Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Существование в нашей стране двух терминов – военная и государственная тайна - говорит об отсутствии логики в понимании секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы.

Содержание работы

Ведение
2
1.
Вопросы коммерческой тайны
3
2.
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия
5
3.
Правовая охрана и защита коммерческой тайны
9
4.
Объект и субъекты права на коммерческую тайну
10
5.
Юридическая защита права на коммерческую тайну
13

Литература

Файлы: 1 файл

TAQYF.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.

Обладатели коммерческой тайны - это  физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью  и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Под предпринимательством понимается “самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке” (ст. 2 ГК РФ).

Правопреемники - это физические и  юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

5. Юридическая защита  права на коммерческую тайну

 

Защита права на коммерческую тайну  возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне.

Охраноспособность права на коммерческую тайну не требует государственной  регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) права  на коммерческую тайну.

Обладатель коммерческой тайны  имеет право:

  1. самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку и снятие грифа “Коммерческая тайна”, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);
  2. устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору), в том числе в отношении “ноу-хау”. Права на “ноу-хау” как на нетрадиционный объект интеллектуальной собственности, на который не распространяются исключительные права, должны охраняться в режиме коммерческой тайны;
  3. требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);
  4. допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать:
  • ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;
  • принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;
  • ознакомление работника с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, к которым работник будет иметь право доступа;
  • установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации может устанавливаться отдельным соглашением.

При этом работник имеет право обжаловать в судебном порядке меры, принимаемые обладателем по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая ему известна (может стать известной в силу его трудовых отношений с работодателем);

  1. требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате обстоятельств, которые обладатель не мог предвидеть или предотвратить. При этом сторона, взявшая на себя обязательство не разглашать коммерческую тайну, имеет право на получение денежного вознаграждения от обладателя коммерческой тайны;
  2. требовать защиты коммерческой тайны при ее получении на законных основаниях должностными лицами в органах государственной власти и органах местного самоуправления в режиме служебной тайны в соответствии с законом в течение всего срока ее правовой охраны;
  3. распоряжаться коммерческой тайной по своему усмотрению, включая ее использование в собственном производстве, передачу другим лицам на основании договоров, выдачу другим лицам лицензии на использование коммерческой тайны в собственной сфере, а также иные способы включения указанной конфиденциальной информации в гражданский оборот;
  4. требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа и использования коммерческой тайны (промышленный шпионаж, подкуп работников, прослушивание переговоров, просмотркорреспонденции и т. д.) и привлечения лиц, виновных в нарушении его прав и законных интересов, к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

При реализации своих прав обладатель коммерческой тайны обязан:

  1. не нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц;
  2. не использовать для охраны коммерческой тайны средства, способные причинить вред жизни и здоровью людей;
  3. принимать меры для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих его коммерческую тайну;
  4. предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам по их запросам в пределах их компетенции, установленной законом под страхом наступления административной ответственности;
  5. принять меры по засекречиванию сведений, составлявших ранее коммерческую тайну, но отнесенных в установленном законом порядке к государственной тайне (с правом получения соответствующей компенсации).

Обладатель коммерческой тайны  может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в  законе, через федеральный антимонопольный  орган) или в судебном порядке (черед  суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законе.

Обязанность доказывания охраноспособности  своих прав на коммерческую тайну  и незаконности действий правонарушителя  в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит.

В гражданском судопроизводстве обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих  прав на коммерческую тайну и вправе требовать от нарушителя:

  1. признания прав на коммерческую тайну (при оспаривании этого права);
  2. прекращения действий, ведущих к нарушению режима коммерческой тайны (если нарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права);
  3. возмещения убытков, причиненных разглашением со стороны работников и контрагентов (вопреки трудовому договору, гражданско-правовому договору) или со стороны лиц, незаконными методами получивших доступ к коммерческой тайне;
  4. выплаты по усмотрению суда компенсации в случае невозможности определить размер ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну;
  5. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  6. принятия иных предусмотренных действующим законодательством мер, обеспечивающих защиту нарушенных прав.

В действующем КоАП РСФСР нет составов правонарушений, непосредственно относящихся к коммерческой тайне. Это требует устранения в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях такой декларативности, указания подведомственности рассмотрения данных правонарушений, порядка производства и санкций по установлению административной ответственности.

Так, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами государственных органов (налоговых, контролирующих, правоохранительных и  т. п.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях, должны применяться нормы административной ответственности. Например, в соответствии со ст. 25 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности” должностные лица федерального антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если в законодательстве за эти деяния не установлена иная ответственность.

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст. 183 УК РФ.

