Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:56, реферат
Конституция (от лат. constitutio "устройство") в формальном смысле — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.
Введение………………………………………………………………. 3
Конституция Италии. Общая характеристика ……………….... 4
Конституционные основы правового статуса человека и
гражданина ………………………………………………………...6
Правовое регулирование общественных объединений……........8
Правовое регулирование непосредственно демократии……… 11
Законодательная власть……………….…………………………. 12
Исполнительная власть………………………….…………..…… 14
Судебная власть…………………………………………………... 15
Итальянский федерализм………………………………………… 17
Местное самоуправление и управление………………………… 18
Заключение…………………………………………………………… 19
Список использованной литературы……………………………….. 20
Крупной политической силой является появившееся недавно эклектическое правое по духу и целям движение «Вперед, Италия». Оно не имеет четкой политической программы и устойчивой социальной базы, перед ним поставлена задача создать на его базе солидную и влиятельную буржуазную партию, однако указанная цель пока не достигнута. Эта организация победила на парламентских выборах 2001 г. и в течение пяти лет была правящей партией; в 2001—2006 гг. она стала основой правоцентристского избирательного блока «Дом свободы». Однако данный избирательный блок и «Вперед, Италия» неудачно выступили на парламентских выборах 2006 г. и были в оппозиции. В 2007 г. возник новый правоцентристкий избирательный блок «Народ за свободу», в состав которого вошли организация «Вперед, Италия», ре-гионалистская Лига Севера и Национальный альянс. После парламентских выборов в апреле 2008 г. (на которых победили правые) они вновь вернулись к власти. Лидером правых центристов является удачливый политик и крупный предприниматель, недавно вновь (в третий раз) занявший должность главы правительства, — Сильвио Берлускони. Избирательный блок «Народ за свободу» имеет устойчивое большинство в палатах итальянского парламента и образовал коалиционное правительство.
С 2008 г. происходит реформирование правых и правоцентристских сил. На базе предвыборного блока создается одноименная крупная партия «Народ за свободу». Ее основа — организация «Вперед, Италия», Национальный альянс и Лига Севера. Руководителем новой партии (согласно достигнутым договоренностям) стал С. Берлускони. Однако при этом, как и на левоцентристском фланге, процесс партийного строительства не закончен.
Существует большое число
4 Правовое регулирование непосредственно демократии
Институтами непосредственной демократии являются референдум, "народное вето", народная законодательная инициатива.
Конституция предусматривает
применение референдума согласно ст.
75, по требованию 500 тыс. избирателей
или пяти областных советов для
полой или частичной отмены закона
либо акта, имеющего силу закона. Не допускается
вынесение на референдум законов
о налогах и бюджете, об амнистии
и помиловании, о даче разрешения
на ратификацию международных
Примечательно, что таким путем можно отменять законы (народное вето), но нельзя их принимать.
В ст. 132 и 133 Конституция предусматривает применение референдумов при изменении политико-территориального деления страны и областей, и согласно ст. 138, может быть использован для пересмотра Конституции.
Подробное регулирование
порядка проведения референдумов содержится
в Законе 1970 г. - Положении о референдумах,
предусмотренных Конституцией, и
законодательной инициативе народа
(с последующими изменениями). Этот
акт содержит некоторые дополнительные
ограничения в отношении
В последнее время референдум
стал использоваться как средство,
дающее импульс проведения реформ.
Так, 18-19 апреля 1993 г. один из восьми проектов
законов, вынесенных на голосование, касался
очень значительного изменения
Закона о выборах в Сенат. В
связи с этим Парламент вынужден
был принять новый
В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции каждая область имеет право регулировать референдум в отношении своих законов и административных правоположений. Референдум в областях бывает консультативный и /или отменительный. Не допускается референдум по налоговым и бюджетным законам. На практике институт непосредственной демократии в областях не функционируют.
О народной инициативе будет сказано ниже.
5 Законодательная власть
Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.
Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом,сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.
Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.
Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.
Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.
Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих).
Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.
Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет соблюдение подателями проекта конституционных требований.
Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом10.
Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.
Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
6 Исполнительная власть
Совет министров (Правительство). В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).
Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.
По ст. 76 и 77 Конституции,
Правительству может быть делег
Формирование правительства:
Президент назначает
В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики11.
В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.
7 Судебная власть
Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.
Суды действуют в 23 судебных
округах, которые, как правило, не совпадают
с политико-административными
Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.
Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.
Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.
Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.
В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.
Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.
Высшая инстанция
Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.
Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.
Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.
Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.
Информация о работе Конституция Италии. Общая характеристика