Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:11, реферат
Гражданское общество в теории конституционного права трактуется как совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества, независимо, автономно от государства. Основными же элементами такого общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.1 В рамках данной реферативной работы будет рассмотрена совокупность исторических фактов, повлиявших на состояние гражданского обществ в России, а также будут проанализированы все перечисленные выше характеристики на предмет их наличия и степени развитости в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История как главная детерминанта развития гражданского общества в России…………………………………………………………………………..4
Глава 2. Исторически сложившаяся проблематика гражданского общества в России…………………………………………………………………..…………9
Заключение……………………………………………………………………….22Библиографический список……………………………………………………..24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История как главная
детерминанта развития гражданского общества
в России………………………………………………………………
Глава 2. Исторически сложившаяся
проблематика гражданского общества в
России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество в теории конституционного права трактуется как совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества, независимо, автономно от государства. Основными же элементами такого общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.1 В рамках данной реферативной работы будет рассмотрена совокупность исторических фактов, повлиявших на состояние гражданского обществ в России, а также будут проанализированы все перечисленные выше характеристики на предмет их наличия и степени развитости в России.
Следует заострить внимание на следующем факте – становление гражданского общества в России кардинально отличается от большинства западных стран. Обусловлено это, в первую очередь, длительным «пребыванием» крепостного права на территории российской империи, и конечно в умах её народа – сознанию людей потребовалось очень много времени, чтобы понять, что рабство закончилось, а уж тем более, начать выражать свою позицию, объединяться в сообщества, противодействовать.
Еще одной причиной особенного пути формирования гражданского общества является социалистический строй, который существовал в России на протяжении 70 лет и заморозил развитие этого института.
Процесс становления гражданского общества в России можно охарактеризовать как волнообразный. Первая волна пришлась на вторую половину XIX столетия и связана она с реформами Александра II. Вторая волна наблюдалась в конце 80-х начале 90-х годов XX века, и причиной стал уже распад Советского Союза, открытие внешних границ.
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ КАК ГЛАВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Обратившись к истории, можно обнаружить множество объяснений того, что гражданское общество в России находиться именно в том состоянии, в котором мы наблюдаем сегодня.
Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и другие реформы). Все это ускорило необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических отношений, что создало экономическую основу гражданского общества. Многообразные образовательные, медицинские, благотворительные и другие общественные организации получают новый импульс к развитию, что соответственно стимулировало рост различных институтов общественной самоорганизации, помогало стабилизировать русское общество.2
Значительным шагом к гражданскому обществу явилось образование относительно самостоятельных от государства выборных органов местного самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения. Часть прав от ведомства государственного управления перешла к органам самоуправления, которые стали важнейшим структурным элементом гражданского общества.
Судебная реформа 1864 г. провозгласила такие принципы как равенство всех перед законом, разделение судебной и административной властей, несменяемость судей, независимость адвокатуры, гласность и состязательность процесса, создание суда присяжных. Были введены новые либеральные судебные уставы. После реформ 60-х гг. XIX века активизировался процесс становления среднего класса - социальной базы гражданского общества. Однако все это можно рассматривать только как первые шаги на пути к гражданскому обществу. После убийства царя-реформатора Александра II новый император Александр III обнародовал манифест “О незыблемости самодержавия” (1881 г.). Началась эпоха реакции, резкого торможения процессов либерализации в общественной системе.
Следующий период в развитии институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В эти годы складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии являлись субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные изменения в государственном строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности, Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма.
Первая мировая война обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.
Февральская революция 1917 г. дала мощный импульс развитию гражданского общества. В результате в России начали развиваться демократические институты свободы слова, собраний, организаций, вероисповедания. Возникла масса политических и неполитических организаций. Огромный рост социальной активности масс способствовал развитию институтов общественного самоуправления. Однако, слабая государственная власть не смогла упорядочить этот процесс. Над страной нависла угроза анархии.3
Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил ситуацию в стране. Установилась жестокая централизация власти, применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная собственность - основа экономической самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они действовали под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность развития гражданского общества. При тоталитаризме нет места для гражданского общества. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно фактически собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. Произошло грандиозное уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. Что касается термина “гражданское общество”, то он был изгнан из советского государственно-правового и политического лексикона. Такие организации, как профсоюзы, комсомол, кооперация, творческие союзы, которые в других условиях могли бы послужить базой для развития гражданского общества, в советский период во многом лишались самостоятельности, входя в официальные структуры партийно-государственной машины.