Находка для  шпиона

 

НЕ ТОЛЬКО БОЛТУН - НАХОДКА  ДЛЯ ШПИОНА. ДЛЯ ШПИОНА ТАКЖЕ НАХОДКА  НЕ ОРИЕНТИРУЮЩИЙСЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ ЧЕЛОВЕК. БОЛЬШОЕ ДЛЯ ШПИОНА ПРИОБРЕТЕНИЕ - СОТРУДНИК ФИРМЫ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ СОБЛЮДЕНИЯ СЕКРЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА. НАКОНЕЦ, САМЫЙ ДЛЯ ШПИОНА “БРИЛЛИАНТОВЫЙ ИСТОЧНИК” - НАШ С ВАМИ СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРЕВАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - КАК НА УРОВНЕ РАБОТНИКА, ТАК И ВСЕЙ ФИРМЫ.

За рубежом в профессиональном бизнесе меры по охране коммерческой тайны соблюдаются очень жестко. Утечка информации - серьезная проблема, к которой мы почему-то относимся с долей иронии: мол, “кому оно нужно!”. Еще как нужно. Если вы собираетесь открывать свое дело за границей, работать в иностранной компании, вам непременно надо ознакомиться с основами соблюдения коммерческой тайны. В противном случае вам может грозить как крах бизнеса, так и увольнение за несоблюдение внутренних правил. Да и для отечественных фирм, начинающих “оборачиваться” на прозападном российском рыночном пространстве, эту информацию надо принять как руководство к действию.

Актуальность этого  вопроса велика. В США на утечке информации компании теряют до $1 млрд. в год. Там закон о коммерческой тайне (вернее, “о фирменных секретах”) принят еще в 1979 году. В Германии он звучит как “Закон о производственной тайне”. В Германии все особенно строго: даже за сбор информации любознательный гражданин может схлопотать до 3-х лет лишения свободы.

Самыми дисциплинированными в  плане соблюдения конфиденциальности являются японцы. В Японии нет какого-то специального закона, регулирующего  этот вопрос, но утечка при этом минимальна - в фирмах действуют очень строгие правила внутреннего распорядка (“Кодекс поведения служащих”). Да и не только правила, а также годами сложившиеся традиции, согласно которым японец отдается своей работе, как семье, и никому и в голову не придет поделиться “внутрисемейными” заботами с чужаком. Ну а самыми предприимчивыми оказались китайцы. У них конфиденциальность поставлена на коммерческую основу - существуют специальные фирмы, которые обеспечивают клиентами сохранность информации.

В России закона о коммерческой тайне нет. Он готовится, но уже довольно долго и пока безрезультатно.

Прежде чем давать вам практические советы по безопасности бизнеса и  деловому этикету, неплохо бы выяснить, что, собственно, подразумевает понятие  “коммерческая тайна”.

Это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых  обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы.

В будничной рабочей жизни коммерческая тайна проявляет себя через коммерческие секреты - это те же сведения, но имеющие материальное воплощение - оформленные в виде документов, схем, изделий.

Вот со всем этим хозяйством следует  обращаться предельно осторожно. Допустим, вы поехали за рубеж на переговоры или же по трудовому контракту (в  любом случае, везете с собой всякие важные бумаги: от суперсекретных до личных, типа резюме, что тоже может стать предметом промышленного шпионажа!). Не оставляйте документов в гостинице. Не болтайте с первым встречным (соседом в самолете, по номеру), лучше не пейте в новой компании, если знаете за собой грешок разбалтываться, что твоя сорока, после второй.

Если вы едите на международную  конференцию, симпозиум или что-то в этом роде, хорошенько обдумайте  свое выступление и ответы на возможные  вопросы. На таких мероприятиях, как  правило, сидят профессиональные “ловцы”  информации. Вы к слову упомянули  о каком-то там кузове, а через два дня весь рынок в курсе, что вы разрабатываете новую модель машины.

Вообще-то, соблюдать конфиденциальность относительно “путешествующей” с  вами информации надо начать еще до переговорного процесса. Не стоит  для первого же знакомство с предполагаемым партнером готовить полный пакет документов с подробным описанием проекта, планом работы, производственными характеристиками. Пока вы не перейдете к конкретным переговорам с уже выбранным партнером, пока не определитесь в целях, не получите подтверждения серьезности намерений другой стороны, все карты раскрывать не стоит. Шпионаж в процессе переговоров очень развит, к примеру, во Франции. Поэтому не удивляйтесь, если ваши французские партнеры ходят сначала вокруг да около - меры безопасности.

Если вы беретесь, наконец, за важное дело - разработку для вашей фирмы  мер по защите коммерческой тайны, необходимо обосновать целесообразность засекречивания определенной деловой информации. В  первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация, в мире бизнеса - “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся и сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно, к краху не приведет, но может лишить вас на какое-то время устойчивой прибыли.

Информация о работе Коммерческая тайна