Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Коммерческая концессия представляет собой уникальную возможность становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой экономики в развитых государствах. Таким образом, развитие коммерческой концессии в Российской Федерации может способствовать укреплению российской экономики в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3 стр.
Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинг)…………….…..4 стр.
Существенные условия: предмет, форма, срок……………………………….6 стр.
Стороны, их права и обязанности……………………………………………..9 стр.
Виды договора коммерческой концессии…………………………………...15 стр.
Субконцессия…………………………………………………………….……16 стр.
Ответственность правообладателя и пользователя по договору……….…..17 стр.
Основания прекращения договора коммерческой концессии……………...20 стр.
Заключение……………………………………….……………………………22 стр.
Список использованной литературы……………………...………………….24 стр.

Файлы: 1 файл

ГП Коммерческая концессия тема 40.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

Ответственность пользователя вытекает из его обязанностей. Поскольку  пользователь по договору коммерческой концессии выступает как лицо осуществляющее предпринимательскую  деятельность его ответственность  наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору коммерческой концессии независимо от вины.

Во-первых пользователь отвечает за невыплату или несвоевременную  выплату правообладателю обусловленное  договором вознаграждение.

Во-вторых пользователь отвечает за несоответствие качества производимых на основании договора товара, выполняемых  работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или  услуг правообладателя.

В-третьих пользователей  отвечает за разглашение секретов производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.

В-четвертых пользователей  отвечает за передачу полученного им комплекса прав или его части  в субконцессию без согласия правообладателя.

В-пятых пользователей  отвечает за несоблюдение инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования  комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем.

Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный  правообладателю действиями вторичных  пользователей по договору коммерческой субконцессии. Следует подчеркнуть  что пользователь в данном случае отвечает не только за неправильный выбор  субпользователей, но и за их действия. Устанавливая подобное правило, законодатель, по-видимому, исходил из того, что  и пользователь, и субпользователи  используют одни и те же права, принадлежащие  правообладателю, причем первый — непосредственно, а вторые — через посредство первого. Поэтому оба способны причинить  вред непосредственно правообладателю19.

В случае возникновения убытков  у правообладателя в результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по договору коммерческой концессии пользователь обязан возместить их.

В случае неоднократного или  грубого нарушения условий договора пользователем правообладатель  имеет право в судебном порядке  расторгнуть договор и потребовать  возмещения причиненных досрочным  расторжением договора коммерческой концессии  убытков.

Пользователь также отвечает за действия субпользователей перед  правообладателем по договору коммерческой субконцессии.

Пользователь также отвечает за действия субпользователей перед  правообладателем по договору коммерческой субконцессии.

 

 

Основания прекращения  договора коммерческой концессии.

Специальные основания прекращения  договора подразделяются на две группы: обстоятельства, связанные с правосубъектностью сторон договора, и обстоятельства, связанные со статусом исключительных прав на объекты, входящие в предмет  договора.

 К первой категории  относятся случаи банкротства  или ликвидации одной из сторон, а если пользователем является  физическое лицо, то также: 1) прекращение  статуса предпринимателя либо 2) его смерть и отсутствие у  наследников статуса предпринимателя  на момент истечения срока  на принятие наследства.

 Применительно ко второй  категории действие исключительных  прав на большинство объектов  интеллектуальной собственности  ограничено предельным сроком. Впрочем,  даже в течение этого срока  их поддержание в силе обусловлено  выполнением определенных формальностей,  например ежегодной уплатой государственной  пошлины. Кроме того, исключительные  права правообладателя могут  прекратиться по иным основаниям, не зависящим от воли правообладателя,  как то: утрата товарным знаком  различительной способности, аннулирование  патента или товарного знака,  судебное решение о признании  владельцем патента или товарного  знака иного лица и т.д. Таким  образом, в составе предоставляемого  пользователю комплекса исключительных  прав могут произойти изменения.  Последствия таких изменений  для судьбы договора зависят  от вида объекта прекратившихся  прав.

 В случае прекращения  прав на товарный знак договор  коммерческой концессии автоматически  прекращается, если только прекратившееся  право не будет заменено новым  аналогичным правом*(916). Судьба договора  в этом случае находится в  руках правообладателя, так как  предоставление аналогичного права  зависит всецело от его усмотрения.

 Возможным основанием  досрочного прекращения договора  может служить прекращение права  на коммерческое обозначение  c заменой его на иное аналогичное  право (смена бренда). Статья 1039 ГК  предусматривает на этот случай специальные последствия, выгодные пользователю, у которого возникает аналогичное право в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя.

Что же касается прекращения  иных прав, входящих в предмет договора, например патента на изобретения, лицензии на использование сведений, составляющих секреты производства, и т.п., то такие  события служат основанием для изменения  договора, но не для его прекращения. Договор коммерческой концессии  продолжает действовать, за исключением  положений, относящихся к прекратившемуся  праву. Пользователь вправе потребовать  соразмерного уменьшения причитающихся  правообладателю выплат, т.е. принудительного  изменения договора. Новый размер выплат может быть установлен по соглашению сторон, а в случае, если такое  соглашение не будет достигнуто, спор разрешается судом.

