Конституция Италии. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Конституция (от лат. constitutio "устройство") в формальном смысле — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 3
Конституция Италии. Общая характеристика ……………….... 4
Конституционные основы правового статуса человека и
гражданина ………………………………………………………...6
Правовое регулирование общественных объединений……........8
Правовое регулирование непосредственно демократии……… 11
Законодательная власть……………….…………………………. 12
Исполнительная власть………………………….…………..…… 14
Судебная власть…………………………………………………... 15
Итальянский федерализм………………………………………… 17
Местное самоуправление и управление………………………… 18
Заключение…………………………………………………………… 19
Список использованной литературы……………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Конституционное право Италии.docx

— 46.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………. 3

  1. Конституция Италии. Общая характеристика ……………….... 4
  2. Конституционные основы правового статуса человека и

гражданина ………………………………………………………...6

  1. Правовое регулирование общественных объединений……........8
  2. Правовое регулирование непосредственно демократии……… 11
  3. Законодательная власть……………….…………………………. 12
  4. Исполнительная власть………………………….…………..…… 14
  5. Судебная власть…………………………………………………... 15
  6. Итальянский федерализм………………………………………… 17
  7. Местное самоуправление и управление………………………… 18

Заключение…………………………………………………………… 19

Список использованной литературы……………………………….. 20

 

 

Введение 

Конституция (от лат. constitutio "устройство") в формальном смысле — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение  индивида по отношению к государственной  власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в  частности, на писаные и неписаные.

Писаные конституции (конституции  в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве  стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании ). Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, "разбросанных" по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании). Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии), избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана, конституция Афганистана). Последняя категория называется октроированными ("дарованными") конституциями.

Темой же данного реферата является Конституция Итальянской  Республики. Далее мы рассмотрим основные ее особенности.

 

1 Конституция  Италии. Общая характеристика

Италия — первая страна, в которой была установлена фашистская диктатура. Это случилось в 1922 г. После Второй мировой войны в стране была учреждена новая государственная система.

В 1946 г., до принятия Конституции  Италии, был проведен референдум о форме правления, на котором большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства. Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в 1947 г. в сложной политической обстановке восстановления страны после ликвидации фашистского режима Б. Муссолини. 27 декабря 1947 г. она была промульгирована и с 1 января 1948 г. вступила в силу. Эта Конституция сменила первый конституционный документ итальянского государства — Альбертинский статут 1848 г., действовавший до установления фашистской диктатуры в 20-х гг. XX в. 
           Структурно Конституция отличается отсутствием преамбулы, ее открывает вводный раздел «Основное принципы», в котором содержатся основы конституционного строя Итальянской Республики. Помимо вводного раздела она содержит две части, объединяющие 139 статей. В конце помещены «переходные и заключительные постановления». 
           Италия определяется как демократическая республика, основывающаяся на труде (ст. 1). Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данного Основного Закона является то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В основных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.

По способу изменения  Конституция является жесткой. Порядок  ее изменения включат две последовательные стадии. Первая стадия заключается в принятии закона об изменении Конституции и шъщ положений, который должен получить поддержку каждой из палат парламента. Вторая стадия состоит в ратификации закона об изменении Конституции. Между первым и втором голосованием должно пройти не менее трех месяцев, причем при втором голосовании поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в каждой палате. Если в течение трех месяцев после второго голосования пятая часть депутатов любой из палат парламента или 500 тыс. избирателей или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона пс> изменению Конституции, такой закон выносится на референдум. На референдуме закон считается одобренным, если за него подано большинство действительных голосов избирателей, однако референдум не проводится, если при втором голосовании закон об изменении конституционных положений был принят большинством в 2/3 голосов. Предметом конституционного пересмотра не может быть республиканская форма правления. 
           Конституция Италии оказалась стабильной, за все время действия в нее было внесено всего 13 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти — парламента, президента, Конституционного суда. Одна из поправок, принятая в 2002 г., исключила положение, запрещавшее бывшим королям Савойской династии, их супругам и потомкам по мужской линии въезжать в страну. Она позволила сыну последнего короля и его семье вернуться в Италию. В настоящее время в стране продолжается длительная конституционная реформа, начатая в 90-х гг. XX в.

 

2 Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

Действующая Конституция  Италии относится к числу самых демократических. Закрепляя широкий перечень основных прав и свобод, в ч. 2 Ст. 3 она провозглашает главную задачу Республики — «устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

Кроме того, статья 2 Конституции Италии устанавливает, что «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека – как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность – и требует выполнения ненарушимых обязанностей политической, экономической и социальной солидарности».

Конституция содержит традиционные права и свободы граждан – неприкосновенность личности, которая дополняется не прикосновенностью жилища и тайной переписки, свободой пере движения по стране, свободой собраний и т. д. На судебную власть возложено гарантирование прав и свобод. Если же по соображениям срочности административные органы должны принять меры, нарушающие права и свободы граждан, то об этом должно быть доведено до сведения судебных властей в течение 48 часов; если в течение 48 часов эта власть не утвердит принятые временные меры, то они считаются отмененными и действие их прекращается.

Политические права и  свободы представлены весьма полно  и широко в итальянском законодательстве. Первое место занимает избирательное  право, им обладают все граждане независимо от пола. Голосование – личное, равное, свободное и тайное.

Право на политические объединения рассматривается, наряду с избирательным правом, как один из основных устоев демократической системы. Конституция устанавливает, что все граждане имеют право объединяться в партии. Конституция не предусматривает каких-либо условий в том, что касается образования политических партий, хотя и фиксирует конституционную цель партийной деятельности: демократическим путем участвовать в определении национальной политики.

Право на петиции – все граждане могут направлять в палаты Парламента петиции с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд.

