Перечень сведений, которые необходимо
защищать в условиях рынка, может
быть довольно обширен. Представляют интерес данные
о том, что хотели бы знать иностранные
фирмы о своих конкурентах. Приведем этот
перечень.
- Информация о рынке.
- Цены, скидки, условия договоров, спецификация продуктов.
- Объем, тенденция и прогноз для данного продукта.
- Доля на рынке и тенденция ее изменения.
- Рыночная политика и планы.
- Отношения с потребителями и репутация.
- Численность и размещение торговых агентов.
- Каналы, политика и методы сбыта.
- Программа рекламы.
- Информация о производстве и продукции.
- Оценка качества и эффективности.
- Номенклатура изделий.
- Технология и оборудование.
- Уровень издержек.
- Производственные мощности.
- Размещение и размер производственных подразделений и складов.
- Способ упаковки.
- Доставка.
- Возможности проведения НИОКР.
- Информация об организационных особенностях и финансах.
- Лица, принимающие ключевые решения.
- Философия лиц, принимающих ключевые решения.
- Финансовые условия и перспективы.
- Программы расширения и приобретений.
- Главные проблемы и возможности.
- Программы НИОКР.
Более детальная расшифровка сведений,
представляющих первоочередной интерес
для конкурентов, дается также в
другом перечне. Оценка его позволяет
сделать вывод, что именно эти
сведения с большей степенью вероятности
могут быть коммерческой тайной предприятия.
В финансово-экномической
сфере.
- Результаты производственной деятельности банков и предприятий за квартал, полугодие, год.
- Выводы и рекомендации экспертов по вопросам тактики и стратегии экономической деятельности, переговоров с партнерами; данные, показывающие объемы закупки-продажи товаров, услуг; уровень максимально сторгованных цен; объемы имеющихся валютных средств, используемых для повышения эффективности сделок.
- Номенклатура и количество товаров по взаимным обязательствам, объемы перевозок, транзита грузов и транспортные расходы.
- Себестоимость товаров, услуг, кредитные и платежные условия.
- Фактические состояния расчетов с теми или иными партнерами.
- Методика расчета конкурентных цен по товарам, работам и услугам.
- Время выхода на рынок при закупке и продаже товаров, услуг и выбор партнеров по заключению сделок, связанных с дефицитной продукцией.
- Планируемые кредиты, условия и их размеры.
- Планируемое создание совместных, смешанных, малых, акционерных предприятий.
- Неудовлетворительное финансовое положение предприятия.
- Эффективность и целесообразность закупки лицензий, заинтересованность заказчиков в той или иной валюте и ее количестве.
- Состав торговых клиентов, посредников предприятия, товарооборот с ними.
В научно-технической
и технологической сферах.
- Основные производственные фонды, их мощности и эффективность.
- Направления расширения (свертывания) производства, применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии, оборудование.
- Модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии.
- Отдельные узлы готовых изделий, новые разработки высокой конкурентоспособности.
- Применяемые (готовящиеся к применению) методы управления производством; программное и компьютерное обеспечение производства; возможные пути получения информации, хранящейся в ЭВМ и ПЭВМ руководства; главные специалисты предприятия.
- Ведущиеся НИОКР, проектные работы и их результаты.
- Цели совещаний, заседаний органов управления предприятия.
В социальной сфере.
- Интеллектуальный потенциал коллектива, его ведущие специалисты, их моральные и деловые качества, наличие компрометирующих их связей, биографические данные.
- Используемая в коллективе система стимулов, укрепляющих дисциплину, повышающих производительность труда, сохранность коммерческой тайны.
- Различны аспекты, касающиеся экономической безопасности предприятия.
- Любые возможности нанесения морального ущерба предприятию, понижение его престижа в обществе и конкурентоспособности.
- Планируемые рекламные акции.
- Имеющиеся противоречия между коллективом предприятия и госструктурами, интересами общественности.
- Личные отношения ведущих специалистов как между собой, так и с руководителями экологических, экономических, административных организаций.
- Возможные противоречия, конфликты внутри коллектива, их конкретные участники.
- Наличие у членов коллектива, руководства, руководителей подразделений намерений начать свое дело, финансовые и моральные проблемы.
Исследования механизма противоборства
в торгово-экономической сфере
позволяют выделить сведения, которые
при заключении контрактов могут быть отнесены к коммерческой
тайне.
Предметом защиты могут
быть:
- объемы экспортных поставок и услуг;
- цена на поставляемые товары и услуги;
- валютно-финансовые условия;
- суммы поступлений от реализации контрактов;
- факт ведения переговоров, партнеры переговоров.
Нераспространение, сокрытие от возможных
конкурентов вышеуказанной информации
затрудняет их действия, дает предприятию
экономические преимущества.
Обеспечение сохранности экономической
тайны создает предпосылки для
эффективных действий в конкретной сфере бизнеса, является своеобразной
форой в экономическом соревновании.