Если прекращение права  в течение срока действия договора вызвано ненадлежащими действиями правообладателя - неуплатой ежегодной  пошлины, отказом от продления регистрации  товарного знака и т.п., - последний  рискует быть привлеченным к договорной ответственности перед пользователем.

 Досрочное расторжение  договора коммерческой концессии,  заключенного с указанием срока,  а также расторжение договора, заключенного без указания срока,  подлежат регистрации в порядке,  установленном п. 2 ст. 1028 ГК. До такой  регистрации договор остается  в силе.

 После расторжения  договора пользователь обязан  прекратить использование предоставленных  ему объектов интеллектуальной  собственности, в частности, исключить  из своего собственного названия (зарегистрированного фирменного  наименования) элементы, которые являются  сходными либо полностью или  частично совпадают с коммерческим  обозначением или товарным знаком  правообладателя.

 

 

 

Заключение

В российском гражданском  праве сформировался новый самостоятельный  институт коммерческой концессии. Появление  в российском гражданском законодательстве норм, посвященных специальному правовому  регулированию коммерческой концессии  в целом можно оценивать положительно (гл. 54 ГК РФ). Однако есть смысл принять специальный федеральный закон, детально регламентирующий передачу комплекса исключительных прав.

В связи с тем, что предмет, объект и цель договора коммерческой концессии образуют собой сочетание, характерное только для данного  договора, договор коммерческой концессии  следует рассматривать как самостоятельный  вид гражданско-правовых договоров.

Данный договор заключается  между двумя сторонами: правообладателем и пользователем, как правило, в  письменной форме и подлежащий регистрации. Главной особенностью является возможность  заключения договора коммерческой субконцессии, т.е. право пользователя разрешать  другим лицам использовать комплекс исключительных прав или его части.

В договоре коммерческой концессии  участвуют два лица — правообладатель  и пользователь.

К существенным условиям договора, без которых он не может считаться  заключенным относятся предмет  и цена. Обязательными условиями  действительности договора коммерческой концессии являются также письменная форма и государственная регистрация.

ГК закрепил как императивные обязанности которые не могут  быть изменены в договоре, так и  диспозитивные обязанности правообладателя, которые могут быть изменены по соглашению сторон.

ГК ничего не говорит о  правах правообладателя. Его права  вытекают из обязанностей пользователя.

Законодатель детально перечислил обязанности пользователя.

Правам пользователя посвящены  статьи о праве заключить договор  коммерческой концессии на новый  срок и расторжении или уменьшении цены в случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящего  в комплекс исключительных прав, предоставленных  ему по договору коммерческой концессии. Остальные права вытекают из обязанностей правообладателя.

ГК предусматривает ответственность  правообладателя перед пользователем  в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения своих обязанностей предусмотренных  законодательством и договором  коммерческой концессии. ГК также предусмотрел субсидиарную и солидарную ответственность  по требованиям предъявляемым к  пользователю, вытекающим из договора коммерческой концессии.

Пользователь отвечает перед  правообладателем за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанностей вытекающих из гражданского законодательства и договора коммерческой концессии.

Пользователь также отвечает за действия субпользователей перед  правообладателем по договору коммерческой субконцессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Ч. 2. от 01 мар. 96 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 410.

2. Часть 4 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 г. №230-ФЗ // Российская газета от 22 декабря 2006 г.

3. Большой экономический словарь. М., 1994. С. 454.

4. Гражданское право. Учебник.  Часть 2 / Под ред. А.П. Сергееве, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1998. – 778 с.

5. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. – 4 изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 746.

6. Франчайзинг и франчайзинговый  договор: Учебно-практическое пособие  / Цират А.В. – Киев; Истина, 2002. – 240 с.

7. Зуйкова Л.П. Коммерческая концессия // Журнал «Экономическо-правовой бюллетень» №4, 2007 г.

 

1 Рыкова И. Франчайзинг // Журнал «ИС. Промышленная собственность», 2002, № 12

2 Большой экономический словарь. М., 1994. С. 454

3 Энциклопедия предпринимателя. СПб., 1994. С. 311

4 Российская газета от 22 декабря 2006 г.

5 Л.П. Зуйкова Коммерческая концессия // Журнал «Экономическо-правовой бюллетень» № 4, 2007 г.

6 Брагинский М.И., Витрянский  В. В. Договорное право. Книга Третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. — М.: «Статут», 2004. С.990.

7 Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 631 - 632.

8 Бородина Ж.Н. Коммерческая концессия // Вестник ТИСБИ. – 2004. № 1.

9 Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.) М.: Фонд "Правовая культура", 2004.  - 448 с.

10 Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. — 4 изд., перераб. и доп. / Е. Ю. Валявина, И. В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 746.

11 См. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М., 2005. С. 307-308.

12 См. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2005. С. 747-748.

13 См. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Е.Ю. Валявина [и др.] под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2005. С. 893.

14 Гражданское право. Учебник. Часть 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С. 630

15 Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

16 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2005. С. 755.

17 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2005. С. 756.

18 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2005. С. 756.

19 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2005. С. 751.

 


Информация о работе Коммерческая концессия