Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Существование в нашей стране двух терминов – военная и государственная тайна - говорит об отсутствии логики в понимании секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы.

Содержание работы

Ведение
2
1.
Вопросы коммерческой тайны
3
2.
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия
5
3.
Правовая охрана и защита коммерческой тайны
9
4.
Объект и субъекты права на коммерческую тайну
10
5.
Юридическая защита права на коммерческую тайну
13

Литература

Файлы: 1 файл

TAQYF.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Перечень сведений, которые необходимо защищать в условиях рынка, может  быть довольно обширен. Представляют интерес данные о том, что хотели бы знать иностранные фирмы о своих конкурентах. Приведем этот перечень.

  • Информация о рынке.
  • Цены, скидки, условия договоров, спецификация продуктов.
  • Объем, тенденция и прогноз для данного продукта.
  • Доля на рынке и тенденция ее изменения.
  • Рыночная политика и планы.
  • Отношения с потребителями и репутация.
  • Численность и размещение торговых агентов.
  • Каналы, политика и методы сбыта.
  • Программа рекламы.
  • Информация о производстве и продукции.
  • Оценка качества и эффективности.
  • Номенклатура изделий.
  • Технология и оборудование.
  • Уровень издержек.
  • Производственные мощности.
  • Размещение и размер производственных подразделений и складов.
  • Способ упаковки.
  • Доставка.
  • Возможности проведения НИОКР.
  • Информация об организационных особенностях и финансах.
  • Лица, принимающие ключевые решения.
  • Философия лиц, принимающих ключевые решения.
  • Финансовые условия и перспективы.
  • Программы расширения и приобретений.
  • Главные проблемы и возможности.
  • Программы НИОКР.

Более детальная расшифровка сведений, представляющих первоочередной интерес  для конкурентов, дается также в  другом перечне. Оценка его позволяет  сделать вывод, что именно эти  сведения с большей степенью вероятности  могут быть коммерческой тайной предприятия.

В финансово-экномической сфере.

  • Результаты производственной деятельности банков и предприятий за квартал, полугодие, год.
  • Выводы и рекомендации экспертов по вопросам тактики и стратегии экономической деятельности, переговоров с партнерами; данные, показывающие объемы закупки-продажи товаров, услуг; уровень максимально сторгованных цен; объемы имеющихся валютных средств, используемых для повышения эффективности сделок.
  • Номенклатура и количество товаров по взаимным обязательствам, объемы перевозок, транзита грузов и транспортные расходы.
  • Себестоимость товаров, услуг, кредитные и платежные условия.
  • Фактические состояния расчетов с теми или иными партнерами.
  • Методика расчета конкурентных цен по товарам, работам и услугам.
  • Время выхода на рынок при закупке и продаже товаров, услуг и выбор партнеров по заключению сделок, связанных с дефицитной продукцией.
  • Планируемые кредиты, условия и их размеры.
  • Планируемое создание совместных, смешанных, малых, акционерных предприятий.
  • Неудовлетворительное финансовое положение предприятия.
  • Эффективность и целесообразность закупки лицензий, заинтересованность заказчиков в той или иной валюте и ее количестве.
  • Состав торговых клиентов, посредников предприятия, товарооборот с ними.

В научно-технической  и технологической сферах.

  • Основные производственные фонды, их мощности и эффективность.
  • Направления расширения (свертывания) производства, применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии, оборудование.
  • Модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии.
  • Отдельные узлы готовых изделий, новые разработки высокой конкурентоспособности.
  • Применяемые (готовящиеся к применению) методы управления производством; программное и компьютерное обеспечение производства; возможные пути получения информации, хранящейся в ЭВМ и ПЭВМ руководства; главные специалисты предприятия.
  • Ведущиеся НИОКР, проектные работы и их результаты.
  • Цели совещаний, заседаний органов управления предприятия.

В социальной сфере.

  • Интеллектуальный потенциал коллектива, его ведущие специалисты, их моральные и деловые качества, наличие компрометирующих их связей, биографические данные.
  • Используемая в коллективе система стимулов, укрепляющих дисциплину, повышающих производительность труда, сохранность коммерческой тайны.
  • Различны аспекты, касающиеся экономической безопасности предприятия.
  • Любые возможности нанесения морального ущерба предприятию, понижение его престижа в обществе и конкурентоспособности.
  • Планируемые рекламные акции.
  • Имеющиеся противоречия между коллективом предприятия и госструктурами, интересами общественности.
  • Личные отношения ведущих специалистов как между собой, так и с руководителями экологических, экономических, административных организаций.
  • Возможные противоречия, конфликты внутри коллектива, их конкретные участники.
  • Наличие у членов коллектива, руководства, руководителей подразделений намерений начать свое дело, финансовые и моральные проблемы.

