Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 06:48, курсовая работа
Существование в нашей стране двух терминов – военная и государственная тайна - говорит об отсутствии логики в понимании секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы.
Ведение
2
1.
Вопросы коммерческой тайны
3
2.
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия
5
3.
Правовая охрана и защита коммерческой тайны
9
4.
Объект и субъекты права на коммерческую тайну
10
5.
Юридическая защита права на коммерческую тайну
13
Литература
Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.
Обладатели коммерческой тайны - это
физические (независимо от гражданства)
и юридические лица (коммерческие
и некоммерческие организации), занимающиеся
предпринимательской
Под предпринимательством понимается
“самостоятельная, осуществляемая на
свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.
Защита права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне.
Охраноспособность права на коммерческую
тайну не требует государственной
регистрации и проверяется
Обладатель коммерческой тайны имеет право:
При этом работник имеет право обжаловать в судебном порядке меры, принимаемые обладателем по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая ему известна (может стать известной в силу его трудовых отношений с работодателем);
При реализации своих прав обладатель коммерческой тайны обязан:
Обладатель коммерческой тайны
может защищать свои права в административном
порядке (в случаях, указанных в
законе, через федеральный
Обязанность доказывания охраноспособности своих прав на коммерческую тайну и незаконности действий правонарушителя в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит.
В гражданском судопроизводстве обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать от нарушителя:
В действующем КоАП РСФСР нет составов правонарушений, непосредственно относящихся к коммерческой тайне. Это требует устранения в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях такой декларативности, указания подведомственности рассмотрения данных правонарушений, порядка производства и санкций по установлению административной ответственности.
Так, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами государственных органов (налоговых, контролирующих, правоохранительных и т. п.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях, должны применяться нормы административной ответственности. Например, в соответствии со ст. 25 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности” должностные лица федерального антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если в законодательстве за эти деяния не установлена иная ответственность.
Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст. 183 УК РФ.
НЕ ТОЛЬКО БОЛТУН - НАХОДКА ДЛЯ ШПИОНА. ДЛЯ ШПИОНА ТАКЖЕ НАХОДКА НЕ ОРИЕНТИРУЮЩИЙСЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ ЧЕЛОВЕК. БОЛЬШОЕ ДЛЯ ШПИОНА ПРИОБРЕТЕНИЕ - СОТРУДНИК ФИРМЫ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ СОБЛЮДЕНИЯ СЕКРЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА. НАКОНЕЦ, САМЫЙ ДЛЯ ШПИОНА “БРИЛЛИАНТОВЫЙ ИСТОЧНИК” - НАШ С ВАМИ СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРЕВАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - КАК НА УРОВНЕ РАБОТНИКА, ТАК И ВСЕЙ ФИРМЫ.
За рубежом в профессиональном
бизнесе меры по охране коммерческой
тайны соблюдаются очень
Актуальность этого вопроса велика. В США на утечке информации компании теряют до $1 млрд. в год. Там закон о коммерческой тайне (вернее, “о фирменных секретах”) принят еще в 1979 году. В Германии он звучит как “Закон о производственной тайне”. В Германии все особенно строго: даже за сбор информации любознательный гражданин может схлопотать до 3-х лет лишения свободы.
Самыми дисциплинированными в плане соблюдения конфиденциальности являются японцы. В Японии нет какого-то специального закона, регулирующего этот вопрос, но утечка при этом минимальна - в фирмах действуют очень строгие правила внутреннего распорядка (“Кодекс поведения служащих”). Да и не только правила, а также годами сложившиеся традиции, согласно которым японец отдается своей работе, как семье, и никому и в голову не придет поделиться “внутрисемейными” заботами с чужаком. Ну а самыми предприимчивыми оказались китайцы. У них конфиденциальность поставлена на коммерческую основу - существуют специальные фирмы, которые обеспечивают клиентами сохранность информации.
В России закона о коммерческой тайне нет. Он готовится, но уже довольно долго и пока безрезультатно.
Прежде чем давать вам практические советы по безопасности бизнеса и деловому этикету, неплохо бы выяснить, что, собственно, подразумевает понятие “коммерческая тайна”.
Это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы.
В будничной рабочей жизни
Вот со всем этим хозяйством следует обращаться предельно осторожно. Допустим, вы поехали за рубеж на переговоры или же по трудовому контракту (в любом случае, везете с собой всякие важные бумаги: от суперсекретных до личных, типа резюме, что тоже может стать предметом промышленного шпионажа!). Не оставляйте документов в гостинице. Не болтайте с первым встречным (соседом в самолете, по номеру), лучше не пейте в новой компании, если знаете за собой грешок разбалтываться, что твоя сорока, после второй.
Если вы едите на международную конференцию, симпозиум или что-то в этом роде, хорошенько обдумайте свое выступление и ответы на возможные вопросы. На таких мероприятиях, как правило, сидят профессиональные “ловцы” информации. Вы к слову упомянули о каком-то там кузове, а через два дня весь рынок в курсе, что вы разрабатываете новую модель машины.
Вообще-то, соблюдать конфиденциальность относительно “путешествующей” с вами информации надо начать еще до переговорного процесса. Не стоит для первого же знакомство с предполагаемым партнером готовить полный пакет документов с подробным описанием проекта, планом работы, производственными характеристиками. Пока вы не перейдете к конкретным переговорам с уже выбранным партнером, пока не определитесь в целях, не получите подтверждения серьезности намерений другой стороны, все карты раскрывать не стоит. Шпионаж в процессе переговоров очень развит, к примеру, во Франции. Поэтому не удивляйтесь, если ваши французские партнеры ходят сначала вокруг да около - меры безопасности.
Если вы беретесь, наконец, за важное дело - разработку для вашей фирмы мер по защите коммерческой тайны, необходимо обосновать целесообразность засекречивания определенной деловой информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация, в мире бизнеса - “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся и сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно, к краху не приведет, но может лишить вас на какое-то время устойчивой прибыли.