Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа
Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991 года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Конституционный статус Президента Российской Федерации
Учреждение поста Президента Российской Федерации…………5
Статус Президента Российской Федерации………………………8
Неприкосновенность Президента Российской Федерации……12
Полномочия Президента Российской Федерации……………..13
Глава 2. Президент Российской Федерации
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию………………………………………………………………………..21
Правовые акты Президента Российской Федерации…………….22
Избрание Президента Российской Федерации. Вступление Президента в должность………………………………………………………..24
Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конституционный статус Президента Российской Федерации
Глава 2. Президент Российской Федерации
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991 года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Согласно Конституции российской Федерации Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина1.
В осуществлении
своих функций Президент может
использовать только закрепленные за
ним конституционные
Президент входит в систему федеральных органов государственной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную.
Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.
Изучая главу 4 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.
Целью данной работы является определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Определить место и значение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Глава 1. Конституционный статус Президента Российской Федерации
Практика государственного
строительства в советский
Институт Президента России был учрежден на основании Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. После принятия этого Закона были внесены необходимые поправки в действовавшую тогда Конституцию (основной закон) РСФСР. Президент России в отличие от Президента СССР должен был получить свои полномочия не от представительного органа власти, а непосредственно от избирателей. Это само по себе придавало повышенную легитимность этой должности. Введение поста Президента России в значительной мере предопределялось логикой углублявшегося в то время противостояния высших органов власти СССР и РСФСР.
Учреждению института президента предшествовали серьезные политические споры. Основными противниками института президента являлись коммунисты, которые полагали, что президент может разрушить сложившуюся конституционную систему организации власти, в которой центральное место играли представительные органы – Советы. На федеральном уровне они были представлены Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР. Тем не мене, сторонники учреждения поста президента убедили принимавших решение депутатов, что никакой угрозы Съезду и Верховному Совету не существует, поскольку сама законодательная власть устанавливает полномочия президента и исполнительной власти, а президент может издавать только подзаконные нормативные акты, которые могут быть отменены законодательной властью в случае из противоречия Конституции и законам по заключению Конституционного Суда.
С учетом данных опасений в Закон «О Президенте РСФСР» была внесена статья, в соответствии с которой полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально – государственного устройства РСФСР, роспуску либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Впрочем, как показало дальнейшее развитие событий, данная норма сама по себе не сыграла роль работающей гарантии по защите Конституции, когда в 1993 г. Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
Президент России в соответствии с Законом «О Президенте РСФСР» и Конституцией (Основным законом) РСФСР являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Он наделялся правом законодательной инициативы, правом отлагательного вета на принятые законом, полномочиями назначения Председателя Совета Министров с согласия Съезда народных депутатов, назначения министров, правом объявления чрезвычайного положения, полномочиями по решению вопросов гражданства и некоторыми другими. При этом за Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, помимо законодательных полномочий, сохранялись весьма существенные контрольные полномочия в отношении Совета Министров (Правительства).
После августовского 1991 г. «путча ГКЧП» начался ускоренный процесс разрушения структур власти СССР, закончившийся распадом СССР. Дезинтеграционные процессы затронули и органы власти Российской Федерации. В этих условиях реальная власть в стране сосредоточилась у Президента Российской Федерации и в подчиненных ему структурах исполнительной власти. Было принято решение о проведении радикальной экономической реформы, и на время ее проведения были предусмотрены дополнительные полномочия Президента Российской Федерации. Данные полномочия были определены в двух постановлениях Съезда народных депутатов, принятых 1 ноября 1991 г. Согласно постановлению «О правовом обеспечении экономической реформы» указы Президента, принятые в обеспечении экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению2. При этом Президент Российской Федерации получил право издания указов по вопросам банковской, биржевой, валютно – финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемых в целях оперативного регулирования хода экономической реформы, находящихся в противоречии с действующими законами РСФСР. Постановлением «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», наряду с другими мерами по укреплению единства исполнительной власти, Президент в соответствии с выделенными Верховным Советом РСФСР бюджетными средствами до принятия Закона РСФСР «О Совете Министров РСФСР» был наделен полномочием самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти.
Всеми указанными полномочиями, безусловно выходившими за рамки действовавшей Конституции, Президент Российской Федерации наделялся временно, до 1 декабря 1992 г. после истечения этого срока Съезд народных депутатов отказался продлить эти полномочия Президента. Однако для Президента и возглавляемой им исполнительной власти возврат к прежней схеме взаимоотношений с представительной властью означал начало «конституционного кризиса», который впоследствии привел к приостановлению Президентом действия самой Конституции, роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, вынесению на голосование и принятие новой Конституции. Конституцией Российской Федерации 1993 г. был существенно изменен статус Президента Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства (ст.80) и в этом качестве осуществляет государственную власть в Российской Федерации, наряду с Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации (ст.11). Формально Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Его роль в системе разделения властей определяется тем, что он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации). Обеспечение такого функционирования и взаимодействие должно основываться на конкретных полномочиях Президента по отношению к федеральным органам государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
В то же время часть полномочий Президента носит исполнительный характер. Это, в частности, руководство внешней политикой, осуществление функций Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации. Деятельность Президента максимально приближена к исполнительной власти: в соответствии с Конституцией Российской Федерации он решает вопросы формирования и отставки Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Президент определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них, назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации3.
Важным элементом в определении статуса Президента Российской Федерации является осуществление им функций гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. То, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав м свобод, само по себе не создает каких – то особых конституционных полномочий Президента по обеспечению реализации и защите Конституции, регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина. Данное конституционное положение определяет общую направленность деятельности Президента и руководимых им государственных органов, которая осуществляется в рамках полномочий Президента, установленных Конституцией и федеральными законами. В частности, как гарант Конституции Президент обеспечивает реализацию предусмотренных Конституцией высших форм народовластия – выборов и референдума. Для этого он наделяется правом назначать выборы депутатов Государственной думы и референдум Российской Федерации.
Формы деятельности Президента как гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина различны: подготовка и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусмотренных Конституцией, гарантирующей права и свободы, издание собственных указов, постановка соответствующих задач перед федеральными органами исполнительной власти, создание совещательных консультативных органов. Вместе с тем необходимо отметить, что сама деятельность Президента является объектом конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»4.
Как глава государства Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Данные функции Президента реализуются не только в сфере внешней политики, руководство которой он осуществляет, но также и во внутригосударственной сфере. Так, одной из важных форм охраны суверенитета Российской Федерации является обеспечение соответствия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В этом направлении начиная с 2000 г. Президентом Российской Федерации и действовавшими по его поручениям представителями Президента в федеральных округах, органами государственной власти был предпринят целый ряд мер, которые привели к повышению степени единства правового пространства Российской Федерации, устранили целый ряд перегибов «суверенного» нормотворчества некоторых субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