Коллективный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Коллективный договор - это договор между собственником или администрацией предприятия, с одной стороны, и трудовым коллективом, представленным профсоюзным комитетом, с другой стороны. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Коллективный договор принимается в целях разъяснения норм российского трудового законодательства, а также установления новых норм права, которые увеличивают гарантии сторонам договора по сравнению с законом.
В настоящее время коллективный договор носит характер локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным «внутренним трудовым кодексом» для наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и содержание коллективного договора 4
1.1 Понятие и значение коллективного договора 4
1.2 Функции коллективного договора 6
1.3 Разработка, порядок заключения и регистрация коллективного договора 8
1.4 Действие коллективного договора 11
1.5 Недействительность коллективного договора 12
1.6 Контроль за выполнением коллективных договоров 14
2. Коллективные договоры в промышленно развитых странах 17
2.1 Национальная специфика заключения коллективных договоров 18
2.2 Процедура коллективных переговоров 24
2.3 Международные коллективные договоры 25
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 32

Файлы: 1 файл

коллективный договор.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов  Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим  профсоюзам (объединениям профсоюзов).

Стороны должны предоставлять  друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок  проведения коллективных переговоров  определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для  его заключения, либо в порядке, установленном  коллективным договором (ст.44 ТК РФ).

1.4 Действие коллективного договора

 

Согласно ст.43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более  трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами  либо со дня, установленного коллективным договором4.

Стороны имеют право  продлевать действие коллективного  договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного  договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве  или ином обособленном структурном  подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор  сохраняет свое действие в случаях  изменения наименования организации, реорганизации организации в  форме преобразования, а также  расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности  организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации  в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или  смене формы собственности организации  любая из сторон имеет право направить  другой стороне предложения о  заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации5.

1.5 Недействительность коллективного договора

 

Институт коллективного договора в трудовом праве отличается от существующих в гражданском праве институтов договора и сделки. Нет необходимости раскрывать все отличия. Остановимся лишь на рассмотрении одного, касающегося использования в юридическом обороте категории ничтожности (недействительности) договора.

Трудовое законодательство не содержит понятия ничтожности (недействительности) коллективного договора в целом или его отдельных положений. Кроме того, в нем отсутствуют нормы о порядке признания коллективного договора (в целом либо его части) в качестве ничтожного (недействительного).

По смыслу ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса  РФ, если в коллективный договор  включены положения, снижающие уровень  прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, то они не могут применяться.

Согласно ч. 3 ст. 50 ТК условия коллективного  договора, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК, законами, другими нормативными правовыми актами, недействительны и не подлежат применению.

По нашему мнению, с точки зрения материального права по отношению  к такому институту трудового  права, как коллективный договор, необходимо использовать юридический оборот, согласно которому определенные положения коллективного договора "не могут применяться" .

Иными словами, смысловая нагрузка указанного юридического оборота двояка. Во-первых, под выражением "положения коллективного договора не могут применяться" следует понимать, что они не имеют юридической силы. Во-вторых, оно означает, что субъекты, заключившие коллективный договор, в котором есть не отвечающие требованиям норм ч. 2 ст. 9 и ч. 3 ст. 50 ТК положения, должны внести в его содержание соответствующие изменения в установленном законом порядке.

Последнее из двух представленных заключений базируется на юридической природе коллективного договора как договорного акта, т.е. акта диспозитивного регулирования трудовых отношений. По указанному акту окончательное решение вопроса может быть осуществлено только договорным путем в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Диспозитивное регулирование трудовых отношений предопределяет правило, согласно которому при регистрации свободно заключенных коллективных договоров окончательное решение вопроса находится в компетенции только субъектов, заключивших коллективный договор. Ранее принятое положение действующего коллективного договора может быть исключено из него в порядке, предусмотренном ст. 44 ТК.

Причем исключение одного из положений  коллективного договора производится путем коллективных переговоров и по обоюдному согласию субъектов взаимодействия по типу социального партнерства.

Наша точка зрения об институте неприменения отдельных положений действующего в организации коллективного договора была бы изложена неполно без следующего замечания.

Признание отдельных положений  коллективного договора в качестве тех, которые по условиям ч. 2 ст. 9 ТК не могут применяться, не влечет за собой признания коллективного договора в качестве акта, который не может применяться в целом.

Объективно это означает, что  отдельные положения коллективного  договора не имеют юридической силы, но сам коллективный договор подлежит надлежащему изменению в договорном порядке (ст. 36 и 37 ТК).

Законодательством не предусмотрена  норма, позволяющая работодателям  нарушать коллективный договор даже по объективным причинам. Норма ч. 2 ст. 22 ТК обязывает работодателей  выполнять его в любых условиях деятельности организации. В противном случае к работодателю могут быть применены соответствующие санкции.

Таким образом, действующим  законодательством определено, что  коллективный договор, с одной стороны, подлежит выполнению работодателем в императивном порядке (ч. 2 ст. 22 и ст. 43 ТК). С другой стороны, изменение и дополнение коллективного договора производятся в установленном законом порядке (ст. 44 ТК), то есть посредством проведения коллективных переговоров с одной из двух указанных целей.

Все сказанное позволяет  прийти к выводу о том, что если работодатель добровольно примет на себя обязательство установить для  определенной категории работников гарантии (подобные предусмотренным нормами ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и ч. 1 ст. 374 ТК) и зафиксирует данный факт в коллективном договоре, то:

- такое положение коллективного  договора не может считаться  ничтожным (недействительным);

- работодатель будет  вправе не предоставлять указанные  гарантии лишь в случае исключения данного положения из содержания коллективного договора в порядке, предусмотренном ст. 44 ТК.