В ряду других политических прав стоят такие права, как возможность  для всех граждан независимо от пола поступать на одинаковых условиях на государственную службу и занимать выборные должности.

Все граждане обязаны верностью  Республике, должны соблюдать Конституцию, дисциплинированно и достойно выполнять  государственные функции в случае, если они им доверены.

Заметно выделяются социально-экономические  права и свободы – право  на труд, которое Республика признает за всеми гражданами; она поощряет условия, которые делают это право  реальным; конституция обязывает  государство предоставлять своим  гражданам бесплатное начальное  образования продолжительностью в 9 лет. Статья 36 говорит о праве  трудящихся иметь право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и  его семье свободного и достойного существования. Признается право: на образование  профсоюзов на защиту своих интересов  со стороны трудящихся; на использование  в этих целях забастовки.

Конституция закрепляет и свободу частной хозяйственной инициативы, которая, однако, не может развиваться, нанося ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству. Закон признает и гарантирует частную собственность.

Провозглашенные права и  свободы имеют юридическое и  политическое значение. Нормы о них  могут быть изменены лишь в случае пересмотра конституции согласно специальной процедуры, о которой уже говорилось. Все обычные законы и акты исполнительной власти, не соответствующие конституционным нормам о правах и свободах, должны быть аннулированы Конституционным судом. Обычные суды при рассмотрении дел имеют право передавать в Конституционный суд вопросы, связанные с применением конкретных норм, затрагивающих права и свободы граждан.

 

3 Правовое регулирование общественных объединений

Согласно ст. 49 Конституции, все граждане, как отмечалось, имеют  право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим методом участвовать в определении национальной политики. Напомним также, что ч. 1 ст. XII переходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии.

Многопартийность - одна из важнейших черт существующего режима в Италии(активно действует около 50). На партийной арене выступают и другие участники политического процесса - мощные рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и другие союзы. В Италии, более чем в других странах, заметно влияние церкви, а именно католической церкви, штаб-квартира которой Ватикан (официальное название государства Город-Ватикан) находится в столице страны. 
Основными политическими партиями являются: Христианско-демократическая партия (ХДП), основанная в 1943 г. - партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии и включающая около 1,4 млн. чле-нов; Форса Италия (Вперед, Италия) - буржуазная партия, основанная в 1993 г., отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правового центра; Итальянская социалистическая партия (ИСП) - левоцентристская партия, основанная в 1892 г., является членом Социалистического интернационала (свыше 500 тыс. членов); Итальянская со-циал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 г., имеет 180 тыс. сторонников, также входит в Социалистический интернационал; Итальянская республиканская партия (ИРП) - партия буржуазного типа - основана в 1897 г., включает 120 тыс. членов; Итальянская либеральная партия основана в 1848 г. - правая буржуазная партия, насчитывает около 60 тыс. членов; Национальным альянс, основанный в 1946 г., ранее назывался Итальянское социальное движение (название изменено в 1994 г.), насчитывает около 400 тыс. членов, является неофашистской партией; Федерация "зеленых" образована в 1987 г. в результате слияния организации, выступающих за охрану окружающей среды, является частью Европейского "зеленого движения"; Партия коммунистического преобразования основана в 1991 г. из бывших членов Итальянской коммунистической партии.

После Второй мировой войны на Апеннинах утвердилась характерная для стран Запада многопартийная политическая система. Ее становление связано с преодолением фашистского и авторитарного прошлого и с прямой помощью англо-американских союзников в деле утверждения институтов плюралистической демократии и многопартийности.

Право на объединение в  политические организации рассматривается как одна из существенных основ итальянского общества. Согласно Конституции (ст. 49) «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».

С 1996 г. почти пять лет  у власти (впервые за 50 лет) стояла левоцентристская политическая коалиция «Оливковое дерево» (или просто «Олива»). Ее основу составила возникшая в феврале 1991 г. на базе реформистского крыла Итальянской коммунистической партии новая организация — Демократическая партия левых сил, преобразованная впоследствии в Партию левых демократов (ПЛД). Она отвергла марксизм-ленинизм и проповедует социал-демократические ценности. Это влиятельная, самая многочисленная по членской массе партия. Ее лидеры и активисты доминировали в коалиционном правительстве в 1996— 2001 гг. В течение двух лет (2006—2008 гг.) после победы на парламентских выборах Партия левых демократов стояла у власти, образовав новую левоцентристскую коалицию. Однако она вновь потерпела поражение на внеочередных выборах в апреле 2008 г. Ныне ПЛД — ведущая оппозиционная сила.

Союзниками ПЛД являются центристское движение «Итальянское обновление», возникшее на базе левого крыла христианских демократов, экологисты — «зеленые» и новая партия социал-демократической направленности «Союз демократов за Европу». По ряду конкретных вопросов левые демократы блокируются с леворадикальной Партией коммунистического преобразования, сохранившей влияние среди части работников наемного труда.

Начиная с 2008 г. по настоящее  время происходит сложный процесс строительства новой крупной политической организации — Демократической партии. Ее основа — Партия левых демократов и союзников по предвыборной коалиции «Радуга», однако реформирование левых и левоцентристских сил еще не закончено.

Социалистическая партия, некогда весьма влиятельная, ныне существенно ослаблена и не преодолела кризисные явления.

В первой половине 1990-х гг. после длительного периода стагнации  распалась крупная, ранее хорошо организованная и многочисленнаяХристианско-демократическая партия. Это была буржуазная по составу и пропагандируемой идеологии политическая организация, имевшая тесные связи с крупным капиталом, международными финансовыми и банковскими структурами, католической церковью. Несколько десятилетий она доминировала в общественно-политической жизни страны и внесла большой вклад в послевоенное развитие. В 1994 г. на ее базе возникла Итальянская народная партия.

Информация о работе Конституция Италии. Общая характеристика