Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой сущности и содержания конституционного права на информацию в современной России. Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.
Введение 3
Глава 1. Общие положения 6
Глава 2. Законодательное регулирование конституционного
права граждан на информацию 8
Глава 3. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на информацию 16
Заключение 22
Библиография 26
Приложение № 1. Перечень сведений, составляющих
государственную тайну 28
Приложение № 2. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на получение информации 32
Москва, 2010 |
Содержание
Введение |
3 | |||||||
Глава 1. Общие положения |
6 | |||||||
Глава 2. Законодательное регулирование конституционного |
||||||||
права граждан на информацию |
8 | |||||||
Глава 3. Ответственность за нарушение конституционного |
||||||||
права граждан на информацию |
16 | |||||||
Заключение |
22 | |||||||
Библиография |
26 | |||||||
Приложение № 1. Перечень сведений, составляющих | ||||||||
государственную тайну |
28 | |||||||
Приложение № 2. Ответственность за нарушение конституционного | ||||||||
права граждан на получение информации |
32 |
Введение
Как известно, информация – обязательный компонент общения людей, поэтому ее качество, правдивость являются не только нравственными категориями. Достоверность информации – основа равноправных, результативных отношений людей.
На современном этапе развития человечества информация, передаваемая людьми друг другу, – это средство достижения благоприятных условий развития отдельной личности и всего общества в целом.
Информация в современном мире действительно стала не просто экономическим, политическим и военным ресурсом, но и фактором, определяющим лицо эпохи. Поэтому исследования, связанные с юридическим аспектом информации имеют сейчас особую актуальность, тем более, если эта проблема связывается с правами человека. На современном этапе конституционного развития России большое значение придается роли прав и свобод человека и гражданина в формировании как правового государства, так и гражданского общества.
Стоящие перед российским обществом проблемы утверждения приоритета человека в экономической, политической и духовной сферах тесно связаны с нормальной циркуляцией информации и оптимизацией социального управления.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1.
Следует отметить, что чем привлекательнее для общества провозглашаемые идеи, тем сложнее они реализуются.
Не является исключением и конституционное право гражданина на информацию. В чем же предназначение данного права и каковы основные проблемы его реализации в сегодняшней России?
Актуальность выбранной мной темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой сущности и содержания конституционного права на информацию в современной России. Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство. Эти процессы требуют качественных изменений в обеспечении прав человека. Интерес к человеку, проблеме обеспечения его прав становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества.
Предметом исследования в данной работе являются содержание права на информацию, конституционные основы реализации права на информацию, конституционные основания ограничения права на информацию.
Целью работы является конституционно-правовой анализ сущности и содержания права гражданина на информацию в аспекте его правовых пределов, анализ и обобщение ограничений права на информацию, определение основных направлений совершенствования законодательства о праве граждан на информацию.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Научная новизна
работы состоит в том, что исследуются
особенности права на информацию
как естественного и
Теоретическая значимость работы заключается в научном осмыслении и практическом исследовании проблем реализации конституционного права на информацию.
Первая глава работы дает определение праву граждан на информацию, выделяет составляющие части данного права и определяет правомочия гражданина.
Вторая глава работы посвящена законодательному регулированию права граждан на информацию. Она выделяет основные нормативные акты, регулирующие условия осуществления права граждан на информацию, а также дает представление о нормативных актах, распространяющихся на отдельные сферы общественной жизни.
Третья глава
работы определяет ответственность государственны
Глава 1. Общие положения
Право гражданина на информацию – весьма непростое субъективное право, состоящее из целого ряда юридических возможностей. Среди них, прежде всего, необходимо выделить право на беспрепятственное ознакомление с нормативными актами. «Право на беспрепятственное ознакомление с любым законом – составная часть более широкого права граждан на получение информации»2.
Кроме того, универсальное право гражданина на информацию может включать в себя следующие конкретные правомочия:
На сегодняшний день существует точка зрения, согласно которой право гражданина на информацию – лишь составная часть свободы слова и печати. «Сложнее обстоит дело с соотношением содержательных сторон свободы на информацию и свободы слова и печати. Рассматриваемое право включает и возможность беспрепятственно получать информацию. Согласно же сложившемуся пониманию свободы слова и печати оно состоит преимущественно из правомочий, охватывающих различные формы распространения мнений и информации. Поэтому необходимо или несколько расширить традиционные рамки правового содержания свободы слова и печати за счет правомочия на получение полной и достоверной информации, или рассматривать право на информацию в качестве самостоятельного субъективного права. Первый вариант представляется наиболее логичным… Таким образом, право на информацию, по настоящему мнению, охватывается понятием свобода слова и печати»3.
Но все же, право на информацию не охватывается полностью свободой слова и печати. Оно богаче, содержательнее и играет свою роль в удовлетворении определенных интересов субъектов.
Глава 2. Законодательное регулирование
конституционного права граждан на информацию
Право гражданина на информацию – самостоятельное конституционное право, позволяющее человеку свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Оно является одним из основополагающих прав человека.
Для чего же гражданам необходима информация и каковы должны быть объемы ее предоставления, чтобы полностью отвечать требованиям населения?
Наиболее полная информация гражданину нужна по той же причине, что и законодателю и правоприменителю – для принятия решений на своем уровне. Реализация права на информацию – свидетельство свободы гражданина. «Чтобы быть свободным, то есть принимать решения со знанием дела и обладать необходимыми техническими средствами, а также социальными ресурсами для их реализации, человек должен быть свободен в политическом и юридическом смысле, свободен нравственно и иметь беспрепятственный доступ ко всем видам, формам и уровням информации»4.
Впервые на международном уровне о праве на информацию было сказано в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» 5.
В России законодательной практикой высшего уровня по праву граждан на информацию является конституционная законодательная практика. Речь идет, в частности, о части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, где закреплены не только свобода мысли, слова и массовой информации, но и право на информацию:
«4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну (Приложение № 1), определяется федеральным законом»6.
Конституционное закрепление права на информацию – шаг вперед в расширении информационных возможностей, а значит, и свободы личности, в развитии новых информационных отношений между человеком и государством. Вместе с тем, чтобы оно стало живым и действенным правом, необходимы соответствующие гарантии, условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление этого права и составляющие механизм его реализации.
Но следует отметить, что до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года право на информацию было гарантировано Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» № 2334 от 31 декабря 1993 года (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 17.01.1997 № 13, от 01.09.2000 № 1606). Этот Указ определяет право на информацию как одного из фундаментальных прав человека. В нем сформулированы важнейшие принципы, которые должны соблюдаться государством по отношению к каждому гражданину в вопросах, касающихся предоставления информации.
Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, таких как:
Таким образом, Указ Президента Российской Федерации закрепил за гражданами Российской Федерации не только право на информацию, но и право контроля общества за деятельностью органов власти и принимаемыми ими решениями.
Положения этого Указа актуальны и в настоящее время. Они дают правильные ориентиры для развития законодательства.
В целом право граждан на информацию гарантировано не только Конституцией Российской Федерации, но и иным Федеральным законодательством.
Основополагающим законом, регулирующим правоотношения, связанные с получением и предоставлением информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года.
В частности, статья 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года определяет, что: