Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 08:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение. Кроме того, юридические факты и правоотношения позволяют судить о политике, проводимой государством в сфере социального обеспечения, ее особенностях и тенденциях, поскольку в них всегда отражается позиция законодателя по тем или иным ключевым вопросам.
В праве социального обеспечения на сегодняшний день отсутствуют самостоятельные комплексные исследования, характеризующие общеотраслевую специфику юридических фактов и правоотношений в сфере социального обеспечения. С учетом значимости права социального обеспечения для современного государства, его всевозрастающей роли в поддержке нуждающихся граждан, а также принимая во внимание сложность, противоречивость и значительный объем социальнообеспечительного законодательства, потребность в исследовании проблемы юридических фактов и правоотношений в праве социального обеспечения и выработке практических рекомендаций по совершенствованию законодательства не вызывает сомнений, что и предопределило выбор темы курсовой работы.
Состояние исследования темы. Проблема юридических фактов и правоотношений, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты и правоотношения рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью. Однако нужно заметить, что еще далеко не все отраслевые юридические науки отличаются подробным исследованием своих специфических юридических фактов и правоотношений. К числу таковых следует отнести и право социального обеспечения, где вопросы юридических фактов и правоотношений еще не получили должного освещения.
Цель исследования - системное изучение сущности и специфики обстоятельств, порождающих правовые последствия в праве социального обеспечения России.
Поставленная цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач, наиболее существенными из которых являются:
Объект исследования составили юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения.
Предметом исследования являются юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения, их составы, виды, значение в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений.
Теоретическую базу курсовой составили труды общетеоретического и отраслевого характера, в частности работы по теории права и государства (С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, С.Н. Братуся и И.С. Самощенко, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородского, Е.А. Киримовой, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.Д. Перевалова, В.М. Сырых), исследования, посвященные теории правоотношения (Н.Г. Александрова, Ю.И. Гревцова, А.П. Дудина, О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьяна, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфиной) и специально теории юридических фактов и правоотношений в общем или же применительно к определенной отрасли права (М.М. Агаркова, Е.И. Аюевой, О.В. Баринова, Э.Н. Бондаренко, В.И. Данилина и С.И. Реутова, З.Д. Ивановой, В.Б. Исакова, О.А. Красавчикова, С.П. Маврина, Э.Г. Тучковой, Е.Б. Хохлова и др.). Вопросы, касающиеся юридических фактов и правоотношений в праве социального обеспечения, рассматриваются в работах В.С. Андреева, В.С. Аракчеева, Е.И. Астрахана, Т.Ю. Барышниковой, Л.Я. Гинцбурга, Л.А. Гречук, И.В. Гущина, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, А.Е. Козлова, Т.М. Кузьминой, В.А. Тарасовой, Я.М. Фогеля, В.Ш. Шайхатдинова и некоторых других авторов.
Научная новизна результатов исследования. Курсовая работа представляет собой первое комплексное исследование, посвященное особенностям юридических фактов и правоотношений в праве социального обеспечения, их разновидностям, а также процедуре установления.
1 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Социальное обеспечение - многоаспектное понятие. В экономической науке этот термин обозначает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения обобществленной части созданного продукта. Материальным содержанием социального обеспечения выступают социальные фонды, которые являются составной частью фондов потребления.
Социальное обеспечение можно рассматривать и в качестве элемента социальной функции государства. В этом аспекте социальное обеспечение выступает как деятельность государства по осуществлению этой функции.
