Конституционное право человека и гражданина на обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью – защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

 

Юридический факультет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине: «Конституционное право»

 

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ОБРАЩЕНИЕ»

 

 

 

 

Выполнил студент 2 курса

группы ЮБДсВ-21

направления подготовки

030900.62 Юриспруденция

Горбачёва Наталья  Сергеевна

____________________________

Научный руководитель:

Плотникова Галина Николаевна

____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2014

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила в качестве высшей ценности права и свободы человека «Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2 Конституции РФ).

 Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью – защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация.

 Формирование правового государства, практика преобразований в сфере общественно – политических и социально – экономических отношений доказали безотлагательность повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти, местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Системный характер этих задач формирует требования по совершенствованию порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально- экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряжённости в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

 Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днём растёт количество нарушений в этой области, в связи с этим происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.

 Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления – неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своём обращении указывает на определённые проблемы или предлагает пути их решения). Как отметил в 2005 году  Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года «сама власть… обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам – это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего», а также: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конституционно - правовая характеристика права на обращение

1.1. Содержание и юридическое  значение права на обращение

Рассматривая право на обращение как конституционное право человека и гражданина, укажем на то, что по действующей Конституции Российской Федерации гражданин стал полноправным юридическим партнером государства. А в некоторых случаях права и свободы гражданина имеют приоритетное значение для государства на основании ст. 2 Конституции Российской Федерации. Право на обращение - это категория естественного права, закрепленная в нормах конституции, но его уникальность и универсальность еще не получили полной оценки, поэтому и возможности, заложенные в нем, еще далеко не реализованы.

В настоящее время получилось так, что имеется норма права, сформулированная в ст. 33 Конституции Российской Федерации, но отсутствует регулирование права граждан на обращение на Федеральном уровне, соответствующее данной статье, зато в ряде мест введены в действие законы субъектов Российской Федерации об обращениях граждан.

Жизнь настоятельно требует совершенствования законодательства по данному вопросу, основанного на научном анализе социальной практики и теоретических выводов.

Конституционные нормы закрепляют обязанности государства и его органов в деле охраны прав личности, что не исключает и самостоятельных активных действий индивида по отстаиванию своих законных интересов.

Важная роль в этом плане принадлежит закрепленному в Конституции Российской Федерации праву на обращение, используя которое, человек и гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), что расширяет возможности человека и гражданина реализовать свои права и свободы.

Во-первых, коренные изменения, происходящие в российском обществе, все настойчивее «разворачивают» массовое сознание к непреходящим и незыблемым духовным идеалам, к проблеме приоритета общечеловеческих ценностей. К таким ценностям относится признание неотъемлемых прав и свобод человека в обществе и ответственности государства не только за их формальное закрепление в законодательстве, но и за создание условий для их реализации, охраны и защиты;

Во-вторых, анализ научной литературы, посвященной институту прав граждан на обращение, свидетельствует о том, что значительная ее часть ориентирована на раскрытие понятия жалобы, что значительно сужает параметры такого комплексного понятия, как конституционное право на обращение. Многие новые проявления указанного института не получили должного освещения;

В-третьих, если всестороннее развитие человека становится не только высшей целью, но и основным источником создания нового порядка вещей в российском обществе, то он должен принять на себя ответственность за судьбу этого общества. Именно в этом ракурсе проблемы в ходе диссертационного исследования делается попытка характеристики конституционного права человека и гражданина на обращение как меры ответственности каждого за все происходящее в нашей стране, как умения адаптироваться к условиям изменяющегося окружения, сохраняя при этом важнейшие личностные принципы и ценностные ориентации. Суть же нового взгляда на проблему, как представляется, должна заключаться в повышении роли гражданина в отстаивании своих прав, свобод и законных интересов. Пока же лишь государство обладает фактически монопольным правом охраны прав и свобод своих граждан;

