Конституция: понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является характеристика сущности и раскрытие формы Конституции. Объектом исследования выступает Конституция РФ.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие виды и сущность конституции;
- изучить теоретические положения, касающиеся Конституции;
- изучить структуру, форму и сущность Конституции;
- выявить особенности Конституции.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие, виды и сущность конституции
1.1 Понятие и виды конституции
1.2 Сущность конституции
2. Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993 года
2.1 Форма и структура Конституции РФ
2.2 Общая характеристика конституции РФ
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Основные данные о работе.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

Версия шаблона

 

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Конституция: понятие, сущность, структура


 

Содержание

 

 

Введение

 

Особое место в ряду огромного количества проблем правоприменительной практики и юридической теории принадлежит Конституции. Какие бы нас ни интересовали правовые вопросы – будь то из области трудового или семейного, административного или гражданского права – они косвенно или прямо выходят на Конституцию. Именно требования Конституции – главный ориентир в поисках ответов практически на любой вопрос, который нуждается в правовой оценке, независимо от его государственной либо личной значимости, масштабности. Обращается к Конституции и ученик, постигая свободы и права гражданина РФ и человека, организацию политической власти в рамках школьной программы, и министр Правительства, и депутат Парламента, и Президент, чьи полномочия определены Конституцией.

В чем же секрет подобной универсальности и всеобщей значимости Конституции? Благодаря каким своим внутренним свойствам и характеристикам она в состоянии решать подобного рода «сверхзадачи»? И всегда ли их решение является успешным? Иными словами, всегда ли Конституция способна реально, на деле, а не на бумаге выполнять свое высокое предназначение Основного Закона? Чтоб ответить на эти вопросы, необходимо уяснить, прежде всего, само понятие Конституции, выявить ее глубинные сущностные характеристики, определяющие место и роль Конституции как чрезвычайно сложного и очень важного общественно-политического явления, как юридического акта особого рода, выполняющего в государстве роль «закона законов».

Целью курсовой работы является характеристика сущности и раскрытие формы Конституции. Объектом исследования выступает Конституция РФ.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть понятие виды и  сущность конституции;

- изучить теоретические положения, касающиеся Конституции;

- изучить структуру, форму и сущность Конституции;

- выявить особенности Конституции.

Нормативной основой данной курсовой работы послужила конституция Российской Федерации, указ Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», а также научные труды по конституционному праву.

 

Основная часть

1. Понятие, виды и сущность конституции

 

1.1 Понятие и виды конституции

 

 

Конституция является Основным законом государства, который выражает волю господствующего класса либо всего общества, закрепляет основы государственного и общественного строя, свободы и права человека и гражданина. В Конституции очерчен круг функций государства, установлены основы отношений государства с обществом и человеком (Приложение А).

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitution» – «устанавливаю, учреждаю». Он встречался еще в законодательстве Древнего Рима и обозначал в то время различные акты, устанавливавшиеся (конституировавшиеся) императором и закреплявшие устройство государства, но не единый основной закон государства, возглавляющий пирамиду законодательства. В связи с этим типичным для недавнего прошлого нашей государственно-правовой науки был вывод о том, что «появление конституций как основных законов связано с приходом к власти буржуазии. В борьбе с феодалами она добивалась закрепления капиталистических отношений (уже сложившихся в рамках феодального строя), ограничения королевской власти учреждением парламента или провозглашением республики, установления прав имущих граждан»1.

Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. 2

В любом государстве Конституция является правовым актом высшей юридической силы, своеобразным признаком государственности, юридическим фундаментом общественной и государственной жизни, главным источником национальной системы права.

Как основной закон государства Конституция учреждает политическую форму существования общества и систему государственных органов, она устанавливает порядок их формирования, а также способ их функционирования. Конституция закрепляет свободы и права человека, гражданина.

Конституция, закрепляя наиболее важные отношения в обществе, основополагающие устои и принципиальные положения общества, политическую форму его существования, выступает в качестве правовой базы для существующего в стране законодательства. Конкретизируются, раскрываются и преломляются в данном законодательстве положения Конституции. Важно подчеркнуть, при этом, что законодательство не должно и не может дополнять, развивать Конституцию. Текущее законодательство, соответствуя Основному закону государства, наполняет его положения конкретным содержанием. Конституционные нормы при этом сохраняют свою высшую юридическую силу и определенность по отношению к нормам действующего законодательства.

Прежде всего, Конституция является юридическим документом, основой государственности, правопорядка и законности. Она именно в данном качестве представляет собой предмет науки конституционного права.

