Исторические формы брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.

Содержание работы

1.Введение
2.Древняя семья
3.Дуально-родовой брак
4.Моногамия
5.Заключение
6.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Казявке3.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

Экзогамия нарушила первобытную  замкнутость стадной эпохи. Вероятно, процесс родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные экзогамные группы и взаимодействием между стадами, каждое из которых становилось экзогамным. Главным историческим событием родообразования было появление человека современного типа — Homo sapiens ("человека разумного"). Homo sapiens отличается от неандертальца отсутствием надглазного валика, появлением подбородного выступа, высоким лбом, развитыми боковыми долями мозга. Человек верхнего палеолита обладал членораздельной речью, целенаправленной деятельностью, концептуальным, абстрактным мышлением. Для производственной деятельности родового человека были характерны высокая степень коллективизма, налаженная кооперация труда. Биологи высказали предположение, что экзогамия привела к внутривидовой гибридизации: стали пересекаться до этого замкнутые стадные кровосмесительные линии, что привело к изменениям на генетическом уровне, образованию нового вид— макромутации.

Весьма вероятно, что скачок от неандертальца к Homo sapiens произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс. лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка. Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. Историко-этнографические открытия последних лет подтверждают тезис об историческом приоритете материнско-родовой организации. При родовом строе производственные и детопроизводственные отношения исключали друг друга.

Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. Этнографический материал подтверждает, что брачные группы были связаны ритуальными встречами в определенных, освещенных обычаем местах. Скорее всего, эти встречи могли иметь форму оргаистических праздников, сопровождавшихся ритуальными играми и плясками.

При рождении ребенок переходил  в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей  были все взрослые мужчины и женщины  рода. Отсутствовало понятие социального  отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови.

Половые партнеры входили  в разные хозяйственные и имущественные  коллективы. Брак носил дисэкономический характер. Раздельное проживание брачных групп делало брак дислокальным. Родовой человек мог принадлежать только к тому роду, в котором родился, т. е. к роду матери.

Материнский род и групповой  брак — взаимосвязанная система.

Имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство —  все, что привычно ассоциируется  с семейным укладом, не имело отношение к родовой семье, а было атрибутами рода. Может быть, время существования матриархата было единственным в истории человечества периодом, когда сексуальные отношения мужчины и женщины имели самостоятельное значение и не были связаны с заботами о детях, очаге; эти отношения не предполагали ревности, соперничества, ненависти и т. д.

Важнейшие признаки рода: экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Родовая община характеризовалась коллективизмом, потребление было равнообеспечивающим, общинным.

Процесс становления рода протекал во всех основных регионах земного  шара и носил панойкуменный характер. На новой дуально-брачной основе контакты между ранее изолированными человеческими коллективами стали постоянными. С переходом от стадного периода к родовому обществу население земли возросло в 10 раз.

Совсем недавно бытовало в науке представление, что существовала однородность первобытной культуры на всех территориях земли. Современные  научные исследования установили, что  для первобытной эпохи характерна неравномерность развития. Так, родовой строй возник не повсеместно, а в отдельных наиболее развитых и сплоченных коллективах. Те человеческие группы, которые не перешли к экзогамии, были вытеснены более сильными экзогамными сообществами.

С переходом человечества к родовому строю темп исторического развития резко увеличился, что прежде всего выразилось в интенсивном развитии производительных сил.

Если история стадного общества исчисляется миллионами лет, то родового строя — всего несколькими тысячелетиями. Есть серьезные основания считать, что собственно первый социальный строй, называемый социологами эгалитарным, начинается с родовой организации, так как это время "человека разумного", а стадный период — лишь предыстория человечества, связанная с существованием предлюдей.

Примерно десять тысяч  лет назад, в эпоху неолита, произошла  так называемая неолитическая революция  — появилось земледелие и скотоводство. Неолитическая революция выразилась в переходе присваивающей, непроизводящей экономики (собирательство, охота) к производящей — земледелие, скотоводство.

Переход к производящему  хозяйству был вызван суровой необходимостью. Предполагают, что очередной экологический кризис привел к резкому сокращению числа диких животных. Для того чтобы выжить, человечеству пришлось шагнуть выше еще на одну ступеньку развития. Возникли более сложные и многообразные системы обмена, что привело к укреплению социальных связей. В отличие от воззрений XIX в., выяснилось, что становление производящего хозяйства произошло в комплексной земледельческо-скотоводческой форме лишь в оседлых обществах, а скотоводство обособилось довольно поздно — только ко II тыс. до н.э. Сейчас принято считать первым крупным общественным разделением труда, взятым во всемирно-историческом масштабе, выделение земледельческо-скотоводческих племен из низших охотников и собирателей.

                                           4. Моногамия

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.

Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации  стали противостоять друг другу  родовые и семейные интересы. Победа семейных отношений привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых порах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этнографические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчина мог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одновременно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.

Последние исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Каждая домовая община жила в отдельном длинном доме, вела свое обособленное хозяйство. Домовая община — большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. В составе домовой общины были три-четыре поколения родственников и рабы. Численность домовой общины составляла до 200—300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности — общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

В борьбе общественных и  частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость  знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия — единобрачие.

С точки зрения материалистического, понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами. Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других.

Помимо экономической  предпосылки возникновения моногамии  значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

Роль субъективного фактора  в становлении моногамии рассматривает  Ф. Энгельс, считая, что переход к  единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной. С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы — женщины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся  фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов земли древние  сказания возвеличивают всесильных матерей — владычиц земельных  кладовых (Хозяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые  до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют  в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине — создательнице Вселенной. Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины.

Б образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц — из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю.

С возникновением стратифицированного  общества, сменившего эгалитарное, — общества социального неравенства, моногамной семьи — религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины. С этого времени все религиозные направления несут печать женоненавистничества. В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история  моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение  моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямсвязано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь — результат длительного исторического развития, она органически связана с процессор формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви — индивидуальность этого чувства, Любовь — индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой  появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась  в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.

Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания. Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Информация о работе Исторические формы брака