Юридические лица как участники гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:30, лекция

Описание работы

1. Понятие и признаки юридических лиц. Правосубъектность юридического лица.
2. Виды юридических лиц, их классификация. Организационно-правовые формы юридических лиц.
3. Порядок образования, учредительные документы, органы юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиалы и представительства.
4. Реорганизация юридического лица и их виды.
5. Прекращение и виды прекращения юридического лица.
6. Коммерческие организации и их виды. Сельскохозяйственные коммерческие организации. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Холдинговые и финансово-промышленные компании
7. Некоммерческие организации и их виды.

Файлы: 1 файл

Тема 5. Юридические лица.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Высшим органом управления крестьянского хозяйства является общее собрание, если крестьянское хозяйство образуется в качестве юридического лица. Общее собрание решает любые вопросы касающиеся деятельности крестьянского хозяйства в том числе: утверждать или отменять  решения главы крестьянского хозяйства; утверждать устав крестьянского хозяйства и внесения изменений в него; избрание и освобождение главы крестьянского хозяйства; распределение доходов и рассмотрение вопросов; реорганизация и ликвидация крестьянского хозяйства, а также решает другие вопросы, которые определены уставом крестьянского хозяйства. Все вопросы решаются 2\3 голосов от общего числа членов хозяйства.

Холдинговые и финансово-промышленные компании (Гип. 43).

В результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала сложились  определенные формы объединений предпринимателей. Объединения возникли и в результате обратного процесса — разукрупнения организаций, когда вследствие реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние.

Под объединениями коммерческих организаций понимается форма интеграции, участники которой осуществляют согласованную предпринимательскую  деятельность. Классификация объединений  предпринимателей может быть проведена  по ряду критериев. Так, по точки зрения организационно-правовых форм объединений следует выделять: ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства, холдинги, финансово-промышленные группы, объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.

Холдинги – наиболее распространенная в рыночных отношениях форма объединения коммерческих организаций вертикального типа, основанного на отношениях экономической субординации и контроля.

Холдинг – вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний (независимо от форм собственности) в целях установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – можно определить как совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и разных видов собственности, а также кредитно-финансовых и иных учреждений, инвестиционных институтов, организаций, в том числе иностранных, объединяющих капиталы в порядке и на условиях, предусмотренных нормативно-правовым актом о финансово-промышленных группах.

Создание и функционирование ФПГ тесно связаны с государством, что выражается не только в особенностях процедур формирования ФПГ, но также и в выборе приоритетных направлений деятельности. Участниками ФПГ могут быть государственные предприятия, государственные акционерные общества, банки, кредитно-финансовые учреждения и инвестиционные институты. Направления сферы деятельности ФПГ обозначаются с учетом государственных интересов. Вследствие этого государство придает процессу формирования ФПГ важное значение и предусматривает меры государственной поддержки.

Государство поддерживает формирование ФПГ, образуемых с соблюдением  приоритетной антимонопольной государственной  политики и согласно Закону о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Кыргызской Республики в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Кыргызской Республики.

ФПГ создаются ее участниками  в добровольном порядке или путем  консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников; по решению правительства Кыргызской  Республики; на основе межправительственных соглашений.

Нормативно-правовые акты о ФПГ регламентируют их статус фрагментарно и с наличием значительных пробелов. Это относится и к случаям прекращения деятельности ФПГ. Аналогия с нормами ГК о ликвидации юридического лица (ст. 96) дает возможность предположить, что ликвидация ФПГ означает ее ликвидацию как объединения и не должна быть связана с ликвидацией юридических лиц, входящих в это объединение, за исключением случаев, когда прекращение деятельности ФП Г обусловлена устранением ее участников как юридических лиц.

В целом к числу  значительных пробелов правового регулирования статуса ФПГ относятся отсутствие норм о порядке и сроках ликвидации ФПГ, распределение имущества, переданного участникам ФПГ, неясными остаются возможности применения к ФПГ законодательства о банкротстве.

 

 

  1. Некоммерческие организации и их виды.

В настоящее  время некоммерческие организации представляют собой одно из самых динамически развивающихся секторов гражданского общества со времен приобретения независимости Кыргызской Республики. Некоммерческие организации являются основой и гарантией необратимости демократических преобразований, независимости, основными носителями ценностей демократии, правового государства. Без самоорганизации разнообразных гражданских инициатив невозможно по настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.

Сложность и специфика ситуации в Кыргызстане  состоят в том, что в силу исторических условий основы гражданского общества (самоорганизующая и саморазвивающаяся система человеческой общности) и демократического государства формируются в Кыргызской Республике практически одновременно. В этих условиях они нуждаются во взаимной поддержке. Разумеется, гражданское общество невозможно установить декретом сверху, государство может и должно обеспечить стартовые условия для формирования институтов гражданского общества.

