федерации 15
2.1. Правовое регулирование гражданства России 15
2.2. Двойное гражданство лиц Российской Федерации 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
В прежнем союзном
Ходатайство о выходе из гражданства
Российской Федерации может быть
отклонено, если гражданин проживает
или намеревается поселиться в стране,
не связанной с Российской Федерацией
договорными обязательствами о
правовой помощи, но имеет либо имущественные
обязательства перед
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведения и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.
Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.
II Правовое регулирование
решения вопросов о
2.1. Правовое регулирование
Реализация рассмотренных выше
норм об основаниях прекращения и
изменения гражданства
Такими органами являются: Президент
Российской Федерации, Комиссия по вопросам
гражданства при Президенте Российской
Федерации, Министерство Внутренних Дел
Российской Федерации, Министерство Иностранных
дел Российской Федерации, дипломатические
представительства и
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации.
Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства, разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление почетного гражданства. По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут все другие государственные органы.
Комиссия по вопросам гражданства
при Президенте Российской Федерации
- образуется Президентом и является
государственным органом
Комиссия вносит на рассмотрение Президента
Российской Федерации предложения
по каждому ходатайству и
При рассмотрении ходатайств и представлений
комиссия всесторонне оценивает
доводы заявителя, содержание представления,
заключение государственных органов
и общественных организаций по ходатайствам,
иные документы и надлежащим образом
оформленные свидетельские
Остальные государственные органы,
принимающие участие в решении
вопросов гражданства или решающие
их, входят в систему исполнительной
власти. К ним относятся Министерство
Внутренних Дел и его органы, а
также Министерство иностранных
дел, дипломатические
В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Распределение компетенции по вопросам
гражданства Российской Федерации
внутри системы органов внутренних
дел Российской Федерации устанавливается
постановлением Президента Российской
Федерации. Полномочия Министерства иностранных
Дел Российской Федерации, дипломатические
представительства и
Производство по делам о гражданстве также освещено в Законе. В этой части Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления, сроки подачи и оформления, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие консульские учреждения, или дипломатические представительства.
Ходатайства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел. Заявления и ходатайства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение: прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под документами удостоверяется нотариально. Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись.
Оформление заявления или
При подаче заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются от уплаты госпошлины полностью или частично в порядке, установленном законом Российской Федерации.
Органы внутренних дел, либо дипломатические представительства выносят свое мотивированное заключение, а при необходимости составляют представления, которые направляются в Комиссию по вопросам гражданства Российской Федерации. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств – 9 месяцев. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть, по просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочными органами или издания указа Президента Российской Федерации.
Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а в консульствах - паспорта гражданина Российской Федерации с соответствующей отметкой. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется комиссией при Президенте и другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суде.
Отказ в приеме заявлений и ходатайств
по вопросам гражданства нарушение
сроков рассмотрения заявлений и
ходатайств, а также другие действия
должностных лиц полномочных
органов, нарушающие порядок рассмотрения
дел о гражданстве и порядок
исполнения решений по вопросам гражданства
Российской Федерации, могут быть обжалованы
в установленном порядке в
порядке подчиненности
2.2. Двойное гражданство лиц Российской Федерации
В институте гражданства
До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года. Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:
- если такую возможность
- если это предусмотрено международным договором РФ.
Упоминание в Конституции
Международный договор, о котором упоминается в части 1 статьи 62 Конституции РФ, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств
Отсюда практически вытекает,
что гражданин иностранного
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.
Факт двойного гражданства не умаляет
прав и свобод российского гражданина
и не освобождает его от обязанностей,
вытекающих из российского законодательства.
Однако допускается, что федеральным
законом или международным