Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 08:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение.
Среди источников права социального обеспечения важное место занимают законы Российской Федерации. До настоящего времени отсутствует единый кодифицированный правовой акт, закрепляющий права граждан в области социального обеспечения. Такие права закреплены в различных российских законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, предоставление различного вида социальных услуг, например: Законе РФ от 20 ноября 1990 г.» О государственных пенсиях в Российской Федерации» с изм. и доп.; Федеральном законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других законах.
Указы Президента РФ также выполняют роль источников права социального обеспечения, так как ими регулируются многие вопросы, относящиеся к данной сфере. В последнее время приняты Указы Президента РФ, которые устанавливают различные социальные гарантии лицам, находившимся на государственной службе (должности); меры по социальной поддержке граждан, потерявших работу и признанных безработными; меры по социальной поддержке многодетных семей; социальные льготы несовершеннолетним — бывшим узникам концлагерей; повышенные размеры компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие вопросы социальной защиты населения Российской Федерации.[17, c.91]
Среди источников права социального обеспечения следует выделить Постановления Правительства РФ. В качестве источников права они устанавливают порядок и условия применения норм законов о пенсионном обеспечении граждан, об обеспечении граждан пособиями, устанавливают дополнительные меры по социальной защите различных групп обеспечиваемых. К таким источникам права относятся, например: Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. «Об утверждении Положения о порядке назначении и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям»; Постановление Правительства РФ от 01 сентября 1995 г. «О утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» и целый ряд других.
Нормативные акты министерств и ведомств также могут выступать в роли источников права социального обеспечения. На основании норм таких актов гражданам производятся некоторые социальные выплаты или предоставляются социальные услуги. К их числу следует отнести, например, Положение о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временным вынужденным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости России от 06 марта 1995 г.; Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцами беженцам, утв. приказом федеральной миграционной службы от 01 ноября 1993 г.; Положение о порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством, утв. приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. Кроме того, к этой группе источников права относятся и такие акты как, например, Инструкция министерства юстиции РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии»; Инструкция «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов», утв. приказом Минсоцзащиты населения РСФСР от 15 февраля 1991 г. и другие акты министерств и ведомств.[14, c.92]
В условиях формирования рыночной экономики локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение. Предусматривая дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан, они существенно повышают их социальную защиту на уровне региона, муниципальном уровне, на уровне каждого конкретного предприятия. В числе таких источников права необходимо выделить нормы коллективных договоров, которые заключаются в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. К данной группе источников права могут также относиться нормы территориальных соглашений, актов субъектов федерации и органов муниципальной власти, касающиеся вопросов социальной защиты граждан.
2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ И ИХ СОСТАВОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Понятие и сущность юридических фактов в праве социального обеспечения
Понятие юридического факта является достаточно разработанным в юридической литературе. Как правило, учёными даётся сходное определение юридического факта, под которым понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В целом аналогичное определение давалось и дореволюционными исследователями этой проблемы. Другими словами, юридический факт представляет собой конкретную (фактическую) предпосылку участия субъекта в том или ином правовом отношении. Помимо юридического факта в таком его понимании, в качестве подобных общих предпосылок выделяют также норму права и правоспособность.[2,c.67] Норма права, регулируя определенное общественное отношение, характер правоотношения и содержит в своей гипотезе указание на те жизненные обстоятельства, при наступлении которых эта норма приводится в действие. Правоспособность же представляет собой ту общую, абстрактную возможность приобретать права и обязанности, при наличии которой субъект может вступить в конкретное правоотношение. Наконец, юридический факт переводит общие установления правовой нормы в права и обязанности конкретных лиц. Таким образом, для возникновения, изменения или прекращения правового отношения необходимо наличие в совокупности нормы права, правоспособных субъектов и юридического факта.
Юридические факты могут быть рассмотрены с точки зрения принадлежности к той или иной сфере правового регулирования общественных отношений. Анализируя жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определенных юридических последствий, можно судить о направлениях правового регулирования и государственной политике в соответствующей области. Очевидно, что с течением времени, под влиянием экономических, политических, идеологических факторов меняются и юридические факты. Именно они помогают увидеть динамический «срез» той или иной отрасли права, поскольку именно с ними связывается возникновение изменение, прекращение правоотношений и наступление иных правовых последствий. Юридические факты, таким образом, воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования в определенной области.
Юридические факты служат своеобразным (дополнительным к предмету и методу правового регулирования) доказательством существования отрасли права, так как для каждой отрасли характерен свой «набор» юридических фактов. Конечно, многие факты имеют правовое значение сразу для нескольких отраслей права, но в целом каждая самостоятельная отрасль использует такие специфические юридические факты, которые необходимы для регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли, присущим ей методом.