Некоммерческими организациями (Гип. 7) называются юридические лица, основной целью деятельности которых не является получение прибыли и распределение ее между своими участниками (учредителями). Организация, имеющая любую цель, не связанную с получением прибыли и профессионально занимающаяся любой деятельностью, включая предпринимательской, поскольку это необходимо для их уставных целей, признается некоммерческой организацией (п. 1, 3 ст. 85 ГК КР).

Формы некоммерческих организаций названы в п. 3 ст. 85 Гражданского Кодекса КР, как общественные объединения и религиозные организации, общественные фонды, учреждения, некоммерческие кооперативы, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), но они могут быть созданы и в иных формах, предусмотренных законодательными актами Кыргызской Республики.

Правовое положение некоммерческих организаций определяется:

Гражданским Кодексом Кыргызской Республики, который регламентирует основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;

Законом о некоммерческих организациях, который уточняет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, а зависимости от организационной формы, вопросы формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности учредителей (участников), основы управления и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Кроме того, правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций регулируется особыми законами (Гип. 8).

Под термином «некоммерческая организация» (Гип. 9) понимается общественное объединение, фонд, благотворительный фонд, учреждения или другое юридическое лицо, которое в конкретной правовой системе не считается частью правительственной структуры и не работает ради получения прибыли, т.е. заработанная прибыль не распределяется и не может распределяться как таковая. Этот термин не распространяется на профессиональные союзы, политические партии, кооперативы с распределением прибыли и церкви.

С 1 октября 1999 года принят Закон КР «О некоммерческих организациях», который предусматривает возможности создания некоммерческих организаций в следующих организационно-правовых формах: Общественные объединения; Учреждения; Фонды; Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В настоящее время гражданское законодательство Кыргызской Республики предусматривает возможности создания некоммерческих организаций с образованием или без образования юридического лица в следующих организационно-правовых формах: 

  • Общественные объединения и религиозные организации (Гип.10);
  • Учреждения (Гип. 11); 
  • Фонды (Гип. 12);
  • Кооперативы как некоммерческие организации (Гип. 13);
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (Гип. 14).

В соответствии с принятыми законами граждане имеют право создавать по своему выбору некоммерческие (общественные) объединения.

Так, в соответствии с вышеуказанными законодательствами, некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 85 ГК КР, ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях»). Обратим внимание на то, что выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков:

а) отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;

б) отсутствие права распределять полученную от предпринимательской  деятельности прибыль между участниками.

Основное предназначение некоммерческих организаций – осуществление  деятельности в целях, направленных на достижение общественных благ, в частности, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных подобных целях. Таким образом, закон не содержит исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций и это позволяет учредителям расширять эту сферу по собственному усмотрению в рамках законодательных актов. Цели создания отдельных видов некоммерческих организаций более конкретно определяются законами о соответствующих видах таких организаций, и учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности некоммерческих организаций в их учредительных документах.

В то же время в современных  условиях финансирование культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления, удовлетворения нематериальных потребностей граждан и иных подобных сфер деятельности некоммерческих организаций не является достаточным для их плодотворного развития. Поэтому чаще всего некоммерческие организации вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы обеспечить нормальные условия для работы.

Состав (перечень) органов  некоммерческих организаций, компетенция  каждого из них, порядок их назначения или образования определяются для  различных видов некоммерческих организаций (их организационно-правовых форм) помимо ГК также и Законом «О некоммерческих организациях», иными правовыми актами и учредительными документами конкретной некоммерческой организации.

 

 

Выводы:

  1. Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей, которые обладают рядом специфических признаков, образуются и прекращаются в специальном порядке и называются юридическими лицами.
  2. Для выполнения возложенных на юридическое лицо задач, вытекающих из его учредительных документов, оно должно обладать правосубъектностью,  что означает а) способность иметь гражданские права и нести обязанности (правоспособность); и б) способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность).
  3. В действующем гражданском законодательстве Кыргызской Республики все юридические лица в зависимости от цели и характера деятельности различаются на: а) коммерческие; б) некоммерческие, которые имеют свои особенности правового регулирования в вопросах порядка образования и прекращения деятельности, оформления учредительных документов, органов юридического лица, места нахождения юридического лица, его филиалов и представительств, государственной регистрации.

 

 

Вопросы для  обсуждения:

  1. Раскройте понятие и перечислите признаки юридического лица.
  2. Каковы особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц? Чем они отличаются от правоспособности и дееспособности граждан?
  3. Что такое специальная правоспособность юридического лица? Чем она обусловлена, каковы правовые способы ее закрепления?
  4. Чем определяется правовое положение филиалов и представительств юридических лиц? Может ли филиал наделяться правами юридического лица?
  5. Каковы способы возникновения юридических лиц? В чем сущность отдельных способов образования юридических лиц?
  6. Кто может принять решение о создании юридического лица?
  7. Как осуществляется индивидуализация <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_

Информация о работе Юридические лица как участники гражданских правоотношений