Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой сущности и содержания конституционного права на информацию в современной России. Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.
Введение 3
Глава 1. Общие положения 6
Глава 2. Законодательное регулирование конституционного
права граждан на информацию 8
Глава 3. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на информацию 16
Заключение 22
Библиография 26
Приложение № 1. Перечень сведений, составляющих
государственную тайну 28
Приложение № 2. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на получение информации 32
К сожалению, в работе министерств, ведомств, аппаратов всех ветвей власти все более заметно стремление максимально закрыть, засекретить свою деятельность, отгородиться от собственных граждан. На местах эта тенденция проявляется еще сильнее. Создаются специальные структуры «по защите информации», ужесточается режим доступа к архивным материалам. Нарушается тем самым одно из важнейших прав граждан – право на информацию. При этом игнорируется существенный демократический принцип – открытости и публичности власти.
Само по себе право гражданина на информацию – своего рода право-гарантия, ибо установление и реальное претворение в жизнь данной юридической возможности будут означать существенное достижение в повышении правовой защищенности личности вообще. Только свободная циркуляция в социальных связях позволит гражданину не зависеть так жестко, как это было раньше, от государственных структур и наряду с экономической самостоятельностью будет создавать более полные гарантии удовлетворения его интересов.
Что касается информации в целом, то она играет первостепенную роль в реализации прав и свобод человека. К примеру, право собственности зачастую не может быть полноценно осуществлено в условиях недостаточности информации (знаний), а права потребителя не могут претворяться в жизнь без достаточных и достоверных сведений о качественных и некачественных товарах, без рекламы и антирекламы, без сертифицирования продукции и тому подобное.
Политические права и свободы – право непосредственно участвовать в управлении делами общества и государства, избирательные права, свобода мысли, слова и прочие – тоже сильно зависят от информации. Именно с помощью полноценной информационной среды создается основа для эффективных решений, принятых на референдуме, в процессе которого граждане сами формируют право. Здесь они выступают в роли правотворческого органа, который как и всякий иной подобный орган, должен оперировать исключительно достоверной информацией.
В 1993 году право граждан Российской Федерации на информацию было закреплено в Конституции Российской Федерации. Однако это конституционное право до настоящего времени зачастую не имеет реализации в конкретных жизненных ситуациях. Органы государственной власти, коммерческие структуры, грубо нарушая положения Конституции и федерального законодательства, используют любые способы, чтобы не предоставлять гражданам информацию.
Не имея информации, человек оказывается полностью незащищенным перед властью и бизнесом, нарушающими его права. Именно отсутствие информации, а не кажущееся всесилие государства, чаще всего бывает причиной неудачного для гражданина решения проблемы. О ценности и силе информации, вовремя попавшей к гражданину, хорошо знают нарушители прав. Поэтому чаще всего обращения граждан за любой информацией, касающейся их прав, встречают категорический отказ. В большинстве случаев гражданин получает доступ к какой-либо информации, когда все решения уже приняты. К этому моменту многие правовые возможности бывают упущены и человек, пытающийся защитить свои права, похож на пассажира, догоняющего уходящий поезд. Поэтому, чтобы не догонять уходящие поезда, начинать свои правовые действия надо с получения информации.
Таким образом, реально осуществляемое конституционное право на информацию выполняет важные функции в жизнедеятельности человека. К тому же по мере движения общества к более устойчивым демократическим нормам и институтам его роль и степень влияния на реализацию других прав и свобод гражданина будут расти. Незаконно и необоснованно ограничивать такое право – значит ослаблять механизм обеспечения свободы личности в целом. Расширять его и делать более надежным в реализации – значит укреплять юридическое положение гражданина, повышать уверенность человека в собственных силах, содействовать наиболее полному удовлетворению его интересов, в чем и заключается главная ценность прав и свобод.
Тенденция к возрастанию роли информации в жизни общества обеспечивает уровень развития государства, который зависит от возможности освоения информации, эффективности ее использования на благо человека. Законы и иные нормативные акты, являясь основными формами выражения российского права, должны отражать объективные потребности общества, обусловленные экономическими, политическими, духовными и другими условиями его жизни.
Необходимо
совершенствование механизма
Библиография
Приложение № 113
Перечень
сведений, составляющих государственную тайну
Приложение № 2
Ответственность за нарушение конституционного права граждан на получение информации
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
2 Савицкий В.М. Без пустопорожней трескотни. «Конституционный вестник», 1991, № 9, с. 6
3 Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994, с. 37
4 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с. 71
5 Международные акты о правах человека. Сборник документов. Издание второе, дополненное. Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М.: Москва. 2002 г., с. 41
6 Статья 29, "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ))
7 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года.
8 В ред. Федерального закона от 28.09.2010 № 243-ФЗ.
9 В ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ
10 Приложение № 2
11 Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 239-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П)
12 Уголовный Кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 № 270-ФЗ)
13 Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 180-ФЗ)
- -