В юридической литературе до настоящего времени понятие юридического факта в праве социального обеспечения не было предметом самостоятельного исследования.[2, c.73] Однако необходимость подобной работы продиктована все возрастающей ролью права социального обеспечения. Рождение и смерть, детство и старость, болезнь и инвалидность, чрезвычайные обстоятельства и т.д. - все это неизменные спутники человеческого существования, и то, что они находят отражение в нормах права социального обеспечения, является показателем их значимости, а следовательно, и ценности соответствующих научных исследований. Юридический факт выступает частной предпосылкой участия субъекта в том или ином социально-обеспечительном правоотношении, в то время как норма права социального обеспечения и правоспособность выполняют роль общих предпосылок.[4,c.64]
Во 1-х, юридические факты - это происшествия, определённым образом выраженные вне. Отсюда следует, что юридическими фактами не имеют все шансы существовать идеи, хотения, намерения, ежели они не получили собственного материализованного закрепления. Совместно с тем, законодательство время от времени учитывает субъективную сторону тех либо других действий (к примеру, причина как нужное ограничение юридической ответственности, мотив правонарушения и т. п.) в вариантах, когда мы владеет дело со трудным юридическим фактом, к примеру преступлением. В льготе общественного снабжения постановитель время от времени еще придает правовое смысл субъективной стороне какого-нибудь явления беспристрастной реальности.
Во 2-х, юридические факты выражаются в наличии либо неимении определенных явлений материального решетка. Дело в том, что правовое смысл имеют все шансы обладать не лишь наличные(имеющиеся, положительные), однако и этак именуемые нехорошие, выражающие неимение тех либо других явлений, факты;,(неимение иного зарегистрированного брака, недалёкой ступени родства, факт неимения работы у личика, исполняющего выход за детками погибшего кормильца, и т.п.). Иными словами, постановитель может объединять юридические последствия не лишь с наличием определенных явлений, однако еще с их неимением.
В 3-х, юридические факты отображают оригинальность главных направлений и методик правового регулирования публичных отношений, входящих в объект той либо другой ветви права. В качестве юридических фактов выступают происшествия, какие напрямик либо непрямо затрагивают интересы страны, сообщества либо отдельной личности. Невзирая на то, что привнесение фактам юридического смысла зависит в целом от воли законодателя, такими традиционно стают более значительные, социально важные происшествия. Сообразно юридическим фактам разрешено осуждать о проводимых в государстве преображениях, главных направленностях и целях его политики и т.д. К примеру, в настоящее время для страны приоритетное смысл владеет усовершенствование демографической ситуации, что отображается в таковой доборной мерке госпомощи семей, имеющих деток, как исходный (домашний) капитал (Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.).
Таким образом, в юридических фактах, имеющих значение для права социального обеспечения, выражается позиция государства о том, какие обстоятельства оно считает необходимыми и достаточными для того, чтобы то или иное лицо могло претендовать на получение определённого вида, социального обеспечения за счёт, общественных и обобществлённых средств.
Юридический факт в льготе общественного снабжения - это такое жизненное событие, которое предвидено нормами предоставленной ветви в качестве основания пришествия определённых правовых последствий. Следует подметить, что мнения «юридический факт в льготе общественного обеспечения» и «социально-обеспечительный адвокатский факт» не являются тождественными. Этот парадокс нуждается в доскональном рассмотрении. Адвокатский факт в льготе общественного снабжения - это хоть какое-то событие, с которым правовые нормы связывают пришествие каких-то юридических последствий (материального либо процедурного нрава). Социально-обеспечительный адвокатский факт - это таковой факт, который описывает надобность предоставления личику такого либо другого вида общественного снабжения (возраст, увечность, кратковременная нетрудоспособность и т. д.); иными словами, социально-обеспечительный факт объясняет пришествие материально-правовых последствий, указывает, сообразно какой-никакой фактору и при каком условии (критериях) мещанин вправе обретать муниципальную содействие либо оглавление. Потому к социально-обеспечительным фактам невозможно отнести высказывание нуждающегося и документ органа общественного снабжения о предоставлении определенного вида снабжения (это, сообразно крупному счету, факты вспомогательного нрава, какие необходимы для законного и обоснованного пришествия материально-правовых последствий).
Таковым образом, первое из указанных мнений просторнее другого сообразно размеру, так как подключает еще юридические факты процедурного нрава. значительные, социально важные происшествия. Сообразно юридическим фактам разрешено осуждать о проводимых в государстве преображениях, главных направленностях и целях его политики и т.д. К примеру, в настоящее время для страны приоритетное смысл владеет усовершенствование демографической ситуации, что отображается в таковой доборной мерке госпомощи семей, имеющих деток, как исходный (домашний).
Чтобы реализовать основания и условия социального обеспечения, привести их в действие, требуется соблюдение соответствующей юридической процедуры.
Различие этих двух категорий нужно усматривать и в другом. Говоря о юридических фактах в праве социального обеспечения, мы ограничиваемся только рамками данной отрасли, в то время как социально-обеспечительные факты могут быть связаны и с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан, относящихся к государственным служащим, порядок прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права. С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения. В первом же случае мы изначально ограничивались только отраслью права социального обеспечения.
2.2 Фактические составы в праве социального обеспечения (понятие, виды и юридическое значение)
По мнению М.М. Агаркова,: «Чаще всего юридическое отношение возникает, изменяется или прекращается не в результате единичного факта, а в результате определенной совокупности фактов». Эта совокупность юридических фактов получила в науке название фактического состава. Для того чтобы определиться в их сущности, видах и роли в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений, необходимо рассмотреть, по меньшей мере, три вопроса: 1) понятие фактического состава, 2) разновидности фактических составов, 3) правовые последствия, порождаемые незавершенными фактическими составами (то есть такими, в которых процесс накопления отдельных фактов еще не закончен).
Информация о работе Юридические фактори и правоотношения в социальном обеспечении