Термин “гражданское общество” вновь стал актуальным в 80-е гг. ХХ в. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в России имели целью формирование предпосылок гражданского общества.
Под воздействием социально-экономических и политических реформ во второй половине 80-х гг. в России произошли большие перемены. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.
Трансформация институтов российского общества серьезно сказалось на его социальной структуре. Изменились отношения собственности и власти, появились новые социальные группы (“предпринимательская структура” и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества.
Перераспределение собственности
через приватизацию открыло возможности
для формирования среднего класса в
России. Приватизация позволила частным
лицам приобретать в
После распада СССР в 1991 г. для России начался новый позитивный период становления гражданского общества. Современная Россия в конце XX столетия начала путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому государству, к гражданскому обществу.
После огромного перерыва в развитии гражданского общества в России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.
За несколько лет
Все перечисленные организации
относятся к субъектам
Сферы и направления деятельности
гражданских организаций в
Реальными признаками существующего гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям. Однако, все эти признаки характеризуют российское общество как гражданское именно с позиции государства. Имеют ли реальную силу профессиональные объединения и сообщества? В чем же причина, по которой гражданское общество в России не достигло столь же высокого уровня, что и в западных странах? В следующей части более подробно остановимся на этих вопросах.
ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
В отличие от западных демократий, выраставших "снизу" на основе исторически вызревавших объективных и субъективных предпосылок, в России гражданское общество инициировалось "сверху", выступало скорее мобилизационной моделью, которую по образу и подобию западных образцов, во-первых, предстояло создать, и во-вторых - "наполнить" демократическим содержанием. Все это в эпоху развернувшихся российских реформ представлялось в дико упрощенном, схематичном, "динамичном" варианте. Крах либеральных реформ в России еще раз подтвердил опасность слепого подражательства Западу и одновременно высветил особую, если не исключительную, роль государства в создании в стране предпосылок формирования гражданского общества и вообще условий развития иной социально-политической системы.
Возвращаясь к основным проблемам, вновь обратимся к истории, но уже более поздней.
Во-первых, перестройка и развал СССР. Все теории о гражданском обществе исходят из того, что истинная, действенная демократия нуждается в полноценном гражданском обществе. Это одновременно и нормативная гипотеза, и эмпирическое наблюдение. Формально негосударственные организации существовали и в Советском Союзе, но они не были независимы от государства. Имело место лишь внешнее сходство, подобные организации не выполняли и не могли выполнять выше указанные функции. Гражданская, или скорее социальная активность строго контролировалась советским государством. В середине 1960-х годов прошлого века появились диссиденты – предшественники нынешних гражданских активистов. Сперва медленно, потом всё стремительнее советское общество при Горбачёве как бы взрывалось. Появилось огромное количество не контролируемых и не созданных государством объединений. Уже осенью 1990 г. газета «Правда» насчитывала более 11 000 независимых от государства организаций.
Во-вторых, взлет и падение при Ельцине. Еще до распада СССР многие гражданские активисты выполняли посреднические функции между государством и обществом. Многие активисты на выборах 1989 г. даже были избраны депутатами Верховного Совета или получили должности в правительстве. Многочисленная группа первых неполитических организаций поддержала Бориса Ельцина, «поставив», таким образом, на демократически ориентированную часть советской номенклатуры. Но этот союз оказался очень непрочным. Практически ему положили конец три события: конституционное противостояние осенью 1993 г., первая чеченская война и президентские выборы 1996 г. (выборы на короткое время сплотили указанные силы, но впоследствии разобщили их окончательно). По сравнению с политикой в деятельности НПО зазор между нравственным императивом и противостоящими ему компромиссами в духе реальной политики значительно меньше. Влияние НПО основывается не на должностях, за которыми стоит государственная власть, а преимущественно на доброй репутации в широких кругах общественности, на доверии, которым они пользуются, то есть на том, что очень трудно приобрести и так легко потерять. До самого конца президентства Ельцина отношения между государством и НПО были отмечены взаимным игнорированием.
Информация о работе История становления гражданского общества