3. Правовая охрана
и защита коммерческой тайны
Государство издавна содействует сохранению коммерческой
тайны. Примером могут служить многочисленные
факты ограничения доступа иностранцев
в страну (например, для защиты секретов
производства фарфора в Китае), в отдельные
отрасли экономики или на конкретные производства.
В России коммерческая тайна была ликвидирована
как правовой институт в начале 30-х годов
XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением
экономики защищалась как государственная
и служебная тайна. Сейчас предпринимаются
попытки вернуться к прежней системе,
но поскольку многие отечественные традиции
практики правоприменения в этой сфере
утрачены, неизбежны трудности. В Государственной
Думе уже второй год идет рассмотрение
проекта федерального закона “О коммерческой
тайне”, который в настоящий момент подготовлен
ко второму чтению. В ходе его подготовки
и обсуждения выявились разные подходы
к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые
взгляды на ее соотношение с другими видами
конфиденциальной информации, на определение
правового режима охраны (в том числе охраны
“ноу-хау” в режиме коммерческой тайны).
4. Объект и субъекты права
на коммерческую тайну
В ст. 139 ГК РФ
коммерческая тайна обозначена в одном
ряду со служебной тайной, что значительно
затрудняет определение объекта правового
регулирования и практику правоприменения
в этой области.
С одной стороны, действующая
редакция ст. 139 ГК РФ позволяет признавать
служебную
информацию в коммерческих и иных организациях
служебной тайной, что закреплено даже
в названии гл. 23 УК РФ “Преступления
против интересов службы в коммерческих
и иных организациях”.
С другой стороны, в соответствии с
трактовкой этой статьи Гражданского кодекса
РФ служебная тайна в государственных
органах власти, даже не имеющая никакого
отношения к предпринимательской деятельности,
может иметь коммерческую ценность, так
как условия отнесения информации к коммерческой
и служебной тайне, определенные в ст.
139 ГК РФ, в соответствии с международной
практикой характерны в основном для коммерческой
тайны. Это требует исключения термина
“служебная тайна” из ст. 139 ГК РФ и уточнения
названия гл. 23 УК РФ.
Объектом правоотношений
здесь выступает коммерческая тайна.
Коммерческая тайна - это научно-техническая,
технологическая, коммерческая, организационная
или иная используемая в экономической
деятельности информация, имеющая действительную
потенциальную коммерческую ценность
в силу ее неизвестности третьим лицам, которые
могли бы получить выгоду от ее разглашения
или использования, к которой нет свободного
доступа на законном основании, и по отношению
к которой принимаются адекватные ее ценности
меры охраны. В соответствии со ст. 139 ГК
РФ и другими нормами федеральных законов
информация может составлять коммерческую
тайну, если она отвечает следующим требованиям
(представляющим собой критерии правовой
охраны):
- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
- не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В законодательстве России нет исчерпывающего
перечня основных объектов коммерческой
тайны (создать его нереально
в силу многообразия субъектов и
универсальности объекта правоотношений),
имеются лишь отдельные указания.
Так, в Федеральном законе “О бухгалтерском
учете” (п. 4 ст. 10) установлено, что “содержание
регистров бухгалтерского учета и внутренней
бухгалтерской отчетности является коммерческой
тайной”.
В то же время наряду с
общим перечнем сведений, доступ к
которым по закону не может быть
ограничен, в действующем законодательстве
(постановлении Правительства РФ
от 5 декабря 1991 г. № 35) содержится перечень
сведений, которые не могут составлять
коммерческую тайну. Сюда относятся:
- учредительные документы и устав предприятия или учреждения;
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
- документы о платежеспособности;
- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- документы, подтверждающие уплату налогов и обязательных платежей;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также другихнарушениях законодательства Российской Федерации.
В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. “О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях”
(п. 7 ст. 19) также указывается, что сведения
о размерах и структуре доходов благотворительной
организации, а также сведения о размерах
ее имущества, ее расходах, численности
работников, об оплате их труда и о привлечении
добровольцев не могут составлять коммерческую
тайну.
Приведенный перечень будет
утвержден (или изменен) федеральным
законом “О коммерческой тайне”. К
коммерческой тайне не может быть
отнесена информация:
- содержащаяся в учредительных документах;
- содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т. д.);
- содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, включая аудиторские заключения, а также в иных связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей документах;
- об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и кадровом составе работающих;
- содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества;
- подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения, другими нарушениями законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также содержащая данные о размерах причиненных при этом убытков;
- о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций, не связанной с предпринимательством;
- о наличии свободных рабочих мест;
- о хранении, использовании или перемещении материалов и использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан или окружающей среды;
- о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов;
- о размерах имущества и вложенных средствах при приватизации;
- о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявлений требований его кредиторами;
- для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с федеральными законами и принятыми в их развитие подзаконными актами.