Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, реферат
От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.
1.Введение
2.Древняя семья
3.Дуально-родовой брак
4.Моногамия
5.Заключение
6.Список используемой литературы
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития 58 стала демократизация внутрисемейных отношений. В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX столетия.
Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.
Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступить в повторные браки.
Эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространенному числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловёческих нравственных ценностей. Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Распущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше соответствовать потребностям современной семьи. Не следует драматизировать эти безрадостные изменения, так как, по общему признанию представителей мировой социологической науки, институт брака сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспечивающего свободное развитие личности.
Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода.
Сегодня развод считается
важным средством разрешения противоречий
современного брака. Развод стал структурным
элементом современных брачно-
Структурные и функциональные
изменения института семьи
Тенденция к усилению автономии поколений в значительной мере связана с технологической революцией, которая привела к устареванию трудовой культуры старшего поколения.
Дети получают бесспорное преимущество перед отцами, обладая более современной технологической культурой. Они оказываются более приспособленными к новым условиям общественного труда, чем их отцы. Меняется традиционное профессиональное соотношение отцов и детей, что в свою очередь ослабляет внутрисемейные контакты и усиливает солидарность в поколенческих группах.
Стабильность и постоянство
человеческого стада
Энергетический фонд человека в четыре раза выше, чем у других млекопитающих.
Этот факт подтверждает, что антропогенез и социоге-нез — синхронные, взаимосвязанные процессы.
Неолитическая революция
оказала огромное влияние на развитие
семьи. Появление земледелия и скотоводства
резко усилило общественное значение
мужского труда. Неолитическая революция
привела к кризису и в
А разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к, усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. На смену патриархальной монолитности семьи, которая держалась на страхе, насилии, бесправии, приходят товарищеские отношения между членами семьи. Супруги, которые считают свой брак счастливым, имеют высокую оценку по индексу "супружеского товарищества" и низкую по индексу "супружеской напряженности". Новым явлением стало широкое распространение неполных семей. Это не традиционная семья , а в основном родители без партнеров. В подавляющем большинстве неполная семья состоит из работающей матери с детьми. Неполные семьи составляют вполне жизнеспособную форму. Вместе с тем неполным семьям нужна большая помощь со стороны общества. Распространенность неполных семей привела к такому тяжелому явлению, как безотцовщина и женское одиночество, которые в свою очередь способствуют росту подростковой преступности.
Современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они сравнимы с результатами научно-технической революции.
Развитие моногамии в
современную эпоху