Исторические формы брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.

Содержание работы

1.Введение
2.Древняя семья
3.Дуально-родовой брак
4.Моногамия
5.Заключение
6.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Казявке3.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

Исторические формы брака.

Содержание

1.Введение

2.Древняя семья

3.Дуально-родовой брак

4.Моногамия

5.Заключение

6.Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Брак, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между  женщиной и мужчиной, устанавливающая  их права и обязанности по отношению  друг к другу и к детям. От характера  брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берёт на себя определенные задачи по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. "Если бы брак не был основой семьи, — писал К. Маркс, — то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 162).

Как социальное отношение, брак имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности. В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности брака, — индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь. Всего в истории человечества существует  три исторических формы брака:

  1. Древняя семья
  2. Дуально-родовой брак
  3. Моногамия

 

 

 

 

2. Древняя семья

История семьи уходит в  далекую древность, она тесно  связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. Современная реконструкция картины брачных отношений древнего человека не является абсолютно достоверной и в большинстве случаев остается лишь научной гипотезой.

История семьи переплетена  с антропогенезом — становлением человека и социогенезом — возникновением социума, общества. Семья в начале человеческой истории была основным социальным основанием, формой отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества.

Становление человеческого  общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов — пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

Современная эволюционная теория происхождения человека относит появление предка человека — прямоходящую человекообразную обезьяну — рамапитека — к нескольким миллионам лет назад (14—4 млн. лет до н.э.)[1] Согласно геохронологической периодизации истории земли и человечества антропоген — период существования человека — соответствует плейстоцену — антропологическому периоду земли. Голоцен — современная геологическая эпоха, которая развивается до сих пор.

По последним данным антропологии, эволюция человеческой линии заняла около 10 Млн. лет.

Переходное звено между  обезьяной и человеком — австралопитек (от лат. — южный и греч. — обезьяна). Основные находки австралопитеков — африканские. Прямохождение австралопитека подтверждено современными биотехническими исследованиями. Рост австралопитеков — 120— 150 см, объем мозга — 500 см куб., продолжительность жизни не более 20 лет. По последней реконструкции, пред-люди жили небольшими группами — два-три десятка особей, недалеко от воды, на границе леса и равнины. В пищу употребляли дикие плоды, мелких животных — грызунов, зайцев, ящериц. Спали на деревьях. На земле делали гнезда — укрытия от диких зверей из колючих веток в скалах, пещерах, баррикадируя вход. Пользовались естественными орудиями труда — камнями, палками, костями.

Последние комплексные исследования подтверждают в основном дарвинистские  эволюционные идеи. Сенсационным является открытие корковых полей в мозге  обезьян, которые являются механизмом образования понятий. Это открытие привело к выводу о наличии у обезьян доязыкового, авербального мышления.

Оказывается, шимпанзе имеют  понятие о форме, расстоянии, они способны дифференцировать альтернативные варианты, выбирая для себя оптимальный. Опыты показали, что шимпанзе усваивают язык глухонемых — до 500 языковых знаков.

По физиологическим реакциям человек ближе всего к гориллам и шимпанзе. Человек относится  к животным хордового типа, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Сходство человека с приматом подтверждается на любом уровне биологической организации. Человека отличает членораздельная речь, концептуальное мышление, трудовая деятельность.

Социальность имеет свои биологические предпосылки. Большинство  антропологов сходятся во мнении, что  появление прямоходящих австралопитеков — результат макромутации. Прямохождение — комплексный феномен, связанный с экологическими изменениями, космической радиацией и вулканической активностью. Как и во времена Ч. Дарвина, наиболее вероятной прародиной человечества представляется область Восточноафриканского рифта — гигантского горного разлома.

В последнее время весьма актуальной стала так называемая альтруистическая теория гомонизации. Очевидно, что выжили только наиболее сплоченные и умные группы австралопитеков.

С течением времени связь  между функцией руки и развитием зоны мозга привели предлюдей к овладению пра-орудиями и началу систематической трудовой деятельности. Основные положения трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса подтверждаются последними открытиями и разделяются большинством современных антропологов.

Английский археолог Луис Лики в Олдовайском ущелье в Танзании нашел останки древнего человека, получившего в науке название Homo habilis — "человек умелый". Homo habilis — потомок австралопитека. Время обитания "человека умелого" в схеме исторической периодизации древности принято называть олдовайской культурой. Олдовайский человек отличался систематической трудовой деятельностью и владел палочными орудиями труда. Если следы "человека умелого" обнаружены пока только в Африке, то так называемые архантропы (питекантропы, синантропы) проживали в разных климатических зонах. Архантропы относятся к ашельской культуре, название которой связано с находками древних останков во Франции, в местечке Сент-Ашель. Человек ашельской культуры обитал на земле повсеместно 800—200 тыс. лет назад и умел сам изготовлять примитивные орудия труда. На процесс антропогенеза большое влияние оказывало изменение климата. За время антропогена произошло около восьми серьезных оледенений. В эпохи максимальных похолоданий площадь ледников превышала современную в 13 раз. Резкое похолодание, вероятно, приводило к массовой гибели животных и растений, при этом выживали сильнейшие экземпляры, обеспечивая дальнейшее развитие своего вида. Этот процесс говорит о том, что линейный прогресс невозможен, он связан с огромными потерями и трагическими катастрофами. Прогрессивное развитие имеет высокую цену через многочисленные жертвы.