Исследования механизма противоборства в торгово-экономической сфере  позволяют выделить сведения, которые  при заключении контрактов могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Предметом защиты могут  быть:

  • объемы экспортных поставок и услуг;
  • цена на поставляемые товары и услуги;
  • валютно-финансовые условия;
  • суммы поступлений от реализации контрактов;
  • факт ведения переговоров, партнеры переговоров.

Нераспространение, сокрытие от возможных  конкурентов вышеуказанной информации затрудняет их действия, дает предприятию  экономические преимущества.

Обеспечение сохранности экономической  тайны создает предпосылки для  эффективных действий в конкретной сфере бизнеса, является своеобразной форой в экономическом соревновании.

3. Правовая охрана  и защита коммерческой тайны

 

Государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером могут служить многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х годов XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас предпринимаются попытки вернуться к прежней системе, но поскольку многие отечественные традиции практики правоприменения в этой сфере утрачены, неизбежны трудности. В Государственной Думе уже второй год идет рассмотрение проекта федерального закона “О коммерческой тайне”, который в настоящий момент подготовлен ко второму чтению. В ходе его подготовки и обсуждения выявились разные подходы к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые взгляды на ее соотношение с другими видами конфиденциальной информации, на определение правового режима охраны (в том числе охраны “ноу-хау” в режиме коммерческой тайны).

 

4. Объект и субъекты права  на коммерческую тайну

 

В ст. 139 ГК РФ коммерческая тайна обозначена в одном ряду со служебной тайной, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в этой области.

С одной стороны, действующая  редакция ст. 139 ГК РФ позволяет признавать служебную информацию в коммерческих и иных организациях служебной тайной, что закреплено даже в названии гл. 23 УК РФ “Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях”.

С другой стороны, в соответствии с  трактовкой этой статьи Гражданского кодекса РФ служебная тайна в государственных органах власти, даже не имеющая никакого отношения к предпринимательской деятельности, может иметь коммерческую ценность, так как условия отнесения информации к коммерческой и служебной тайне, определенные в ст. 139 ГК РФ, в соответствии с международной практикой характерны в основном для коммерческой тайны. Это требует исключения термина “служебная тайна” из ст. 139 ГК РФ и уточнения названия гл. 23 УК РФ.

Объектом правоотношений здесь выступает коммерческая тайна.

Коммерческая тайна - это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная  или иная используемая в экономической  деятельности информация, имеющая действительную потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны. В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям (представляющим собой критерии правовой охраны):

  1. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
  2. не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  3. к ней нет свободного доступа на законном основании;
  4. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В законодательстве России нет исчерпывающего перечня основных объектов коммерческой тайны (создать его нереально  в силу многообразия субъектов и  универсальности объекта правоотношений), имеются лишь отдельные указания. Так, в Федеральном законе “О бухгалтерском учете” (п. 4 ст. 10) установлено, что “содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной”.

В то же время наряду с  общим перечнем сведений, доступ к  которым по закону не может быть ограничен, в действующем законодательстве (постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35) содержится перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Сюда относятся:

  • учредительные документы и устав предприятия или учреждения;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы, подтверждающие уплату налогов и обязательных платежей;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также другихнарушениях законодательства Российской Федерации.

В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (п. 7 ст. 19) также указывается, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Приведенный перечень будет  утвержден (или изменен) федеральным  законом “О коммерческой тайне”. К  коммерческой тайне не может быть отнесена информация:

  • содержащаяся в учредительных документах;
  • содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т. д.);
  • содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, включая аудиторские заключения, а также в иных связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей документах;
  • об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и кадровом составе работающих;
  • содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества;
  • подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения, другими нарушениями законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также содержащая данные о размерах причиненных при этом убытков;
  • о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций, не связанной с предпринимательством;
  • о наличии свободных рабочих мест;
  • о хранении, использовании или перемещении материалов и использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан или окружающей среды;
  • о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов;
  • о размерах имущества и вложенных средствах при приватизации;
  • о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявлений требований его кредиторами;
  • для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с федеральными законами и принятыми в их развитие подзаконными актами.

Информация о работе Коммерческая тайна