Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой сущности и содержания конституционного права на информацию в современной России. Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство.
Введение 3
Глава 1. Общие положения 6
Глава 2. Законодательное регулирование конституционного
права граждан на информацию 8
Глава 3. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на информацию 16
Заключение 22
Библиография 26
Приложение № 1. Перечень сведений, составляющих
государственную тайну 28
Приложение № 2. Ответственность за нарушение конституционного
права граждан на получение информации 32
Но Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года дает лишь общие данные о правилах и порядке предоставления информации, а также о категории предоставляемой информации. Получение информации в отдельных сферах деятельности общества могут регулироваться иным законодательством.
В частности, статья 31 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года8 определяет право граждан на информацию о состоянии здоровья. Она гласит, что «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения… Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны».
Одновременно
с предоставлением права
Не следует забывать и о льготных группах населения, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются те или иные социальные гарантии.
В частности, статья 11 Закона города Москвы «О социальном обслуживании населения города Москвы» № 34 от 9 июля 2008 года, гласит, что: «Органы государственной власти города Москвы обеспечивают реализацию права граждан на информацию о видах и формах социального обслуживания, условиях их предоставления и оплаты».
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года9 регулирует порядок предоставления информации гражданам пожилого возраста и инвалидам. В частности, статья 8 названного закона гласит, что: «Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления».
Но, не смотря на все многообразие законов и иных нормативных актов, регулирующих порядок, правила и условия предоставления информации, трудности получения информации все же возникают. Основополагающей причиной их возникновения является незнание гражданами законов, а также неумение применять их в конкретных жизненных ситуациях.
Глава 3. Ответственность за нарушение
конституционного права на информацию10
Как уже говорилось ранее, право гражданина на информацию является одним из важнейших политических и личных прав граждан. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
Но, как известно, право граждан на информацию соблюдается не всегда. Главной причиной нарушений является ненадлежащее исполнение органами власти норм закона.
В ряде случаев, со стороны органов власти практикуется бездействие в виде неправомерного отказа должностных лиц в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина.
Помимо этого, часто информация гражданам предоставляется неполной, либо заведомо ложной.
Эта глава работы определяет ответственность государственных органов за отказ от предоставления гражданам информации, за разглашение персональных данных, ставших известными в результате профессиональной деятельности и об ответственности за нарушение правил защиты информации.
Итак, основополагающим документом, устанавливающим ответственность органов власти за нарушение конституционного права граждан на информацию, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)11. В частности, нарушению конституционного права граждан на информацию в КоАП РФ полностью посвящена 13 глава.
Так, статья 13.11 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Указанное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в следующих размерах:
В целом же, ответственность за нарушение конституционного права граждан на информацию подразделяется в зависимости от направленности нарушения.
Так, статья 13.28 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая подразумевает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей – за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, а также за незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена.
Но, как известно, информация подлежит не только предоставлению, но и защите от несанкционированного доступа к ней. Так, статья 13.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил защиты информации, в частности:
Статья 13.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконную деятельность в области защиты информации, а именно – занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна) – влечет наложение административного штрафа:
Не менее серьезным нарушением конституционного права на информацию является разглашение информации с ограниченным доступом. Так, статья 13.14 гласит:
«Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ (Недобросовестная конкуренция) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей».
Также следует отметить, что помимо административной ответственности за нарушение конституционного права на информацию существует и уголовная ответственность. Так, статья 140 Уголовного Кодекса Российской Федерации12 гласит, что неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан – наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Подводя итоги изучения вопроса ответственности за нарушение конституционного права граждан на информацию, необходимо отметить, что, несмотря на активизацию научных исследований, напрашивается вывод, что современное состояние разработанности данной проблемы в отечественной правовой науке характеризуется отсутствием единой концепции в определении сферы осуществления, источников юридического оформления, оснований, круга санкций и классификации мер.
Заключение
Сегодня проблема реализации права на информацию в Российской Федерации в значительной мере не решена. До последнего времени не прекращаются попытки законодательной и исполнительной властей как на федеральном, так и региональном уровнях, по ограничению свободы деятельности средств массовой информации, что в свою очередь, не редко приводит к ограничению конституционного права граждан на получение информации.