Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Коммерческая концессия представляет собой уникальную возможность становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой экономики в развитых государствах. Таким образом, развитие коммерческой концессии в Российской Федерации может способствовать укреплению российской экономики в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинг)…………….…..4 стр.
Существенные условия: предмет, форма, срок……………………………….6 стр.
Стороны, их права и обязанности……………………………………………..9 стр.
Виды договора коммерческой концессии…………………………………...15 стр.
Субконцессия…………………………………………………………….……16 стр.
Ответственность правообладателя и пользователя по договору……….…..17 стр.
Основания прекращения договора коммерческой концессии……………...20 стр.
Заключение……………………………………….……………………………22 стр.
Список использованной литературы……………………...………………….24 стр.

Файлы: 1 файл

ГП Коммерческая концессия тема 40.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

План

Введение………………………………………………………………………...3 стр.

Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинг)…………….…..4 стр.

Существенные условия: предмет, форма, срок……………………………….6 стр.

Стороны, их права и обязанности……………………………………………..9 стр.

Виды договора коммерческой концессии…………………………………...15 стр.

Субконцессия…………………………………………………………….……16 стр.

Ответственность правообладателя  и пользователя по договору……….…..17 стр.

Основания прекращения договора коммерческой концессии……………...20 стр.

Заключение……………………………………….……………………………22 стр.

Список использованной литературы……………………...………………….24 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашей стране стали появляться и развиваться методы и способы  ведения предпринимательской деятельности, ранее возникшие и успешно  практикующиеся в иностранных государствах. Одним из низ является коммерческая концессия.

Коммерческая концессия  представляет собой уникальную возможность  становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой экономики  в развитых государствах. Таким образом, развитие коммерческой концессии в  Российской Федерации может способствовать укреплению российской экономики в  целом.

Таким образом, актуальность темы определяется высокой эффективностью коммерческой концессии как способа  осуществления предпринимательской  деятельности и его значением  для развития экономики государства  в целом. Это, в свою очередь, обусловливает  необходимость становления, развития данного способа в предпринимательской  практике в России и его поддержку  со стороны государства.

Понятие "коммерческая концессия" было использовано при подготовке гражданского кодекса, как наиболее соответствующее по смыслу английскому "franchising". Данное понятие не имеет ничего общего с концессионными и иными аналогичными соглашениями. Как известно, под концессионным договором обычно разумеется договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору исключительное право на осуществление определенной деятельности и передает иностранному инвестору право собственности на продукцию и доход, полученные в результате такой деятельности – во-первых, объемностью предмета договора (широтой комплекса передаваемых прав);

Цель работы состоит в  даче правового определения и  содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.

Работа состоит из введения, семи глав, заключения а также списка использованной литературы.

Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинг).

В современном российском гражданском законодательстве под  договором коммерческой концессии  понимается такой договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право  использовать в предпринимательской  деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное  наименование и (или) коммерческое обозначение  правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные  договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

Коммерческая концессия представляется аналогом широко распространенных в международной практике отношений с установившимся названием «франчайзинг».1

Франчайзинг – это форма маркетинга или распределения товаров, при котором «родительская» компания обычно предоставляет индивидуальному или компании право или привилегию делать бизнес в предписанной форме в течение определенного периода времени в определенном месте.2 Также под франчайзингом понимают – предоставление крупной компании кому-нибудь лицензии (франшизы) на производство товаров или услуг под фирменной маркой этой компании.3 Например, франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola), «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым дилером, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О введении в действие части четвертой гражданского кодекса» (в ред. ФЗ от 24.07.2007 №202-ФЗ, от 30.12.08 №296-ФЗ) от 18 декабря 2006 года были внесены изменения в понятие договора коммерческой концессии, а именно: по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).4

Наиболее частой проблемой, встречающейся на практике, является необходимость отграничить лицензионный договор от договора коммерческой концессии  и наоборот.

Часть четвертая ГК РФ делает единственным отличием договора коммерческой концессии от лицензионного договора объект договора. В договоре коммерческой концессии объект – это комплекс исключительных прав, а в лицензионном договоре – право пользования  объектом интеллектуальной собственности.5

Объекты договора коммерческой концессии в зависимости от правового значения делят на две категории: обязательные и факультативные.6 Предоставление по договору права пользования обязательными объектами составляет существо договора; без их передачи договор не может считаться заключенным. Это комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих его. Кроме того, к обязательным объектам относится охраняемая коммерческая информация, обычно составляющая его коммерческую тайну («ноу-хау») (ст. 139 ГК).

 

Существенные  условия: предмет, форма, срок.

