Источники (формы) права: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1) Право – естественный продукт человеческой истории;
2) Право – искусственный результат деятельности определенных социальных сил.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права
Возникновения права
Понятие и виды источников (форм) права…………………...5
Источники права в РФ…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.80 Кб (Скачать файл)

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны  отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны. Прецедент, может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала2.

Признание прецедента источником права дает возможность  суду выполнять правотворческие  функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при  его наличии, этот постулат характерен для всей системы общего права.

Юридическая доктрина

Мнения ведущих  ученых-юристов в большинстве  правовых систем не образуют право  в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового  регулирования значение научных  работ в области права всегда было довольно велико3. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов.

В то же время истории  развития права известны случаи, когда  юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи  нередко обосновывают свои решения  ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.

Религиозные тексты

Это священные книги  различных религий, положения которых  имеют общеобязательное значение в  соответствующих системах религиозного права (христианского канонического  права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В первую очередь следует назвать Коран  и Сунну (Коран — это священная  книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна — сборник жизнеописания  пророка Мухаммеда), которые являются двумя главными источниками мусульманского права1.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее  религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право  соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная  система права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативный правовой договор

Это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, которым  образуется правовая норма. В качестве основной нормативно-правовой формы  выступает в международном праве2.

Договор — эффективное  юридическое средство по определению  прав и обязанностей, правил взаимоотношений  граждан и юридических лиц. Большое  значение он имеет в отношениях между  государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

С юридической точки  зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав и  обязанностей. В условиях становления  в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента  саморегулирования значительно  возрастает. Свобода и равенство  сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием  договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность договора как подзаконного источника права  заключается в том, что стороны  могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом  или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что  правовое регулирование института, договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства — Гражданский  кодекс — посвятил договору три  главы.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном  случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический  приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

б) Источники  права в Российской Федерации

Выявление круга  источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.1

Из всех известных  истории источников (форм) права  применительно к Российской Федерации  можно говорить о трех ее видах: о  правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу  применения.

В российском праве  санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания (на территории России пока действуют Консульский устав СССР и КТМ СССР) предлагает руководствоваться портовыми обычаями для определения продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой.

В Российской Федерации  источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

Международный договор  — это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими  государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут  быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов — республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации.

Источниками права  могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры устанавливают  нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»)1. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную правовую норму.

Наиболее характерным  для Российской Федерации источником права является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных  актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном  механизме. Все нормативные акты государственных органов принято  делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической  силой среди нормативных актов  обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию  государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности  граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую  базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции  развиваются и детализируются в  других нормативных актах. Причем все  они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В  противном случае любой акт (или  его часть) признается недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими  представительными органами как  самой Федерации, ее субъектов, так  и соответственно народным голосованием (референдумом).Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной  чертой закона является то, что в  нем всегда содержатся юридические  нормы, то есть он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов  высшего представительного органа — постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура.

Каждый закон  проходит обязательные стадии, которые  нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов.

Будучи едиными, по способу формирования, положению  в правовой системе государства  и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные.

К числу конституционных  законов относятся прежде всего законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношении. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский процессуальный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются  законы федеральные и законы субъектов  Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов РСФСР» в  ряде республик (Карелия, Калмыкия и  др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные  законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения  закона субъекта Федерации с законом  Российской Федерации действует  федеральный закон.

Информация о работе Источники (формы) права: понятие и виды