Конституционное право человека и гражданина на обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью – защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

Важная роль в этом плане принадлежит закрепленному в Конституции Российской Федерации праву на обращение, используя которое, человек и гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), что расширяет возможности человека и гражданина реализовать свои права и свободы.

Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, коренные изменения, происходящие в российском обществе, все настойчивее «разворачивают» массовое сознание к непреходящим и незыблемым духовным идеалам, к проблеме приоритета общечеловеческих ценностей. К таким ценностям относится признание неотъемлемых прав и свобод человека в обществе и ответственности государства не только за их формальное закрепление в законодательстве, но и за создание условий для их реализации, охраны и защиты;

во-вторых, анализ научной литературы, посвященной институту прав граждан на обращение, свидетельствует о том, что значительная ее часть ориентирована на раскрытие понятия жалобы, что значительно сужает параметры такого комплексного понятия, как конституционное право на обращение. Многие новые проявления указанного института не получили должного освещения;

в-третьих, если всестороннее развитие человека становится не только высшей целью, но и основным источником создания нового порядка вещей в российском обществе, то он должен принять на себя ответственность за судьбу этого общества. Именно в этом ракурсе проблемы в ходе диссертационного исследования делается попытка характеристики конституционного права человека и гражданина на обращение как меры ответственности каждого за все происходящее в нашей стране, как умения адаптироваться к условиям изменяющегося окружения, сохраняя при этом важнейшие личностные принципы и ценностные ориентации. Суть же нового взгляда на проблему, как представляется, должна заключаться в повышении роли гражданина в отстаивании своих прав, свобод и законных интересов. Пока же лишь государство обладает фактически монопольным правом охраны прав и свобод своих граждан;

4

в-четвертых, даже самая совершенная государственная система всегда дает повод для недовольства, обращения (во всем многообразии форм и проявлений), критики. Для современного российского общества в период становления экономических, социальных и политических реформ характерны и правовая и экономическая незащищенность, и падение уровня жизни населения, и нарушение закона, и чиновный произвол. Ситуация в этой сфере вряд ли может развиваться в направлении оздоровления без реализации принципиально новых подходов к решению проблемы;

в-пятых, интенсивные и практически непрекращающиеся изыскания в области обеспечения конституционного права человека и гражданина на обращение, в частности принятие Государственной Думой Федерального закона «Об обращениях граждан»свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения объекта исследования.

 

Глава 2 Проблема реализации конституционного права на обращение

    1. Механизм реализации права на обращение

 

Обеспечение реализации гражданами своего права на обращения является первостепенной задачей целого ряда органов публичной власти, выступающих в качестве адресатов обращения. В механизме реализации права на обращения участвуют все органы государственной власти: Президент РФ, законодательные, исполнительные, судебные органы, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, а также органы местного самоуправления.

  Роль Президента РФ - как гаранта прав и свобод человека и гражданина состоит в обеспечении рассмотрения и разрешения обращений граждан и иных субъектов посредством специально созданного подразделения – Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.

  Участие органов законодательной власти в механизме реализации права на обращения выражается в работе депутата с обращениями граждан, поступающими в приемные законодательных органов, а также при непосредственном контакте с избирателями. Кроме того, косвенным участием органов законодательной власти в механизме реализации права на обращения можно признать законотворческую деятельность, поскольку она должна исходить из своевременного и качественного анализа обращений граждан и содержащихся в них требований избирателей.

  Органы исполнительной власти участвуют в механизме реализации права на обращения следующим образом: при органах исполнительной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ образуются подразделения по работе с обращениями граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также организаций. В частности, общественные приемные при органах исполнительной власти осуществляют прием, регистрацию письменных обращений граждан, а также рассмотрение устных обращений граждан на личном приеме.

 В механизме реализации права на обращения принципиальное значение имеет деятельность органов местного самоуправления. Поскольку в большинстве своем обращения связаны с вопросами местного значения, их качественное и своевременное рассмотрение и разрешение на муниципальном уровне позволяет избежать бюрократической волокиты в разрешении конкретных проблем, что в конечном итоге и является основной целью конституционно-правового института права на обращения в органы публичной власти.

  Судебные органы - участвуют в механизме реализации права на обращения посредством судопроизводства. Так, субъекты права, свободы и законные интересы которых нарушены, обращаются за их защитой в суд. Значение судебных органов в механизме реализации права на обращения заключается в том, что они обеспечивают всестороннюю защиту и эффективное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов права на обращения.

