Конституционный Суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в российском обществе происходят определенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур..

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

1. Понятие и структура Конституционного Суда

1.1 Понятие Конституционного Суда…………………………………….

1.2 Структура и состав Конституционного Суда………..………………

2. Полномочия и основы деятельности Конституционного Суда

2.1 Порядок образования Конституционного Суда………………………

2.2 Организация и принципы деятельности Конституционного Суда…………………………………………………………………………..

2.3 Полномочия Конституционного Суда…………………………………

Заключение…………………………………………………………………...

Список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курссовая Индира.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)


                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………

 

1. Понятие и структура  Конституционного Суда

 

1.1 Понятие Конституционного  Суда…………………………………….

 

1.2 Структура и состав  Конституционного Суда………..………………

 

2.  Полномочия и основы деятельности Конституционного Суда

 

2.1 Порядок образования  Конституционного Суда………………………

 

2.2 Организация и принципы  деятельности Конституционного  Суда…………………………………………………………………………..

 

2.3 Полномочия Конституционного  Суда…………………………………

 

Заключение…………………………………………………………………...

 

Список используемой литературы………………………………………….

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

     В последнее время в российском обществе происходят определенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а, следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного Суда Российской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране. Конституционный Суд - это единственный источник, который может на законных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призван быть важнейшим органом, который может эффективно и реально стать гарантом формируемых демократических институтов.

      Главным  правовым актом, который содержит  основные положения о   Конституционном  Суде, является Конституция Российской Федерации, в которой вопросам, связанным с Конституционным Судом Российской Федерации посвящена статья 125, находящаяся в главе 7 «Судебная власть» .

 

1 Конституция Российской Федерации, ст 125.

      Эта статья  содержит основные положения  в данной сфере, которые касаются состава, полномочий, компетенции Конституционного Суда и некоторых других вопросов. Еще одним из важнейших актов, касающихся Конституционного Суда, является Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской федерации».

      Говоря о степени разработанности в научной литературе проблем и вопросов, связанных с Конституционным Судом Российской Федерации, важно отметить, что данная тема активно исследуется уже с момента создания данного органа конституционного контроля такими авторами как Л.В. Лазарев, М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Н. Витрук и др.

      Приступая  к анализу научной литературы  по вопросам, связанным с деятельностью  Конституционного Суда, можно отметить, что данной теме посвящено  достаточно большое количество статей и учебных пособий,                                                                                                               существует и несколько монографий. Необходимым условием любого исследования является постановка его целей и задач, в соответствии с которыми будут строиться основные этапы всей работы. Таким образом, целью данной работы является обозначение места Конституционного Суда в системе органов судебной власти на основе порядка образования и функций Конституционного Суда, а также выявление правового статуса Конституционного Суда.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие Конституционного  Суда;

2) выделить структуру  и состав;

3) проанализировать принципы  деятельности Конституционного  Суда;

4) определить полномочия Конституционного Суда;

     В соответствии  с этими задачами будет построена  структура данного исследования, по мере работы над которым  я постараюсь отразить основные  идеи и принципы функционирования  Конституционного Суда Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и структура Конституционного Суда
    1. Понятие Конституционного Суда

     Конституционный  Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.2

     По  мнению Л.В. Лазарева, учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны следовать органы публичной власти, другие субъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане и их объединения для защиты своих прав и свобод.

     В  то же время на первоначальном  этапе своей деятельности Конституционный  Суд должен был действовать  на основе Конституции РСФСР  1978 г., в которую к началу 90-х гг. было внесено около 300 поправок, что привело к соединению в ней двух форм устройства государства: советской и общедемократической. Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России.

2 Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации», Ст. 1.

В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей  деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции.

     Новый  этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы –                                                                                                             социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя : народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль.

     В  соответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд Российской  Федерации - это орган власти, как и все другие судебные органы. В России была впервые установлена не просто судебная система, а самостоятельная судебная власть.

     Что  касается задач Конституционного  Суда Российской Федерации, то  они достаточно ясно изложены  в ст. 125 Конституции РФ, где сказано, что Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной  власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской 

     Особенно  хотелось бы подчеркнуть роль  Конституционного Суда в отстаивании  основных прав и свобод человека  и гражданина. Суд справедливо  видит в этом главный смысл  демократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, потому что нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей от государства.

     Конституционный Суд Российской Федерации делает много для укрепления единства и целостности правовой системы страны, ее государственного строя. Особенно значимы судебные решения, касавшиеся статуса субъектов Федерации, трактовки суверенитета республики и вопросов собственности субъектов Федерации на землю и природные ресурсы.

     Конституционный  Суд активно и непосредственно  участвует в развитии конституционного  права. Судебные решения все  больше признаются источниками  права даже теми, кто раньше  считал, что суд не творит, а только применяет право. Судебную практику изучают в исследовательских центрах, преподают в высших учебных заведениях.

     При  этом Конституционный Суд не  замыкается в рамках только  конституционного права. Его решения  оказывают воздействие на другие отрасли права, в том числе на гражданское, уголовное, налоговое. Суд стал в носителем новых, демократических принципов. И это не случайно, т. к. с одной стороны, суд руководствуется основным законом страны, а с другой стороны никакое право, даже конституционное не может, да и не должно решать свои задачи в одиночку.

     Конституционный  Суд не вправе вторгаться в  компетенцию других судебных  органов. Однако его решения,  признавшие норму закона неконституционной,  могут свидетельствовать о судебной  ошибке, если применение этой нормы судом в конкретном деле имело решающее значение. В этом смысле решения Конституционного Суда являются правовым ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.                                                                                                                                       

      Конституционный Суд имеет исключительную  компетенцию оценивать закон  на соответствие Конституции  и закрепить эту оценку в  своем решении. Все остальные  суды вправе только усомниться в конституционности закона и направить соответствующий запрос в Конституционный Суд. В связи с этим прямое применение Конституции РФ при разрешении дел всеми судами (кроме Конституционного) ограничено законами, еще не проверенными Конституционным Судом. Такой подход, сформулированный самим Конституционным Судом, нашел закрепление в процессуальных законах (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации)

1.2 Структура и состав  Конституционного суда

      В состав Конституционного суда  входят две палаты, включающие  в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда. 3

В пленарном  заседании Конституционный Суд  может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

-Дела о соответствии  Конституции Российской Федерации  конституций республик и устав  субъектов Российской Федерации;

-Толкование  Конституции Российской Федерации;

-Вынесение заключений  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Информация о работе Конституционный Суд