В очередной послеледниковый  период произошел новый эволюционный скачок — появление неандертальца, жившего на протяжении длительного исторического периода — 200—40 тыс. лет назад. Неандертальцы умели создавать не только искусственные орудия труда, но строить жилища, хоронить умерших.

Антропогенез неотделим  от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели его к социализации.

Важнейшим фактором социализации является порядок отношений между  полами. История человеческой семьи  — один из самых запутанных, спорных  и гипотетических вопросов науки.

Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая — отрицает наличии групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака.

В наше время большинство  исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом.

В далекой древности форма  отношений между полами/ по всей вероятности, определяла весь социальный порядок, стадного человеческого общества. Стадо прошло огромный путь от ранних коллективов австралопитеков до неандертальцев.

Промискуитет в переводе с латыни означает "общий,, 
смешанный". Очевидно, древнее стадо было промискуитетным. Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали половые запреты. Промискуитет нельзя трактовать как беспорядочные отношения. Сторонники теории промискуитета 
считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм. Промискуитет обеспечивал подавление зоологического соперничества в борьбе за самку. Многие стада животных погибают из-за такого соперничества. 

В первобытных коллективах должна была быть исключена ревность, изначально связанная с зоологическим законом доминирования. Промискуитет содействовал обузданию животных половых инстинктов, способствуя их очеловечиванию. Промискуитетный брак поддерживал стадную коллективность. Без промискуитета не могло оформиться первичное стадо предлюдей с его постоянством и коллективностью. Промискуитетные стада оказались наиболее сплоченными и в результате жизнестойкими. Промискуитет — это первый социальный порядок, обеспечивший дальнейшую антропологическую эволюцию. Вероятно, основным противоречием стадного образа жизни была борьба двух начал: биологического и социального, между зоологическими инстинктами и развивающейся социальностью. В стадах предлюдей, где доминирование исчезло, появилось равное распределение и согласованность. Доминирование обеспечивает порядок только при биологических связях, социальные отношения в условиях доминирования не развиваются.

Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределения пищи был непосредственно связан с ее потреблением — равный доступ к пище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которое отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчинило пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование выработали инстинктивную солидарность.

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет — это одна из самых ранних форм организации.

                             3. Дуально-родовой брак

От стадной организации  человечество перешло к следующей социальной форме — родовой. Открытие рода было великим вкладом Л. Моргана в науку. Если существование промискуитетного стада подвергается рядом исследователей древности сомнению, то наличие родовой организации — исторический факт, подтвержденный огромным этнографическим материалом. Род — универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития. Достоверно известно, что родовая организация возникла примерно 40 тыс. лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Это время совпадает с очередным огромным похолоданием. На территории современной Италии и Испании жили северные олени и мамонты. Зимы были снежные и холодные.

Л. Морган связывал появление  рода с экзогамией. Экзогамия — полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия — абсолютный запрет половых отношений. Современный археологический и этнографический материал уточняет природу экзогамии и агамии. Агамные запреты — табу — имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу — охотничьи и хозяйственные — были известны в стаде. Табу распространялись на всех членов коллектива. Можно предположить, что агамные и промискуитетные периоды в стаде перемежались. Постепенно промискуитет стал не постоянным явлением, а сводился к периодическим оргаистическим праздникам. Этнографические наблюдения подтверждают, что хозяйственные и охотничьи табу, сменяемые оргаистическими праздниками, — универсальное явление древности. С появлением агамных периодов появились случаи полового общения между членами разных коллективов. Постепенно эти случайные эпизоды, часто связанные с оргиастическим нападениями, умыканием женщин, сменяются постоянными, традиционными брачными связями между чужеродными коллективами. Стадо не просто перерастает в род, а складывается дуально-родовая система. Род внутри строго экзогамен, т. е. между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам. Отношения между родами поддерживаются благодаря наличию между их членами группового брака. С усложнением социальной жизни дуально-родовой брак перерос в дуальнофратриальный. Фратрия — совокупность родов. Появилась возможность вступать в брак с членами не одного рода, а нескольких. Поскольку род — явление универсальное, дуально-родовой брак тоже универсален для определенного исторического периода. По сравнению с промискуитетом дуально-родовой брак был истинной социальной организацией отношений между полами. Все биологические инстинкты были поставлены под социальный контроль. Общественные отношения превратились в первичные, господствующие по отношению к семейнобрачным.

Информация о работе Исторические формы брака