1.6 Контроль за выполнением коллективных договоров

 

Контроль за выполнением  коллективных договоров осуществляется работодателем, представителями работников и отделом по труду администрации либо комитетом по труду мэрии.

Первоочередному контролю подлежат коллективные договоры, в  тексте которых при регистрации были выявлены условия, ухудшающие положения работников по сравнению с действующим законодательством.

При необходимости к  осуществлению контроля привлекаются представители профсоюзных органов, Государственной инспекции труда в Новосибирской области, специалисты других организаций.

Отдел по труду администрации  и комитет по труду мэрии осуществляют контроль за:

соответствием содержания коллективных договоров действующему законодательству и Региональному, отраслевому, Территориальному соглашениям;

выполнением сторонами  коллективных договоров;

сохранением действия коллективных договоров в случае смены собственника, проведения реорганизации, ликвидации организации и удовлетворением претензий трудовых коллективов6.

Ежеквартально до 5 числа  месяца, следующего за окончанием квартала, отдел по труду администрации направляет информацию о зарегистрированных коллективных договорах в комитет по труду мэрии.

Не реже одного раза в год отдел по труду администрации делает письменные запросы или проводит совместно с Государственной инспекцией труда в Новосибирской области выборочные проверки организаций, у которых при регистрации были сделаны пометки "с замечаниями", и анализирует поступающую от организаций информацию.

Комитет по труду мэрии:

ежеквартально до 10 числа  месяца, следующего за окончанием квартала, в электронном виде формирует  сводный реестр регистрации коллективных договоров, заключенных в организациях города Новосибирска, по десяти районам города;

не реже одного раза в  год получает от администрации района города Новосибирска информационную записку, в которой отражается динамика развития процесса регистрации, сдерживающие факторы и меры, принятые по их устранению, количество проведенных запросов и проверок и т.п. Анализирует полученную информацию.

Стороны, заключившие  коллективный договор, ежегодно или  в предусмотренные в них сроки отчитываются о выполнении коллективного договора на общих собраниях (конференциях) трудового коллектива.

При осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров, как и при регистрации, специалисты  отдела по труду администрации и  комитета по труду мэрии совместно  с Государственной инспекцией труда  в Новосибирской области имеют право:

посещать организации  независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;

не позднее одного месяца со дня запроса получать необходимую  информацию для проведения контроля за выполнением коллективного договора;

знакомиться со всеми  документами, касающимися выполнения коллективных договоров.

 

 

2. Коллективные договоры в промышленно развитых странах

 

Для реализации права  на коллективный договор важны легальные рамки коллективно-договорного процесса, т. е. юридические нормы, определяющие права на заключение коллективного договора, его содержание, форму, юридическую силу, саму процедуру коллективно-договорного регулирования труда.

Рассмотрим эти нормы  в обобщенном виде.

Право на коллективные договоры в большинстве случаев либо прямо  закреплено в конституциях (Франция, Япония, Греция, Италия, Испания, Португалия), либо трактуется как право, производное от права на ассоциацию (ФРГ, Австрия, Дания, Люксембург) Во многих странах это право регулируется в законодательстве (США, ФРГ, Япония, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Португалия, Испания, Канада, Новая Зеландия) В отдельных странах право на коллективный договор опирается на обычай, прецедент, судебную практику, а также закреплено в общенациональных соглашениях, заключаемых между центральными объединениями профсоюзов и предпринимателей (Дания, Норвегия)7.

Законодательство ряда стран (ФРГ, Австрия) предусматривает возможность заключения коллективных соглашений органами представительства трудовых коллективов предприятий по вопросам, не урегулированным в коллективных договорах, заключенных с участием профсоюзов В отдельных странах коллективные договоры могут заключать любые представительные организации работников, независимые от предпринимателей.

Сфера действия коллективных договоров зависит, в частности, от того, на какие категории работников распространяется по закону право на коллективный договор Это право имеет немало исключений В США оно не распространяется на сельскохозяйственных рабочих, домашних работников; в ФРГ, Японии — на государственных чиновников Ограниченное право на коллективные договоры в отношении содержания, процедуры заключения, юридической силы имеют государственные служащие США, Франции, Италии, Новой Зеландии. В Японии правом на коллективные договоры в урезанном виде пользуются работники национализированных предприятий (в коллективно-договорном порядке им запрещено регулировать вопросы, решаемые государством, например, размеры ставок заработной платы). В Великобритании правительство в 1987 г лишило права заключать коллективные договоры учителей государственных средних школ.

2.1 Национальная специфика заключения коллективных договоров

 

Имеется значительная национальная специфика в отношении процедуры  заключения коллективных договоров, юридического положения профсоюза как стороны такого договора В одних странах (США, Франция, Канада, Швеция, Люксембург, Япония, Португалия) законодательство обязывает предпринимателей вступать в переговоры о коллективных соглашениях и вести их добросовестно, но не устанавливает обязанности заключать такие соглашения В немногих странах, например в Великобритании (в национализированном секторе), предусмотрена обязанность не только вести коллективные переговоры, но и заключать коллективные договоры В Великобритании (в частном секторе), Ирландии, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии отсутствует юридическая обязанность предпринимателей даже вести коллективные переговоры

Информация о работе Коллективный договор