Источники (формы) права: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1) Право – естественный продукт человеческой истории;
2) Право – искусственный результат деятельности определенных социальных сил.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права
Возникновения права
Понятие и виды источников (форм) права…………………...5
Источники права в РФ…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.80 Кб (Скачать файл)

Особую категорию  адресатов нормативных актов  составляют лица с двойным гражданством,а так же беженцы и перемещенные лица.Лица с двойным гражданством(бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств.Беженцы,покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств,так же становятся субъектами правоотношений нескольких государств.В отличае от них вынужденные переселенцы покидают(по разным причинам) не суверенное государство,а какой-либо регион данной страны.

 

ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая  сила законов. Виды законов.

Закон — нормативный  юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно  народа, обладающий высшей юридической  силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Исходя из определения, данного С.С. Алексеевым, признаки законаможно подразделить на следующие:

• во-первых, закон  — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие  действия по введению в правовую систему  юридических норм по их отмене или  изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или  их изменения; закон - источник права;

• во-вторых, закон  — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны — в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

• в-третьих, закон  — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему  в принципе «все под силу», он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под»  законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

• в-четвертых, закон  — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни  страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается», поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона.

Рассматривая закон  как нормативный юридический  акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:

— от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы  права, а индивидуальные предписания  по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение  передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются  в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделе, это  было распоряжение главы администрации);

— от интерпретационных  актов, т.е. актов толкования, в которых  дается только разъяснение действующих  норм, но не устанавливаются новые  или изменяются либо отменяются действующие  нормы (такие акты в большинстве  случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом  государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка1.

Законодательство  — это вся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых  формулировках нормативных актов  под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные  документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы  Президента. РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время  нормативные указы Президента (а  также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся  к законодательной области, имеют  соответствующую, близкую к закону юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3).

Виды  законов. Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.

Конституция как  основополагающий учредительный юридический  акт страны — это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

В Российской Федерации  в настоящее время действует  Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии с  Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные  правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются  по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный  закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы и если он одобрен  большинством не менее трех четвертей  от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный  закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как  и все законы, обладают высшей юридической  силой, но сами должны соответствовать  Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и  последовательное проведение в ней  тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных  законах.

Главная задача особого  органа правосудия — Конституционного Суда — и состоит в том, чтобы  обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации  всех законов, иных нормативных юридических  актов и тем самым осуществление  во всех актах конституционных начал.

Среди законов следует  выделять:

а) федеральные законы — те, которые принимаются федеральным  законодательным органом — Федеральным  Собранием — и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов  Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) — те, которые  принимаются в соответствии с  распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и  распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные, о труде, по социальному обеспечению, процессуальные, природоохранительные.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в  которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о  здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Среди законов (и  иных нормативных юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы.

Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне  согласованный закон, иной нормативный  акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

По некоторым  проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может  содержать только исходные, «рамочные» нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается  и принимается особый нормативный  юридический акт (такой проблемой  в Гражданском кодексе Российской Федерации являются вопросы особой разновидности залога — ипотека)1.

Все основные (профилирующие  и специальные) отрасли законодательства имеют «свой» заглавный кодекс: гражданское  законодательство — Гражданский  кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; гражданское  процессуальное законодательство —  Гражданский процессуальный кодекс и т.д.

Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические  особенности, особые правила внесения в них изменений.

Кодифицированные  акты носят различные наименования. Наряду со «штатным» именем «кодекс» они в некоторых случаях упомянуты в документах как «устав», «положение», просто «закон».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит  кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах  Федерации принимаются акты в  соответствии с их компетенцией, при  этом — на основании федеральных  кодексов, других федеральных законов, их собственных конституций (уставов).

Кодексы относятся  к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что  необходимо для юридического регулирования  той или иной группы отношений: и  общие принципы, и регулятивные институты  всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный  материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и  «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в  системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие  соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной  отрасли. Все другие законы, иные нормативные  акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части  первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в  других законах, должны соответствовать  настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт — кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия ГК большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Характеристика  законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что  все другие нормативные акты, кроме  законов, — акты иного юридического качества: все они находятся «под»  законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем  подзаконность нормативных юридических актов не означает их «меньшую» юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Правовое регулирование  действия закона включает в себя комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого закона, механизм введения его в действие, пределы  действия закона во времени и пространстве, орган, способы и средства его  исполнения, перечень законов и других правовых актов, подлежащих отмене или  изменению в связи с принятием  нового закона1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы.

Мы выяснили, что  источниками права являются официальные  государственные документы, в которых  закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

В нашей работе мы рассмотрели следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный  договор и др. Более подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт  и закон.

Выявление круга  источников имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Информация о работе Источники (формы) права: понятие и виды