Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Характерным для информационного общества является возрастание значимости прав на доступ к информации, на защиту от нежелательной информации, на информационное обслуживание. Новые информационные и коммуникационные технологии позволяют расширить права граждан и организаций путем оказания услуг доступа к разнообразной информации, которая концентрируется как в государственных и муниципальных, так и частных структурах.
К показателям движения к информационному обществу принято относить расширение номенклатуры общедоступной информации и упрощение процедур доступа к ней, увеличение объемов информационных услуг. Неизбежно должна происходить переоценка как прав, так и обязанностей органов власти и граждан в информационной сфере с ориентацией на интересы людей, на повышение качества жизни, обеспечение открытости информации.

Файлы: 1 файл

гот проект.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

- Форма предоставления информации зависит от конкретной ситуации;

- Цель представления информации не имеет значения;

- Доступ к информации открытый;

- Объем предоставляемой информации неограничен.

Специальные правовые режимы информации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых  нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.

Специальный режим не просто ограничивает доступ к информации, ее использование и распространение, а определяет степень жесткости  регулирования, возможные исключения, их основания, порядок введения и прекращения действия режима, сроки его действия.

Несмотря на широкое применение в законодательстве и юридической  литературе понятия «конфиденциальность  информации» его содержание и  соотношение с различными видами тайн не определено. «Конфиденциальность информации» означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

- ограничение доступа:

- запрет на передачу  третьим лицам без согласия  обладателя информации (за исключением  случаев, установленных законом);

- запрет на распространение  информации (вытекающий из первых  двух позиций);

- возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности.

Теоретическая значимость  в развитии информационного права, углублении и систематизации научных знаний об информации как объекте правоотношений, научном осмыслении сущности правового режима информации, в проведенном комплексном анализе правового режима информации и полученных на этой основе результатов. Практическая значимость  обусловлена применимостью полученных результатов и выводов при совершенствовании информационного законодательства с целью устранения выявленных пробелов и недостатков.

Существует много законов  прямо или косвенно затрагивающих  тему информации, к примеру законы:

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О ратификации  конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», «О Всероссийской переписи населения», «О коммерческой тайне», «Об электронной цифровой подписи».

1.1.Информация в публично-правовых отношениях.

Информация далеко не всегда является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на автономии воли и равенстве субъектов. Напротив, большую часть отношений по поводу информации составляют именно публично-правовые отношения. Это те правоотношения, где одной из сторон выступает государственный орган или орган местного самоуправления, а также иные субъекты, которым делегированы определенные функции этих органов.

Публично-правовые отношения  по поводу информации по признаку распределения  прав и обязанностей их участников можно разделить на три большие  группы:

- правоотношения, в которых  у государственного органа или  органа местного самоуправления, их должностных лиц существует  право требовать предоставления  информации гражданами, юридическими  лицами, иными обязанными субъектами, и сопутствующая этому праву  обязанность (если иное не установлено  законом) соблюдать установленный  режим полученной информации;

- правоотношения, в которых  у государственного органа или  органа местного самоуправления, их должностных лиц существует  обязанность предоставления информации  гражданам, юридическим лицам,  иным субъектам;

- правоотношения, в которых  у государственного органа или  органа местного самоуправления  существует на основании закона  право устанавливать и требовать  соблюдения установленного правового  режима информации.

Соответственно указанным  трем группам правоотношений права  и обязанности граждан, юридических  лиц, иных субъектов распределяются следующим образом. В первом блоке правоотношений на них законом возложена обязанность предоставления определенной информации и право на соблюдение ее правового режима со стороны получивших информацию органов и их должностных лиц. Во втором - право на доступ к информации, если в отношении этой информации не установлен запрет или ограничение доступа. В третьем - обязанность соблюдать установленный правовой режим информации.

Нормы, регулирующие отношения  второго блока, принято называть «правом на информацию» или «правом на доступ к информации», они определяют отношения государства и личности в информационной сфере. Право на доступ к информации во многом предполагает самостоятельный выбор субъектом той информации, которая для него является важной. Оно распространяется, в основном, на публичную сферу и, в первую очередь, на доступ к информации государственных (муниципальных) органов. Право на доступ к информации предполагает взаимодействие государства и личности, при котором государство обеспечивает необходимые условия реализации данного права, что требует от государства дополнительного регулирования и определения механизма доступа, влечет за собой активное законотворчество в данной сфере.

Различные ограничения в  отношении доступа к информации связаны,

прежде всего, с ее содержанием, необходимостью защиты законных интересов  общества, государства, личности. Ограничения  доступа к информации направлены на охрану сведений, свободное распространение  которых может нарушить права и законные интересы общества, государства, личности. При общей тенденции к открытости информации установление в определенных случаях ограничений права доступа к информации представляется необходимым, позволяющим обеспечить баланс публичных и частных интересов.

Информация, как и большинство  первичных понятий не поддается  определению в полной мере.

Информация как объект прав обладает общими свойствами, характерными для любых видов информации, а  также свойствами, характерными для  отдельных видов информации.

Объектом прав в публично-правовых отношениях выступает информация как  открытого, так и ограниченного  доступа, тогда как информация как  объект гражданских прав имеет ограниченный доступ, ее значимость, ценность непосредственно  связана с ее неизвестностью определенному  или неопределённому кругу участников общественных отношений.

 

1.2.Понятие, содержание и цель правового режима информации.

