Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой сущности и содержания конституционного права на информацию в современной России. Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие положения 6
Глава 2. Законодательное регулирование конституционного
права граждан на информацию 8
Глава 3. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на информацию 16
Заключение 22
Библиография 26
Приложение № 1. Перечень сведений, составляющих
государственную тайну 28
Приложение № 2. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на получение информации 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Конституц. право.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в  работе министерств, ведомств, аппаратов  всех ветвей власти все более заметно стремление максимально закрыть, засекретить свою деятельность, отгородиться от собственных граждан. На местах эта тенденция проявляется еще сильнее. Создаются специальные структуры «по защите информации», ужесточается режим доступа к архивным материалам. Нарушается тем самым одно из важнейших прав граждан – право на информацию. При этом игнорируется существенный демократический принцип – открытости и публичности власти.

Само по себе право гражданина на информацию – своего рода право-гарантия, ибо установление и реальное претворение в жизнь данной юридической возможности будут означать существенное достижение в повышении правовой защищенности личности вообще. Только свободная циркуляция в социальных связях позволит гражданину не зависеть так жестко, как это было раньше, от государственных структур и наряду с экономической самостоятельностью будет создавать более полные гарантии удовлетворения его интересов.

Что касается информации в  целом, то она играет первостепенную роль в реализации прав и свобод человека. К примеру, право собственности зачастую не может быть полноценно осуществлено в условиях недостаточности информации (знаний), а права потребителя не могут претворяться в жизнь без достаточных и достоверных сведений о качественных и некачественных товарах, без рекламы и антирекламы, без сертифицирования продукции и тому подобное.

Политические  права и свободы – право  непосредственно участвовать в  управлении делами общества и государства, избирательные права, свобода мысли, слова и прочие – тоже сильно зависят от информации. Именно с помощью полноценной информационной среды создается основа для эффективных решений, принятых на референдуме, в процессе которого граждане сами формируют право. Здесь они выступают в роли правотворческого органа, который как и всякий иной подобный орган, должен оперировать исключительно достоверной информацией.

В 1993 году право  граждан Российской Федерации на информацию было закреплено в Конституции  Российской Федерации. Однако это конституционное  право до настоящего времени зачастую не имеет реализации в конкретных жизненных ситуациях. Органы государственной власти, коммерческие структуры, грубо нарушая положения Конституции и федерального законодательства, используют любые способы, чтобы не предоставлять гражданам информацию.

Не имея информации, человек оказывается полностью  незащищенным перед властью и  бизнесом, нарушающими его права. Именно отсутствие информации, а не кажущееся всесилие государства, чаще всего бывает причиной неудачного для  гражданина решения проблемы. О ценности и силе информации, вовремя попавшей к гражданину, хорошо знают нарушители прав. Поэтому чаще всего обращения граждан за любой информацией, касающейся их прав, встречают категорический отказ. В большинстве случаев гражданин получает доступ к какой-либо информации, когда все решения уже приняты. К этому моменту многие правовые возможности бывают упущены и человек, пытающийся защитить свои права, похож на пассажира, догоняющего уходящий поезд. Поэтому, чтобы не догонять уходящие поезда, начинать свои правовые действия надо с получения информации.

Таким образом, реально осуществляемое конституционное  право на информацию выполняет важные функции в жизнедеятельности  человека. К тому же по мере движения общества к более устойчивым демократическим нормам и институтам его роль и степень влияния на реализацию других прав и свобод гражданина будут расти. Незаконно и необоснованно ограничивать такое право – значит ослаблять механизм обеспечения свободы личности в целом. Расширять его и делать более надежным в реализации – значит укреплять юридическое положение гражданина, повышать уверенность человека в собственных силах, содействовать наиболее полному удовлетворению его интересов, в чем и заключается главная ценность прав и свобод.

Тенденция к  возрастанию роли информации в жизни общества обеспечивает уровень развития государства, который зависит от возможности освоения информации, эффективности ее использования на благо человека. Законы и иные нормативные акты, являясь основными формами выражения российского права, должны отражать объективные потребности общества, обусловленные экономическими, политическими, духовными и другими условиями его жизни.

Необходимо  совершенствование механизма правового  ограничения распространения информации. Поэтому развитие теоретических положений в области прав человека вообще и в сфере реализации права человека и гражданина на информацию в частности способствуют практическому решению многих правовых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 года (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 180-ФЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 239-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П).
  3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
  4. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года (В ред. Федерального закона от 28.09.2010 № 243-ФЗ).
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 № 270-ФЗ)
  6. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года (В ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
  7. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года.
  8. Международные акты о правах человека. Сборник документов. Издание второе, дополненное. Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М.: Москва. 2002 г.
  9. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.
  10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991
  11. Савицкий В.М. Без пустопорожней трескотни. «Конституционный вестник», 1991, № 9
  12. Яковлева О.А. Право на информацию – право на жизнь. Практическое руководство для граждан, экологических и других общественных организаций. – М.: АНО «ЮРИКС». 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 113

 

Перечень 

сведений, составляющих государственную тайну

  1. Сведения в военной области:
  • о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
  • о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
  • о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
  • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
  • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
  • о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
  1. Сведения в области экономики, науки и техники:
  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
  • об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
  • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
  • об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
  • о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
  1. Сведения в области внешней политики и экономики:
  • о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  • о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  1. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
  • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
  • о методах и средствах защиты секретной информации;
  • об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
  • о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
  • о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

 

Приложение  № 2

Ответственность за нарушение конституционного права граждан на получение информации

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

2 Савицкий В.М. Без пустопорожней трескотни. «Конституционный вестник», 1991, № 9, с. 6

3 Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994, с. 37

4 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с. 71

5 Международные акты о правах человека. Сборник документов. Издание второе, дополненное. Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М.: Москва. 2002 г., с. 41

6 Статья 29, "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ))

 

7 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года.

8 В ред. Федерального закона от 28.09.2010 № 243-ФЗ.

9 В ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ

10 Приложение № 2

11 Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 239-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П)

12 Уголовный Кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 № 270-ФЗ)

13 Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 180-ФЗ)

- -


Информация о работе Конституционное право