Как известно, круг существенных условий всякого гражданско-правового  договора должен определяться исходя из требований, содержащихся в ст. 432 ГК, согласно которой существенными  являются условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные и необходимые для договоров  данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению  одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В качестве предмета договора коммерческой концессии в юридической  литературе обычно предлагается понимать исключительные права, принадлежащие  правообладателю, право использования  которых предоставляется пользователю. Например, А.А. Иванов пишет: "Предмет  договора коммерческой концессии - исключительные права, принадлежащие правообладателю. К этим правам законом отнесены, в частности, права на фирменное  наименование, на коммерческое обозначение  правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Иными словами, речь идет об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК), и прежде всего о тех из них, которые направлены на индивидуализацию продукции (работ, услуг)" 7.

Предмет договора коммерческой концессии сформулирован в определении этого договора. Согласно определению договора, предметом его выступает комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

К этим правам отнесены: права  на фирменное наименование, коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, право на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Пункт 2 ст. 1027 ГК РФ дополняет предмет договора возможностью использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Иными словами, предмет договора могут составлять как охраняемые законодательством результаты интеллектуальной деятельности лица, так и неохраняемые (например, коммерческий опыт, гражданско-правовая охрана которого возможна только в режиме коммерческой тайны).

Форма. В соответствии с п. 1 ст. 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Следует отметить, что законодатель не устанавливает требования о необходимости  заключения договора коммерческой концессии  в виде одного документа, подписываемого сторонами. Вместе с тем представляется, что договор коммерческой концессии  может быть заключен исключительно  путем составления одного документа, подписанного сторонами. Это объясняется  тем, что в соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии  подлежит обязательной государственной  регистрации и, соответственно, на государственную  регистрацию не может быть представлен  договор, заключенный в письменной форме в виде обмена документами.

Договор коммерческой концессии  подлежит государственной регистрации  в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время - Федеральная  служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам - Роспатент). При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

Регистрации также подлежат изменение договора (п. 2 ст. 1036 ГК РФ) и расторжение договора (п. 2 ст. 1037 ГК РФ).

До 1 января 2008 г. в отношении  договора коммерческой концессии предусматривалось  два вида регистрации:

- органом, осуществившим  регистрацию юридического лица  или индивидуального предпринимателя,  выступающего по договору в  качестве правообладателя. Если  правообладатель зарегистрирован  в качестве юридического лица  или индивидуального предпринимателя  в иностранном государстве, регистрация  договора коммерческой концессии  осуществлялась органом, зарегистрировавшим юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем;

- федеральным органом  исполнительной власти в области  патентов и товарных знаков  в случае использования объекта,  охраняемого в соответствии с  патентным законодательством.

Срок же не относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Этот вывод вытекает из п. 1 ст. 1027 ГК РФ, согласно которому данный договор, может быть заключен на срок или без указания срока. Договор, заключенный без указания срока, длиться до тех пор, пока одна из сторон по своему желанию не расторгнет его, с учетом требований, предусмотренных п. 1 ст. 1037 ГК РФ. При этом при расторжении договора одна из сторон должна уведомить другую сторону за шесть месяцев, если Договором не предусмотрен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).

Форма и содержание (права  и обязанности сторон) договора коммерческой концессии мы рассмотрим подробнее  в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать  вывод, что договор коммерческой концессии является самостоятельным  гражданско-правовым договором, применяемым  только в предпринимательской деятельности.

Франчайзинг играет существенно  важную роль в экономике и может  вскоре стать преобладающей формой розничной торговли.8

 

 

 

 

 

 

 

 

Стороны, их права  и обязанности

Обязанности правообладателя  делятся на императивные и диспозитивные.9 Императивные обязанности, это те обязанности, которые не могут быть изменены по воле сторон. Содержание диспозитивных обязанностей стороны вправе изменять или даже вовсе отказываться от них.

Основная обязанность  правообладателя по договору коммерческой концессии – передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором объеме. Этой обязанности соответствует право использовать данный комплекс исключительных прав и одновременно обязанность не входить за пределы пользования, установленные договором.10

Согласно ст. 1031 ГК РФ правообладатель обязан: Обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору (п. 1 ст. 1031 ГК). Эта обязанность в законе расшифрована достаточно подробно и сформулирована как императивная.

Она включает в себя ряд субообязанностей: 

– передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

– выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Помимо лицензий, предусмотренных  договором, которые правообладатель  выдает пользователю, пользователю могут  понадобиться и такие лицензии (разрешения), которые он должен оформить самостоятельно в соответствующих органах власти (лицензия на право торговли, лицензия на строительство и т.п.).

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

– обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028 ГК РФ);

– оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

Информация о работе Коммерческая концессия