Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Коммерческая концессия представляет собой уникальную возможность становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой экономики в развитых государствах. Таким образом, развитие коммерческой концессии в Российской Федерации может способствовать укреплению российской экономики в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинг)…………….…..4 стр.
Существенные условия: предмет, форма, срок……………………………….6 стр.
Стороны, их права и обязанности……………………………………………..9 стр.
Виды договора коммерческой концессии…………………………………...15 стр.
Субконцессия…………………………………………………………….……16 стр.
Ответственность правообладателя и пользователя по договору……….…..17 стр.
Основания прекращения договора коммерческой концессии……………...20 стр.
Заключение……………………………………….……………………………22 стр.
Список использованной литературы……………………...………………….24 стр.

Файлы: 1 файл

ГП Коммерческая концессия тема 40.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

– контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем  по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

– использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

– обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

– соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

– оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

– не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

– предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

– информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Гражданский кодекс в отношении  договора коммерческой концессии предусматривает  в ст. 1033 ГК РФ ограничения прав сторон по настоящему договору. В частности могут быть предусмотрены:

– обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

– обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

– отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

– обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничительные условия  могут быть признаны недействительными  по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного  лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка  и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Помимо этого, являются ничтожными такие условия, ограничивающие права  сторон по договору коммерческой концессии, в силу которых:

– правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен;

– пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.

За пользователем, по договору коммерческой концессии, предусмотрено право по истечении срока договора на заключение договора на новый срок на тех же условиях, при условии, что пользователь, надлежащим образом исполняет свои обязанности.

Первая обязанность пользователя состоит в том, чтобы осуществлять комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с  условиями договора, в установленном  объеме и надлежащим образом (п. 2 ст. 1027 ст. 1032 ГК). Эта обязанность кореллирует  с его правом использовать такой  комплекс (п. 1 ст. 1027 ГК).

При осуществлении основной обязанности, возложенной на пользователя, последний обязан:

а) использовать при осуществлении  предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя  указанным в договоре образом. Если в договор внесены какие-либо ограничения, касающиеся такого использования, они должны соблюдаться.

К прямым запретам, составляющим содержание обязанностей как воздержание  от действия, законодатель относит  также обязанность не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя  и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию, соблюдать ограничительные условия, включенные в договор в соответствии со ст. 1033 ГК11;

б) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для  них способом о том, что пользователь использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или  иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Основной сферой, в которой  осуществляется данная обязанность, является реклама. Пользователь должен проинформировать своих покупателей (заказчиков) о  том, что он выступает в качестве пользователя именно по договору коммерческой концессии, причем в отношении конкретного  правообладателя, который тут же должен быть назван.

в) не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. Правообладатель должен указать, какие сведения он относит к секретным, и только в отношении них возникает обязанность пользователя держать их в секрете12.

Нарушение этой обязанности  влечет обязанность пользователя возместить правообладателю убытки13.

Пользователь обязан своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение (ст.1030 ГК).

На пользователе лежит обязанность обеспечивать соответствие качества производимых им на основании договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем.

Пользователь обязан оказывать своим покупателям или заказчикам все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы приобретали товар или услугу непосредственно у самого правообладателя. Это может быть, например, подготовка технически сложных изделий к эксплуатации, послепродажное обслуживание или ремонт, посылка товаров по почте и т.п.

Пользователь в соответствии с договором коммерческой концессии обязан не передавать полученного им, комплекса прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя (ст. 1029 ГК) и, в-шестых, может быть обязан предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором.

Пользователь имеет право  на предоставление комплекса исключительных прав по договору. Передать пользователю техническую и коммерческую документацию (планы, расчеты, чертежи), проинструктировать пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, переданных по договору коммерческой концессии, а  также предоставить пользователю иную информацию, необходимую для осуществления  этих прав;

В соответствии со ст. 1039 ГК пользователь вправе в одностороннем  порядке требовать расторжения  договора и возмещения убытков, или  соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения в  случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящего  в комплекс исключительных прав, предоставленных  ему по договору коммерческой концессии.