Категория «правовой режим» все шире используется в юридической  науке. Если раньше указанная категория  была характерна в основном для административного  права, то теперь ее активно «осваивают»  и другие отрасли, как публично-правовые, так и частноправовые. С помощью  правовых режимов определяется правовое состояние тех или иных объектов правоотношений, особенности правового  статуса субъектов, политическое и  государственное состояние. Иными  словами, правовые режимы активно используются для правового регулирования  общественных отношений в самых  разных сферах. Для регулирования общественных отношений в той или иной сфере правовые режимы используются более чем в трехстах законодательных актах только федерального уровня. При этом лишь в незначительной части этих законодательных актов раскрывается понятие и содержание конкретного правового режима.

С помощью правовых режимов  регулируются как обычная жизнедеятельность, обычное правовое состояние объектов правоотношений, так и вводятся исключения из общего правила. Правовой режим становится одной из важнейших категорий  правоведения. Однако однозначного понимания  этой категории нет, нет и законодательного определения правового режима как  такового.

Основная задача правовых режимов - регламентация особым образом конкретных областей общественных отношений по поводу определенных объектов правоотношений. Любой правовой режим объекта правоотношений должен быть обоснованным и отражать объективные свойства объекта. Применительно к информации, безусловно, должны учитываться ее свойства.

Правовой режим информации позволяет выбрать оптимальное  сочетание правовых средств, для достижения поставленных задач, обеспечивающее учет специфики и особого характера групп общественных отношений, создание особых подходов к их регулированию.

Различие конкретных правовых режимов информации выражается в  наличии большего или меньшего количества запретов и обязываний, льгот и  дозволений, в их различном сочетании.

Правовой режим информации - объектный режим, позволяющий обеспечить комплексность воздействия посредством  совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание  дозволений, запретов и обязываний.

Правовой режим информации характеризуется следующими признаками:

- правовой режим информации - это характеристика такого объекта  правоотношений как информация, вытекающая из ее нематериальной  природы;

- правовой режим информации  устанавливается для достижения  желаемого социального эффекта;

- содержание правового  режима информации отражается  в правилах, которые в своей  совокупности призваны обеспечить  достижение поставленной цели;

- правила установлены  или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;

- правила представляют  собой систему, сочетающую в  себе в различном соотношении  запреты и обязывания, льготы  и дозволения.

Правовой режим информации возникает в результате правового  регулирования, учитывающего общественные потребности и интересы, интересы государства и личности в отношении  информации. И поскольку потребности  и интересы в процессе развития общества претерпевают изменения, то и правовой режим информации также подвержен изменению. Особенно отчетливо это прослеживается при переходе к информационному обществу, обществу знаний, когда провозглашается право каждого на доступ к информации, к знаниям, а задача государства - создать необходимые условия.

Особенностью информации как объекта правоотношений является то, что основы ее правового режима заложены международными актами, причем это касается как общего правового  режима открытой информации, так и  специальных правовых режимов информации.

Правовой режим информации с точки зрения его обязательности можно классифицировать по двум большим  группам: императивный режим и диспозитивный  режим.Если установленные правила  поведения участники отношений  не могут изменить по своему усмотрению, то правовой режим информации является императивным. Если же правила поведения, составляющие правовой режим информации, участники отношений могут менять по своему усмотрению, то такой режим  является диспозитивным.

Действующее законодательство не раскрывает содержания правового  режима информации, устанавливая лишь отдельные параметры. Однако при  всем многообразии правовых режимов  информации можно выделить некоторые  типовые элементы, определяющие содержание всех правовых режимов информации. В содержании правового режима информации следует выделить:

- его целевое назначение;

- объект правового регулирования;

- правовое положение субъектов  правового режима;

- комплекс способов правового  регулирования и средств юридического  воздействия.

Государство, устанавливая правовой режим информации, по сути, с его помощью создает условия  для обеспечения информационной безопасности личности, коммерческих структур, общества и самого государства. Таким образом, кратко целевое назначение правового режима информации можно охарактеризовать как обеспечение информационной безопасности субъектов.

Доступ - одна из важнейших характеристик правового режима информации, важнейшая, но не единственно необходимая его составляющая. Определив режимные требования в отношении доступа к той или иной информации, необходимо решить и другие вопросы, в частности, порядка ее сбора, хранения, распространения, уничтожения. Только в совокупности установленных требований можно определить правовой режим информации.

Термин «доступ» в смысле получения и использования информации применяется в случаях, когда устанавливается общее правило, общий режим информации, вытекающий из конституционных норм, предоставляющих каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Применительно к конфиденциальной информации, информации, отнесенной к тому или иному виду тайн, образующих специальные режимы информации, термин «доступ» не может включать в себя использование информации, порядок которого регламентируется отдельно.

Общий правовой режим информации базируется на конституционной норме, установленной в ст. 29 Конституции РФ и провозгласившей право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 

1.3.Информационная безопасность как цель правового режима информации.

Целью правового режима информации, как общего, так и специального является информационная безопасность субъектов, в качестве которых могут выступать: личность, государство, общество в целом, коммерческие и некоммерческие структуры.

Государство путем установления соответствующих правовых режимов  призвано обеспечить информационную безопасность государственных и муниципальных  структур, прав и свобод граждан  и структур гражданского общества, создать правовые условия для обеспечения информационной безопасности предпринимательской деятельности и защиты прав. Требует защиты не только информация ограниченного доступа, но и открытая информация, в том числе размещаемая государственными и муниципальными органами в сети Интернет.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере