Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991 года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Конституционный статус Президента Российской Федерации
Учреждение поста Президента Российской Федерации…………5
Статус Президента Российской Федерации………………………8
Неприкосновенность Президента Российской Федерации……12
Полномочия Президента Российской Федерации……………..13
Глава 2. Президент Российской Федерации
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию………………………………………………………………………..21
Правовые акты Президента Российской Федерации…………….22
Избрание Президента Российской Федерации. Вступление Президента в должность………………………………………………………..24
Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Сама контрольная.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Отставка представляет собой добровольный уход Президента со своего поста в силу каких – либо политических или личных мотивов. Так, в 1999 г. первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин ушел в отставку.

Применительно к положениям Конституции о процедуре прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия имела место неопределенность в их толковании, в связи с чем Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в постановлении от 11 июля 2000 г. В данном постановлении, в частности, указывалось следующее: «Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае – в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания – волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий… Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставки.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким – либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации». В соответствии с данным толкованием Конституционного Суда Российской Федерации может быть принят федеральный закон, конкретизирующий конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Порядок отрешения президента от должности установлен ст. 93 Конституции Российской Федерации. Соответствующая процедура включает в себя следующие стадии:

  1. Проявление инициативы о выдвижении Государственной Думой обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Эта инициатива должна быть поддержана не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы.
  2. Дача заключения специальной комиссией Государственной Думы. Государственной Думой образуется специальная комиссия, которая в результате своей работы дает заключение по вопросу о выдвижении указанного обвинения.
  3. Принятие Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Это решение должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
  4. Подтверждение обвинения, выдвинутого Государственной Думой, заключением Верхового Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.
  5. Подтверждение заключением Конституционного Суда Российской Федерации того, что Государственной Думой соблюден установленный порядок выдвижения обвинения.
  6. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Это решение должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Конституцией  установлены жестокие временные  рамки для совершения всех действий по отрешению Президента от должности: решение Совета Федерации об отрешении  Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Процедура отрешения  Президента Российской Федерации от должности является чрезвычайно сложной, в ней участвует большое количество органов государственной власти, без согласия либо положительного заключения которых отрешение Президента невозможно. Это делает практически нереальным применение данной мер конституционной ответственности к главе государства. В 1999 г. процесс отрешения от должности Президента Б.Н. Ельцина завершился на стадии принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения, поскольку оно не было поддержано двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция  и нормативные акты субъектов  федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет  права подменять функции и  полномочия этих органов. Общие рамки  полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

    1. Нормативно – правовые акты
  1. Конституция РФ принята всенародным голосованием от 12.12.1993.
  1. Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г., № 1 – ФКЗ.
  2. Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г., № 2 – ФКЗ.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г., № 67 – ФЗ.
  4. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г., № 19 – ФЗ.
  5. Федеральный закон «О гар<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; te

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