Конституционный Суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в российском обществе происходят определенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур..

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

1. Понятие и структура Конституционного Суда

1.1 Понятие Конституционного Суда…………………………………….

1.2 Структура и состав Конституционного Суда………..………………

2. Полномочия и основы деятельности Конституционного Суда

2.1 Порядок образования Конституционного Суда………………………

2.2 Организация и принципы деятельности Конституционного Суда…………………………………………………………………………..

2.3 Полномочия Конституционного Суда…………………………………

Заключение…………………………………………………………………...

Список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курссовая Индира.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих функций, является федеральной собственностью.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, оговоренных законом, не допускается.

2. Коллегиальность.

Рассмотрение  дел и вопросов и принятие решений  по ним производятся Конституционным  Судом  Российской  Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных  заседаниях при наличии не менее  двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность.

Рассмотрение  дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд Российской Федерации заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов  и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Производство  в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским  языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

5. Непрерывность  судебного заседания.

Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к компетенции палаты. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

6. Состязательность и равноправие сторон .

Стороны пользуются равными правами и возможностями  по отстаиванию своей позиции  на основе состязательности в заседании  Конституционного Суда Российской Федерации.

 

 

 

 

2.3. Полномочия  Конституционного Суда

     Особое место в системе отношений, регулируемых конституционным правом занимают отношения, связанные с деятельностью такого судебного органа , как Конституционный Суд.

Конституционный Суд Российской федерации  является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим  судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

 

      Конституционный  Суд обладает обширными полномочиями  в сфере конституционного контроля. Статья 125 Конституции РФ и статья  3 Закона о Конституционном Суде определяют полномочия Конституционного Суда.

 

1. Конституционный Суд  разрешает дела о соответствии  Конституции РФ;

1) федеральных законов,  нормативных актов Президента, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

 

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;

 

3) договоров между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Федерации, договоров между органами  государственной власти субъектов  Федерации;

 

4) не вступивших в  силу  международных договоров Российской Федерации.

     Это полномочие  Конституционного Суда называется абстрактным конституционным контролем. Абстрактный конституционный контроль означает проверку соответствия указанных актов Конституции РФ независимо от их применения в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет последующий контроль за соответствием Конституции РФ законов, иных нормативных актов, конституционно-правовых договоров и предварительный контроль за соответствием Конституции РФ международных договоров. Последующий  контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только вступивших в силу законов, иных нормативных актов. Предварительным контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только не вступивших в силу международных договоров, заключенных Российской Федерацией.

Правом на обращение  в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указанных  актов и договоров обладают Президент, Совет                                                                                                                       Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство России, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

 

2. Конституционный Суд  разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными  органами государственной власти;

 

2) между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Федерации;

 

3) между высшими государственными  органами субъектов Федерации.

Правом на обращение в Суд  с ходатайством о разрешении спора  о компетенции обладает любой  из участвующих в споре органов  государственной власти, а Президент  России также в случае не достижения согласованного решения при использовании в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

 

3. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Это полномочие Суда называется конкретным конституционным контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.

Правом на обращение в Суд  с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации» (ст. 29) и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 35) устанавливают право обращения с жалобой в Конституционный Суд соответственно Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора Российской Федерации.

 

      При  принятии к рассмотрению жалобы  производство в суде или ином  органе по делу, в котором применен  или подлежит применению обжалуемый  закон, может быть приостановлено  по решению суда или иного  органа.

      Правом  на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.

 

4. Конституционный Суд  дает толкование Конституции Российской Федерации. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство России, органы законодательной власти субъектов Федерации.

    Толкование Конституции Российской Федерации , осуществляемое по запросам управомоченных лиц Конституционным Судом, является нормативным, то есть разъяснение конституционных норм дается безотносительно их реализации, применения в каком-либо конкретном деле.

 

5. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Такой запрос направляется в Конституционный Суд Советом Федерации.

Помимо этих полномочий Конституционный  Суд имеет право законодательной  инициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществления  судебного конституционного контроля). Статья 3 Закона о Конституционном  Суде устанавливает, что Конституционному Суду могут быть предоставлены иные полномочия. Такие полномочия предоставляются ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Например, ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» предусматривает осуществление Конституционным Судом проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации при реализации инициативы о проведении референдума по запросу Президента Российской Федерации. Статья 100 Конституции Российской Федерации  предусматривает возможность направления палатам Федерального Собрания посланий Конституционного Суда.

      Конституционный  Суд также может пользоваться  правами, предоставляемыми ему  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, если эти права не                                                                                                                                противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

     Состав в порядок  образования. Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Предложения о кандидатах на Должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

     Судьей Конституционного  Суда может быть назначен гражданин  России, достигший ко дню назначения  возраста не менее сорока лет,  с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается представленное Президентом лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. После назначения судья приносит присягу. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

     Конституционный Суд  вправе осуществлять свою деятельность  при наличии в его составе  не менее трех четвертей от  общего числа судей, то есть  пятнадцати судей.

     Срок полномочий судей  Конституционного Суда - двенадцать лет. При этом предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда составляет семьдесят лет. Судья не может быть назначен на второй срок. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.    

     Закон о Конституционном  Суде определяет статус судьи  Конституционного Суда. Закон устанавливает  ограничения в отношении занятий  и действий, которые совместимы  с должностью судьи (ст. 11 ). Закон также содержит другие гарантии независимости судьи Конституционного Суда: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьей, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

 

 

 

 

 

                                                

Информация о работе Конституционный Суд