В-четвертых, даже самая совершенная государственная система всегда дает повод для недовольства, обращения (во всем многообразии форм и проявлений), критики. Для современного российского общества в период становления экономических, социальных и политических реформ характерны и правовая и экономическая незащищенность, и падение уровня жизни населения, и нарушение закона, и чиновный произвол. Ситуация в этой сфере вряд ли может развиваться в направлении оздоровления без реализации принципиально новых подходов к решению проблемы;

в-пятых, интенсивные и практически непрекращающиеся изыскания в области обеспечения конституционного права человека и гражданина на обращение, в частности принятие Государственной Думой Федерального закона «Об обращениях граждан» свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения объекта исследования.

 Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических, экономических, социальных причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностью человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей. Современные права человека  - это результат длительного исторического процесса борьбы прогрессивных сил за освобождение от угнетения.

 В России процесс становления и развития института прав и свобод человека прошёл весьма сложный исторический путь. Сам термин «права человека» прижился в политико – правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце 19 начале 20 веков. Политические права и свободы граждан в России возникли и развивались на протяжении длительного периода, формировались вместе с историей становления конституционализма в нашем государстве.  Государственно – политическая практика и культура, монархическая форма правления, крепостное право, правовой нигилизм и многое другое в значительной степени тормозили становление прав человека в нашем государстве.

 Для России права человека в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин по сравнению с любой даже неевропейской страной дело более сложное. Наблюдалось доминирование государственной власти, ограничения всяких других попыток самодеятельности. Общество находилось под жёстким налоговым бременем, как следствие этого слабое развитие городов, предпринимательства, бедность, зыбкость собственности, консерватизм культурных ценностей и неразвитость политической системы. Однако идеи прав и свобод человека, несомненно, присутствовали в истории и сопровождали российскую действительность.

 О политических правах человека следует говорить также как и о социологической категории, сосредотачивающей общечеловеческие ценности, которые нашли своё воплощение в международных стандартах прав человека и внутригосударственном праве. Они гарантируются не только юридическими нормами, но и на прямую зависят от прочности устоев конституционного строя, реальности демократизма и уровня политической культуры населения.

 Для того чтобы наиболее точно определить понятие политических прав, необходимо раскрыть сущность рассматриваемой категории, выделить и подчеркнуть её особенности и признаки. Во-первых, следует уточнить само понимание политики, политической власти, во-вторых, предложить тот критерий оценки политики, который оправдан именно в данной сфере.

 Термин «политика» первоначально обозначал различные формы государственного управления. Позднее значение термина «политика» было расширено: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства. Политика – это отношения к власти, отношения по поводу власти. Указанное явление подвижно и объективируется в действиях людей, социальных групп, классов, представляющих собой, политический процесс. Политика охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека и выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека.

 Политическая власть -  это определённый тип общественных отношений, возникающих между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определённого типа правления и определённого политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы.

 Таким образом, политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально либо коллективно участвовать в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.

 К политическим должны отнестись те права, которые дают возможность гражданам принимать участие в политической жизни общества, проявляя себя в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса, а также в составе отдельных групп, движений, объединений и т.п.

Кроме того, политические права и свободы имеют ряд особенностей, отличающих их от других прав человека и гражданина. одним из отличительных признаков политических прав и свобод является, прежде всего, возможность участия в общественно-политической сфере деятельности государства.

  Эти права непосредственно связаны с политикой, с возможностью участия в общественно-политической жизни государства и предполагают активное участие индивидуума в управлении делами государства. Главное содержательное своеобразие политических прав и свобод заключается в области их осуществления, в возможности, которые они предоставляют индивидам в обществе.

 

    1. Место и роль права на обращение в системе конституционных прав.

Конституционные нормы закрепляют обязанности государства и его органов в деле охраны прав личности, что не исключает и самостоятельных активных действий индивида по отстаиванию своих законных интересов.

Информация о работе Конституционное право человека и гражданина на обращение