Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:21, реферат
Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1) Право – естественный продукт человеческой истории;
2) Право – искусственный результат деятельности определенных социальных сил.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права
Возникновения права
Понятие и виды источников (форм) права…………………...5
Источники права в РФ…………………………………………..
Издание законов
— не единственная форма правотворчества
высших представительных органов. Так,
палаты Федерального собрания — Государственная
Дума и Совет Федерации — полномочны
принимать постановления, котор
Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы1.
Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», от 23 февраля 1995 г. «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц».
В соответствии с
законом о Правительстве
Указы Президента Российской
Федерации как подзаконные акты
не могут противоречить
Нормативные акты Правительства. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа»), от 6 апреля 1995 г. «Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
ГЛАВА 2. Нормативно-правовой акт как источник права
Говоря о юридических актах необходимо обратить внимание на то, что термин «акт» имеет в сфере права два значения:
а) правомерного действия
— юридического факта, в том числе
действия по правотворчеству, когда
законодательный орган
б) официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных действий и в котором, следовательно, они «пребывают».
Когда речь идет об
источниках права, то слово «акт»
понимается главным образом во втором
из указанных значений (хотя «имеется
в виду», что при помощи таких
актов устанавливаются, изменяются,
отменяются юридические нормы); в
нормативном акте-документе
Во всех правовых
системах под нормативным актом
понимается акт правотворчества, исходящий
от компетентного государственного
органа содержащий нормы права. Он рассчитан
на регулирование заранее
Нормативный акт
имеет определенные преимущества перед
другими источниками права. Во-первых,
государственные органы имеют большие
координационные возможности
Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права».
Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание, например, решение суда по конкретному вопросу, распоряжение по тому или иному вопросу руководителя администрации либо результаты юридических действий частных лиц, скажем, завещание, договор.
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
1. Нормативный акт
может быть издан оперативно,
в любой своей части изменен,
что позволяет относительно
2. Нормативные акты,
как правило, определенным
3. Нормативные акты
позволяют точно фиксировать
содержание правовых норм, что
помогает проводить единую
4. Нормативные акты
поддерживаются государством, им
охраняются. В случае нарушения
положений нормативных актов
нарушители преследуются и
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры)
и иные источники
права ненормативного характера (правовые
обычаи, судебные прецеденты и решения).
В данном случае нормативность выступает
критерием разграничения
Нормативно-правовые акты1:
а) дифференцированы,
поскольку механизм государства
имеет разветвленную структуру
органов с определенными
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящими не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Итак, нормативный
акт — это официальный
а)Действие нормативных актов во времени.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);
в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями, в которых
официально публикуются нормативно-
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
- истечения срока,
на который был принят
- объявления об
утрате юридической силы
- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
- устаревания юридического
документа в связи с
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой
акт не имеет обратной силы (эта
юридическая аксиома
Во-вторых, нормативно-правовой
акт моет утратить силу, но отдельные
его положения, нормы могут применяться
к фактам, имевшим место во время
его действия («переживание закона»).
Это относится и к
б) Действие
нормативных актов в
Действие нормативных
актов в пространстве суть территориальные
ограничения их действия, когда нормативный
акт применяется на той территории,
на которую распространяется суверенитет
государства или компетенция
соответствующих органов. Поэтому
акты федеральных органов
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К государственной
территории приравниваются морские, речные
и воздушные суда, находящиеся
под флагом государства. По правилам
международного права военные суда
приравниваются к территории государства
без исключений, а гражданские
морские и воздушные суда —
в водах и воздушном
в)Действие нормативных актов по кругу лиц.
Существует общее правило, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из это правила есть исключения:1
· во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;
· во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, и т.д.);
· в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
-им не предоставляются
некоторые права и не
-представители
иностранных государств(главы государств
и правительств,дипломатический персонал
посольств,другие иностранные граждане)
наделяются правом дипломатического иммунитета(