Социальное обеспечение рассматривается и как юридическая категория. В этом случае отношения по социальному обеспечению являются объектом воздействия комплекса правовых норм. Право социального обеспечения регулирует специфический комплекс общественных отношений распределительного характера, возникающих между гражданами и органами системы социального обеспечения в связи с предоставлением гражданам отдельных видов социального обеспечения, Это отношения, возникающие в связи с денежной формой обеспечения (пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами); отношения в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и т.п.); отношения, возникающие в связи с другими видами социальной заботы о пожилых, детях, нетрудоспособных, других категориях граждан. Данные общественные отношения называются социально-обеспечительными. Эти отношения составляют основной предмет права социального обеспечения, стержнем, ядром которого являются пенсионные отношения. Наряду с социально-обеспечительными отношениями, производными от них и входящими в предмет права социального обеспечения, являются процедурные отношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение для социального обеспечения, и процессуальные отношения по рассмотрению споров, возникающих между субъектами социально-обеспечительных отношений. Их служебная роль состоит в обеспечении нормального протекания основных отношений, наиболее полной реализации прав и выполнения обязанностей их участниками.[8, c.65]
Принципами права социального обеспечения называются руководящие начала, идеи, объективные закономерности, характеризующие внутреннее единство данной системы права и указывающие основные направления ее развития.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др. Законодательство не устанавливает ограничений для каких-то категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях утраты средств существования по причинам, независящим от них (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др.), признаваемых социально значимыми.
2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению. С помощью различных форм и видов социального обеспечения можно наиболее полно удовлетворить различные специфические потребности субъектов социального обеспечения.[9, c.54]
3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. Отношения по социальному обеспечению являются частью распределительных отношений. Они должны соответствовать такому социальному критерию, как справедливость, то есть гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. В социальном обеспечении это проявляется в предоставлении гражданам раз личных видов социального обеспечения с учетом трудового вклада и без всякой связи с трудом. Поэтому финансовые источники, за счет которых осуществляется социальное обеспечение, различны. В порядке обязательного социального страхования трудящимся гражданам гарантируется обеспечение трудовыми пенсия ми, определенными видами пособий и социальных услуг за счет таких средств, как средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного социального страхования и Фонда занятости. В то же время многие виды социального обеспечения представляются гражданам без связи с их трудовой деятельностью, как членам общества, за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и др.).[12, c.98]
4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством. Дифференциация видов, условий и уровня (раз мера) обеспечения осуществляется в зависимости от социально значимых обстоятельств, наибольшее значение среди которых имеет трудовой вклад гражданина, а также причины нетрудоспособности, нуждаемость и др.
5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму. В настоящее время таким стандартом признается минимальный размер заработной платы, который, однако, не соответствует минимальному прожиточному уровню. Этот принцип пока далек от реального воплощения, однако государство, признавая данный принцип, проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения путем пересмотра ранее назначенных пенсий, введения и повышения размера надбавок, увеличения размера пособий на детей и т.п.
6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение. Осуществление и восстановление нарушенных прав граждан на социальное обеспечение гарантируется в различных формах (политической, идеологической, экономической, правовой). Особая роль принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении контроля со стороны государственных и общественных органов за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения. Каждому гражданину гарантируется так же возможность судебной зашиты нарушенных прав в этой сфере общественных отношений.
1.2 Источники права социального обеспечения
Источники права социального обеспечения могут классифицироваться по различным критериям: по сфере действия, по кругу субъектов, по сроку действия и другим. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и органам, которые их принимают.
Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. К этой группе источников права социального обеспечения следует отнести нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Всеобщей декларации прав человека (1948 г.); нормы ряда Конвенций и Рекомендации МОТ, например: Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1967 г.) и др.; Рекомендации МОТ № 43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1933 г.); нормы соглашений стран СНГ по вопросам социального обеспечения, например: Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 г. и др.).
Особое место среди источников права социального обеспечения занимает Конституция Российской Федерации. Ст. 18 Конституции РФ закрепляет положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Конституция закрепляет правовой статус (положение) граждан в сфере социального обеспечения) (см. ст.ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53 и др.
К источникам права социального обеспечения относятся также нормы Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Они закрепляют право граждан на охрану здоровья (беременных женщин, женщин-матерей, несовершеннолетних, инвалидов и т.п.) и гарантии этих прав. Особое место при этом занимает право граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.[16, c.65].
Информация о работе Юридические фактори и правоотношения в социальном обеспечении