В силу императивной нормы  ст. 1035 ГК РФ пользователь, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, вправе требовать от правообладателя  заключения договора с ним на новый  срок и на тех же условиях.

Передача пользователем  всего комплекса полученных им прав или их части в субконцессию может  быть прямо запрещена договором. В этом случае любой договор коммерческой субконцессии, заключенный пользователем, недействителен, поскольку заключен при отсутствии необходимых полномочий (ст. 174 ГК).

Виды договора коммерческой концессии.

В зарубежном законодательстве выделяют следующие виды договора коммерческой концессии (франчайзинга).

1) Единичное соглашение  о франчайзинге.

- предполагает предоставление  неисключительной лицензии на  использование прав на фирменное  наименование на определенной  территории.

2) Соглашение о франчайзинге  с управляющим.

- рассматривается как  предоставление на исключительных  условиях права на сублицензирование  исключительных прав.

3) Соглашение об освоении  территории.

- лицензиар предоставляет  лицензиату исключительные права  на развитие территории, но без  права сублицензирования. В соответствии  с этим соглашением франчайзиат  обязуется открыть определенное  минимальное количество франчайзингов  на оговоренной территории в  течении определенного периода  времени. При открытии каждого  франчайзинга франчайзиат подписывает  единичное соглашение о франчайзинге.

4) Соглашение о совместном  предприятии100.

предполагает заключение договора франчайзинга в рамках создания единого предпринимательского комплекса  с переплетением с другими  договорами, которые заключаются  при создании совместного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субконцессия

Субконцессия - см. Договор  коммерческой субконцессии.

Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке определенных товаров, в частности, высокотехнического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг14.

Договор коммерческой субконцессии – это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности последнего комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на др. предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. (ч. 1 ст. 1027 ГК РФ). Д.к.к. предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и(или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). В мировой практике этот тип договора широко распространен под названием "франчайзинг"15.

 

 

 

 

Ответственность правообладателя и пользователя по договору

Ответственность по договору коммерческой концессии. Ответственность  сторон договора коммерческой концессии  как предпринимателей друг перед  другом наступает независимо от вины, а именно по правилам ответственности  по обязательствам при осуществлении  предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК). Впрочем, договором коммерческой концессии может быть предусмотрено  и ограничение ответственности.

Однако концессия предполагает, что передаваемые исключительные права  используются, как правило, в целях  расширения сбыта товаров, выполнения работ или оказания услуг. Качество этих товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем, должно быть не ниже, чем у правообладателя. Последний, в свою очередь, обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), если договором  коммерческой концессии не предусмотрено  иное. При таких обстоятельствах  логично установление особой ответственности  правообладателя перед третьими лицами за ненадлежащее качество товаров (работ, услуг). Такая ответственность  может быть как субсидиарной, так  и солидарной16.

Согласно ст. 1034 ГК правообладатель  несет субсидиарную ответственность  по предъявленным к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Более того, по требованиям потребителей, предъявляемым  к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, последний отвечает солидарно с  пользователем.

Требования к качеству товаров (работ, услуг) устанавливаются  в соответствии с договорами, которые  пользователи заключают с контрагентами (см. ст. 469, 721 ГК и др.). Условия ответственности  правообладателя (включая правила  об ответственности без вины, о  гарантийных сроках и т. д.) такие  же, как и пользователя. При этом правообладатель отвечает и тогда, когда качество его товаров (работ, услуг) хуже, чем у пользователя17.

Правообладатель отвечает независимо от того, продаются ли товары потребителям или иным участникам гражданского оборота. Просто при продаже товаров потребителям дополнительно применяются нормы  законодательства о защите прав потребителей.

Ответственность правообладателя  наступает только при несоответствии качества (но не количества, ассортимента, комплектности, сроков и иных условий  договора пользователя с его контрагентом)18.

Ответственность пользователя В главе 54 ГК нет норм регулирующих ответственность пользователя по договору коммерческой концессии. Поэтому необходимо руководствоваться общими положениями гражданского законодательства об ответственности сторон по договору.

Информация о работе Коммерческая концессия