Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991 года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Конституционный статус Президента Российской Федерации
Учреждение поста Президента Российской Федерации…………5
Статус Президента Российской Федерации………………………8
Неприкосновенность Президента Российской Федерации……12
Полномочия Президента Российской Федерации……………..13
Глава 2. Президент Российской Федерации
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию………………………………………………………………………..21
Правовые акты Президента Российской Федерации…………….22
Избрание Президента Российской Федерации. Вступление Президента в должность………………………………………………………..24
Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Сама контрольная.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что деятельность Президента по защите суверенитета Российской Федерации в ее взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации опирается на целый ряд конституционных полномочий Президента Российской Федерации. Они носят как координационный, так и властный характер. В частности, в соответствии со ст.85 Конституции Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Полномочия  Президента Российской Федерации по обеспечению соблюдения органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  Конституции Российской Федерации и федеральных законов и соответствующие меры ответственности данных органов установлены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5.

 

    1. Неприкосновенность Президента Российской Федерации

 

Важнейшей гарантией  деятельности Президента и одновременно элементом его конституционного статуса является его неприкосновенность. Неприкосновенность Президента означает невозможность его привлечения  к уголовной и административной ответственности, совершения с ним каких – либо процессуальных действий (обыска, досмотра, задержания, ареста) в период исполнения им своих полномочий, за исключением привлечения к уголовной ответственности в порядке отрешения от должности.

В соответствии с Федеральным законом «О гарантиях  Президенту Российской Федерации, прекратившему  исполнение своих полномочий, и членам его семьи» 2001 г. неприкосновенность сохраняется и после того, как  Президент прекратит осуществление  своих полномочий. Согласно данному Федеральному закону Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанные с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации6.

    1. Полномочия Президента российской Федерации

 

Условно полномочия Президента Российской Федерации можно разделить на несколько групп:

  1. В области обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти и кадровой политики;
  2. В законодательном процессе и при назначении референдума;
  3. В области обороны страны и обеспечения ее безопасности;
  4. В области внешней политики;
  5. В отношениях с участием граждан.

Основные полномочия Президента предусмотрены Конституцией. В то же время конституционный статус Президента, его конституционные полномочия конкретизируются в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Основные полномочия Президента предусмотрены Конституцией. В то же время конституционный  статус Президента, его конституционные полномочия конкретизируются в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Полномочия  Президента по обеспечению согласованного функционирования органов государственной  власти и в области кадровой политики.

В Конституции  Российской Федерации за Президентом Российской Федерации как главой государства закреплен широкий круг полномочий, позволяющих ему эффективно воздействовать на деятельность исполнительной и законодательной власти. Президент также наделен полномочиями по определению кадрового состава Правительства и федеральных судов. Данные полномочия в целом определяют место Президента в системе разделения властей.

Президент Российской Федерации:

  1. Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.
  2. Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
  3. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных округов.
  4. Формирует Администрацию Президента Российской Федерации – государственный орган, сформированный для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации.
  5. Назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.
  6. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
  7. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
  8. Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
  9. Распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

На обеспечение  согласованного функционирования органов  государственной власти также направлены конституционные полномочия Президента, предусмотренные ст. 85 Конституции, касающиеся применения согласительных процедур в отношениях с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также приостановления действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия  Президента в законодательном процесс6е и при назначении референдума.

Президент Российской Федерации:

  1. Вносит законопроекты в Государственную Думу, то есть реализует принадлежащее ему право законодательной инициативы. Президент активно использует это право. Как правило, тематика законопроектов, вносимых Президентом, непосредственно связна с осуществлением им функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также с осуществлением им иных полномочий, предусмотренных Конституцией.
  2. Обладает в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации «правом вето», то есть возможностью отклонить поступивший к нему на подписание принятый федеральный закон.
  3. Подписывает и обнародует федеральные законы.
  4. Назначает референдумы в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»

Полномочия  Президента в области обороны  страны и обеспечения ее безопасности.

  1. Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Основными задачами Совета Безопасности Российской Федерации являются:

- определение  жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявления  внутренних и внешних угроз  объектам безопасности;

- разработка основных  направлений стратегии обеспечения  безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

- подготовка рекомендаций  Президенту российской Федерации  для принятия решений по вопросам  внутренней и внешней политики  в области обеспечения безопасности  личности, общества и государства;

- подготовка оперативных  решений по предотвращению чрезвычайных  ситуаций, которые могут повлечь  существенные социально – политические, экономические, военные, экологические  и иные последствия, и по  организации их ликвидации;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

- разработка предложений  по координации деятельности  органов исполнительной власти  в процессе реализации принятых  решений в области обеспечения  безопасности и оценка их эффективности;

- совершенствование системы  обеспечения безопасности путем  разработки предложений по реформированию  существующих либо созданию новых  органов, обеспечивающих безопасность  личности, общества и государства.

  1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации:

- утверждает  военную доктрину Российской  Федерации;

- утверждает концепции  и планы строительства и развития  Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск, воинских формирований  и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации;

- утверждает федеральные  государственные программы вооружения  и развития оборонного промышленного  комплекса; утверждает программы  ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

- утверждает единый перечень  воинских должностей, подлежащих  замещению высшими офицерами  в Вооруженных Силах Российской  Федерации, других войсках, воинских  формированиях и органах, присваивает  высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей;

- утверждает структуру,  состав Вооруженных Сил Российской  Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

- принимает решение о  дислокации и передислокации  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

- утверждает Положение  о территориальной обороне и  План гражданской обороны;

- утверждает планы размещения  на территории Российской Федерации  объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

- издает указы о призыве  граждан Российской Федерации  на военную службу, военные сборы,  а также об увольнении с  военной службы граждан Российской  Федерации, проходящих военную  службу по призыву.

  1. Частью  ст. 87 Конституции Российской Федерации установлено, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительном сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  2. В соответствии со ст.88 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционном законом, вводит на территории Российской федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Полномочия  Президента в области внешней  политики.

Президент Российской Федерации:

- осуществляет  руководство внешней политики  Российской Федерации;

- ведет переговоры  и подписывает международные  договоры Российской Федерации;

- подписывает  ратификационные грамоты;

Принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  Президент не только определяет основные направления внешней политики государства, но и руководит ей.

Согласно общепризнанным нормам международного права Президент Российской Федерации как глава государства представляет интересы Российской Федерации в международном общении по должности, то есть без особых полномочий. Подписание ратификационных грамот Президентом является завершающей стадией выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, подлежащего ратификации в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.

Принятие верительных и отзывных грамот удостоверяет соответственно статус главы дипломатического представительства и прекращение его миссии. Принятие верительных и отзывных грамот – традиционная функция главы государства. В то же время эта процедура имеет не только формальный характер. Нередко в ходе принятия верительных и отзывных грамот делаются заявления по вопросам двусторонних отношений России и государства, которое представляет глава дипломатического представительства.

Полномочия  Президента в отношениях с участием граждан.

В соответствии со ст.89 Конституции Российской Федерации  Президент Российской Федерации:

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