Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Характерным для информационного общества является возрастание значимости прав на доступ к информации, на защиту от нежелательной информации, на информационное обслуживание. Новые информационные и коммуникационные технологии позволяют расширить права граждан и организаций путем оказания услуг доступа к разнообразной информации, которая концентрируется как в государственных и муниципальных, так и частных структурах.
К показателям движения к информационному обществу принято относить расширение номенклатуры общедоступной информации и упрощение процедур доступа к ней, увеличение объемов информационных услуг. Неизбежно должна происходить переоценка как прав, так и обязанностей органов власти и граждан в информационной сфере с ориентацией на интересы людей, на повышение качества жизни, обеспечение открытости информации.

Файлы: 1 файл

гот проект.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Необходимо определить границы воздействия государства на отношения в сфере информационной безопасности, уменьшить области административных мер регулирования. Государство должно взять на себя в первую очередь то, что не в состоянии обеспечить сам участник отношений в сфере информационной безопасности. Дальнейшее развитие законодательства в сфере информационной безопасности должно строиться с учетом общих подходов, принципов, к которым следует отнести: повышение уровня правового регулирования; установление разных требований в отношении информационной безопасности к государственным и негосударственным структурам при равной защите; в негосударственной сфере - большая свобода по решению вопросов информационной безопасности: сам субъект должен определять степень необходимой защищенности; должны быть более широкие возможности по выбору средств защиты.

Установление пределов права  на информацию, выражающихся в установлении законодателем специальных правовых режимов должно быть увязано, во-первых, с содержанием информации, и во-вторых, с законодательно определенным специальным правовым статусом соответствующей информации. Необходимо наличие одновременно обоих указанных условий для существования специальных правовых режимов информации. Особое содержание информации, но не наделенное законодательно «специальным правовым статусом», не может образовать специальный правовой режим информации. В свою очередь, наделение законом информации «специальным правовым статусом» без реального правовой режим информации, но этот режим может оказаться либо неработающим, либо, по своей сути, незаконным.

 

1.4.Конфиденциальность и тайны в российском законодательстве как специальные правовые режимы информации. 

Несмотря на большое количество тайн в российском законодательстве определения тайны нет, речь всегда идет о сведениях, не предназначенных  для широкого круга лиц, всегда введено  ограничение доступа, использования  и распространения, а нарушение  установленных в отношении этих сведений требований может повлечь  отрицательные последствия. Степень урегулированности тайн тесно связана со сферой их действия - публичной или частно-правовой. Публичная сфера требует подробного регулирования, тогда как в частно-правовой сфере возможно ограничиться законодательным признанием государством таких тайн и обеспечения невмешательства.

Максимальный объем регулирования со стороны государства приходится на государственную и служебную тайны.

Упорядочивание видов  тайн, и формирование некой иерархии необходимо, как минимум, для того, чтобы выстроить оптимальную  систему ответственности за их разглашение  и оптимальную систему требований по защите каждого вида тайн.

Конфиденциальность информации - это не только запрет передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя: она означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

- ограничение доступа;

- запрет на передачу  третьим лицам без согласия  обладателя информации (за исключением  случаев, установленных законом);

- запрет на распространение  информации (вытекающий из первых  двух позиций);

- возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности.

Режим тайны, и режим конфиденциальности включают в себя запрет на передачу информации третьим лицам, запрет на распространение информации за исключением случаев, установленных законом, и в этом указанные режимы сходны. Но есть и различия. По общему правилу, обладатель информации имеет возможность самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности. Для информации в режиме тайны такая возможность может быть исключена законом.

 

1.5.Трансформация одного режима информации в другой.

 Изменение режима информации  может происходить по нескольким  причинам. Представляется, что изменение режима информации происходит чаще всего именно при предоставлении или передаче информации одним субъектом другому. Изменение режима информации происходит за редкими исключениями всегда, когда статус участвующих субъектов различен, и, как правило, не изменяется, когда субъекты имеют одинаковый статус.

Большинство видов тайн могут  трансформироваться одна в другую. Исключением из этого правила  является государственная тайна. Трансформация  режима информации может происходить  как в сторону ужесточения  режимных требований, так и в сторону  их ослабления. Однако следует обратить внимание на то, что конфиденциальность информации и гласность, - прямо противоположные  состояния информации и направление  трансформации может быть только одно, от конфиденциальности в сторону  гласности, но не наоборот.

 

 

 

 

 

Заключение

Находясь в веке информационных технологий и ростом объемов информации необходима четкая регламентация, структурированность  информационных баз данных с целью  защиты государства и граждан  от неправомерного применения и распространения  информации. Необходимо повышать правовой уровень знаний граждан, с целью  самостоятельной защиты ими своих  прав и законных интересов в административном (доступ к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти; административная, ответственность за правонарушения в информационной сфере, электронный документооборот, служебная тайна и др.), уголовном(ответственность за разглашение государственной тайны, за преступления в сфере компьютерной безопасности и др.), гражданском (коммерческая тайна и др.), процессуальном (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, в частности, признания в качестве доказательств электронных документов, проведение видеоконференций, подача иска и иных документов в электронной форме и др.); трудовом (режим персональных данных и иной информации в трудовых отношениях и др.); налоговом (налоговая тайна, персональные данные плательщиков и др.); семейном (семейная тайна) и других отраслях права.

В условиях активного использования новых информационно-телекоммуникационных технологий и формирования информационного общества происходит возникновение новых отношений, которые не могут «уложиться» в рамки существующих правовых институтов, что является основанием для изменения существующих и создания новых правовых институтов. Широкое «вхождение» информации в различные отрасли права предопределило необходимость изучения данного феномена в целом, не ограничиваясь нормами какой-либо одной отрасли права.

Информация была и будет  «стратегическим объектом», которая  требует правильной правовой регламентации  и защищенности.

 


Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере