Конституция Италии. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Конституция (от лат. constitutio "устройство") в формальном смысле — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 3
Конституция Италии. Общая характеристика ……………….... 4
Конституционные основы правового статуса человека и
гражданина ………………………………………………………...6
Правовое регулирование общественных объединений……........8
Правовое регулирование непосредственно демократии……… 11
Законодательная власть……………….…………………………. 12
Исполнительная власть………………………….…………..…… 14
Судебная власть…………………………………………………... 15
Итальянский федерализм………………………………………… 17
Местное самоуправление и управление………………………… 18
Заключение…………………………………………………………… 19
Список использованной литературы……………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Конституционное право Италии.docx

— 46.73 Кб (Скачать файл)

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

 

8 Итальянский федерализм

Конституция (ст. 5) гласит, что  республика едина и неделима, но признает и поощряет местную автономию, вводит в подчиненных государству службах самую широкую административную децентрализацию.

Подробно территориальное  устройство страны регулируется в разд. V Конституции (ст. 114 - 133) и конституционным  и иным, включая областное, законодательством, в частности, Законом об устройстве местной автономии 1990 г. (не распространяется на области со специальным статусом) и Законом о компетенции коммун и провинций 1934 г.

Республика делится на области, провинции и коммуны. Последние  включают города или их подразделения  и сельские населенные пункты или  их группы. Все эти политико-административные единицы в той или иной мере обладают автономией. В начале 90-х гг. в Италии насчитывались 20 областей (из них пять со специальным статусом: Трентино-Альто Адидже, Валь д`Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния), 103 провинции и 8101 коммуна. Конституция определила 17 позиций, составляющих сферу законодательной компетенции областей (местная полиция, медицинское обслуживание, местные музеи и библиотеки, градостроительство, транспорт областного значения, сельское хозяйство и леса, ремесла и др.). В настоящее время насчитывается около 100 провинций и около 8 тыс. коммун.

Закон урегулировал правовое положение больших агломераций, т. е. сильно урбанизированных зон проживания, которые до этого не имели какого-либо особого статуса. В законе они  стали называться метрополитеновскими зонами. Метрополитенская зона включает два уровня местного самоуправления - метрополитенский город и коммуны.

В горных зонах существуют горные общества, местные коллективы в этих частях Италии пользуются правами ассоциативных коммун.

 

9  Местное самоуправление и управление

Структура органов области  определена Конституцией (ст. 121). В обязательном порядке каждая область имеет  областной совет, джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, принадлежащую области, и другие функции; областная джунта - исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера.

Согласно закону 1990 г. провинциям  и коммунам предоставлено право разрабатывать и изменять собственные уставы. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет, джунту как исполнительный орган власти, главу исполнительной власти - мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом, в каждой провинции и коммуне избирается свой совет, который, в свою очередь, избирает из своего состава исполнительный орган - джунту; ее председатель (в коммуне - мэр) избирается гражданами непосредственно.

Мэры коммун осуществляют также функции представителей государства.

В метрополитенских зонах действуют метрополитенский совет, метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, который председательствует и в совете, и в джунте.

 

Заключение

Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических  в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти  все основные проблемы конституционных  общественных отношений.

В целом же Конституция  для своего времени оказалась  весьма удачной, о чем говорит  незначительное число поправок, внесенных  в нее за прошедшие полвека; таковых  оказалось лишь 10. Изменения коснулись  главным образом организационной  стороны статуса высших органов  власти - Парламента, Президента республики, Конституционного суда. С 19 до 20 увеличилось  число областей. Практически поправки не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что согласно Конституции, Итальянская  Республика признает и гарантирует  неотъемлемые права человека - как  отдельной личности, так и в  социальных образованиях, в которых  проявляется эта личность, и требует  выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической  и социальной солидарности.

Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны  перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения. Задача Республики - устранять препятствия  экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу  и равенство граждан, мешают полному  развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации  страны.

Правопорядок Италии согласуется  с общепризнанными нормами международного права. Правовое положение иностранцев  регулируется законом в соответствии с международными обычаями и договорами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Итальянской Республики [электронный ресурс] : URL: http://www.italyproject.ru/official_constitution1.htm
  2. А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.
  3. Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999.
  4. Е.В. Колесникова. Конституционное право зарубежных стран / Учебник. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 416 с.
  5. Васильева Т. А. Административное право Италии // административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996 (гл. 5).
  6. Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.
  7. Конституция зарубежных государств. М.: Бек, 1997.
  8. Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
  9. Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.

 

 


Информация о работе Конституция Италии. Общая характеристика