  Важным инструментом в механизме реализации права на обращения является - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Его деятельность по защите, обеспечению и соблюдению прав, свобод и законных интересов граждан является его основной и исчерпывающей функцией, в отличие от рассмотренных нами органов, для которых наряду с деятельностью в сфере реализации права на обращения существуют иные направления деятельности. Возможность обратиться к Уполномоченному по правам человека, исчерпав другие средства правовой защиты – существенная дополнительная гарантия реализации права на обращения.

Значительное место в реализации права граждан на обращения принадлежит органам внутренних дел. Это объясняется тем, что защита прав и свобод человека и гражданина является основной задачей всех подразделений органов внутренних дел, которые непосредственно рассматривают обращения граждан и ведут прием населения.

  Наряду с другими структурами государства конституционное право граждан на обращение обеспечивают органы прокуратуры. В механизме реализации права личности на обращение они играют важную роль и могут выступать в этих правоотношениях в разном качестве:

  Помимо государственных органов определенную роль в обеспечении реализации права граждан на обращение играют общественные институты, которые, осуществляя свою деятельность, консолидируют интересы отдельных групп населения и доводят их до сведения органов государственной власти.

  Таким образом, в Российской Федерации сформирована целостная система органов государственной и местной власти, участвующих в механизме реализации права граждан на обращения.


2.2. Правовые гарантии  конституционного права на обращение

Конституционного закрепления прав и свобод человека и гражданина недостаточно для их успешной реализации гражданами в повседневной жизни. Для этого создается механизм реализации прав и свобод, который именуется гарантиями прав и свобод.

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. По сути дела гарантии, это и есть обязанности. а применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства обеспечить гражданам реализацию их прав.

Гарантии бывают различные: юридические, материальные, п~иитические. идеолтическне и т.д. В данном случае идет речь о конституционных гарантиях, которые относятся к юридическим гарантиям.

Рассматривая конституционные гарантии, необходимо отметить, что сам факт закрепления в Конституции РФ прав и свобод, уже является гарантией. Так, например, "каждый имеет право на жилище", или "право частной собственности охраняется законом". Однако в Конституции и непосредственно упоминается о гарантиях, как, например, "гарантируется свобода массовой информации". Разумеется, когда в конституции непосредственно используется термин "гарантия", это предполагает наличие в государстве организационных, правовых и других институтов способных обеспечить реализацию прав всеми гражданами. Так, например, Конституцией РФ "гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования". Образование обеспечивается уже существующей системой начальных и средних государс- твенных учебных заведений.

Конституционные формулировки, в которых говорится " охраняется государством" или "находятся под защитой закона" означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста.

Конституция содержит специальные статьи (ст. 45 - 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно распределены на двс группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

К общим гарантиям прав и свобод человека и гражданин

а, в первую очередь, следует отнести сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции. неотчуждаемости гражданских /личных/ прав человека и гражданина и на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Конституция прямо указывает, что защита прав и свобод является обязан ностыо государства и гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это предполагает обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять регулирование в процессе их реализации.

Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми законными способами. К пим способам самозащиты относятся: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права и с помощью оружия. Закон =:-„,„. vi Ы мам i~~~ г. предоставил гражданам возможность приобретсния определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. Однако осуществление этого права ограничивается законом. Так, например, оружие не может бьпь применено в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совсршсши» ими вооруженного или группового нападения. Закон предписывает о всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дсл. Закон также устанавливает особый порядок реализации права на приобретение оружия.

Судебная защита прав и свобод, гарантированная Российской Конституцией, наиболес эффективна и доступна каждому человеку. В суд могут быть обжалованы действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, об- щественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д. Следовательно, суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает защиту прав и свобод от по- сягательств со стороны кого бы то ни было. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.

К внутренним средствам защиты прав человека относится также обращение граждан к Уполномоченному по правам человекам. Уполномоченный по правам человека, это должностное лицо назначаемое на должность и освобождаемое от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ, которое призвано осуществлять контроль за соблюдением прав и

свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Институтi

Уполномоченного по правам человека был уч

режден Конституцией РФ 1993 года. Он

предназначен для рассмотрения жалоб граждан на нарушение их прав и свобод. В случаях грубого или массового нарушения прав человека, он может проводить расследование этих случаев и п~> собственной инициативе. Так, например, в ст. 1 Федерального конституционного закона о', '(> февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" говорится. что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. (Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 1998 г на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначен """""""" ~';.=-. -==.).~~ч~ .

В законе также говорится, что Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человек;~. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Помимо внутренних гарантий обеспечивающих защиту прав и свобод имеет место и международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Реализация этого права возможна только при наличии соответствующих международных договоров Российской Федерации и может быть осуществлена, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой

защиты в самом государстве. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Она подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к Факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и нс представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Информация о работе Конституционное право человека и гражданина на обращение