Единого взгляда на содержание Конституции в конституционно-правовой мировой теории не существует. Конституции различных стран представляют собой весьма пеструю картину, что отражает различие в исторических условиях их принятия, уровня конституционного правосознания. Например, в Великобритании вообще не существует основного писаного закона, поэтому достаточно сложно иногда определить обладают те либо иные акты конституционным значением (формально подобного различия между законами не может быть). Конституция в США действует больше 2 столетий. Она адаптируется к меняющимся условиям при помощи судебных толкований – тогда ее содержание выходит за рамки собственно конституционного текста. В ФРГ, Италии Конституции приняли после второй мировой войны с учетом социально-политического новейшего опыта, их содержание поэтому весьма широкое. Конституции в социалистических бывших странах подчинялись идеологическим целям правящих партий, а в развивающихся странах в основном данные акты заимствуют модели развитых стран и не соответствуют часто местным условиям.

Для конституционной мировой практики и теории в то же время характерна определенная унификация взглядов о содержании конституции сегодня. Складывается она на базе общих утвердившихся представлений о демократии. Не вызывает ни у кого сомнения, что первая цель и задача для конституции в любой стране – это предоставление гарантий прав и свобод гражданина и человека. Устройство государственной власти может быть эффективным и демократическим лишь во время соблюдения принципа разделения властей. Воплощается народный суверенитет через представительную систему, которая формируется на основе избирательного всеобщего права. Говоря иными словами, мировым сообществом как бы была сложена определенная модель демократического государства, которая соответствует принципам современной цивилизации. Указывает данная модель на то, что непременно должно войти в конституционный текст, что является предметом вне конституционного законодательного регулирования либо вообще излишним. Подобная «селекция» рационализировала и унифицировала конституционную теорию, дала возможность придать ей четкие границы. Новейшие конституции в бывших тоталитарных странах (России, Украине, Казахстане, Киргизии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др.) почти откровенно базируются на этой модели, что, разумеется, не исключило в каждом случае некоторого отхода от нее с целью учета национальных политических условий.

Сам по себе термин «конституция» имеет глубокую, древнюю историю. Он происходит от латинского понятия constitutio (утверждаю, устанавливаю), которым в Древнем Риме определялись важнейшие императорские указы и установления. Значительно позже, только в XVIII веке, появляется современное понимание конституции как основного закона общества и государства.

Первыми документами считалась Конституцию США 1787 года (хотя фактически первой явилась конституция одного из Северо-Американских штатов — Конституция штата Виргиния 1776 года), Конституцию Франции 1791 года, Конституцию Польши этого же года. Все вместе взятые конституции первой волны создавались в процессе перехода от феодального к буржуазному строю. Теоретическое обоснование необходимости и значимости конституции, рассмотрение ее понятия, появление первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) напрямую связаны с борьбой революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.3 Их призванием была цель закрепить победу буржуазно-демократических революций и достичь отмену сословных привилегий, а также провозгласить свободу частнопредпринимательской деятельности и формального равноправия граждан, установить демократический политический режим в соответствии с идеей народного суверенитета. Все это в той или иной мере имело свой опыт уже в первых конституциях, а более последовательно - в конституциях более позднего периода, что и составляло их основное содержание.

Характеристика конституции как основного законного акта потихоньку подводит нас к пониманию ее сущности. Но и этого недостаточно для полного анализа интересующей нас вопросов, для абсолютного понимания того, почему основной закон является именно таким, а не другим. И здесь ключевое значение приобретает следующий вопрос: есть ли в государстве сила, оказывающая влияние на содержание конституции, заранее предопределяющая ее основные параметры, которая при этом и обеспечивала бы ее действие в заданных рамках?

На этот вопрос можно утвердительно дать ответ: да, такая существует сила. И сила эта, в соответствии с социологическим подходом, заключена в фактическом соотношении социальных сил, присущих всякому обществу и делающих конституцию такой, как она есть, и никакой другой. В этом плане конституция является по своей социальной сущности выражением действительного соотношения сил в стране, а сами общественные отношения, выражающие это соотношение сил, составляют фактическую конституцию. Конституция в писанном виде как основной закон страны является юридической конституцией, которая призвана закреплять и отражать на правовом уровне конституцию фактическую4. В том случае, если юридическая конституция соответствует фактической, совпадает с ней, основной закон носит реальный характер, он подкреплен не только формально-юридическими механизмами обеспечения, но действительным (фактическим) соотношением сил в обществе. На тот случай, когда фактическая и юридическая конституции не совпадают, последняя в этом случае носит фиктивный характер, превращается в в ничто и в лучшем случае является свидетельством ничем не подкрепленных конституционных иллюзий определенной части общества; иллюзий, которые в любой момент могут быть сметены реально существующей в обществе социальной силой, подавлены и уничтожены армией и пушками.

Несмотря не многочисленные и разные подходы к понятию конституции, ее можно определить как основной закон государства, наделенный высшей юридической силой, который закрепляет и регулирует базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления. Рассмотрим схематично систему Конституционного права РФ (приложение Б).

Конституцию как правовой акт, который занимает особое и самостоятельное место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие характеристики:

  1. особый субъект, устанавливающий конституцию или от имени которого она принимается;
  2. учредительный, носит первичный характер конституционных установлений;
  3. всеохватывающий объект конституционной регламентации, именно та сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
  4. особые юридические свойства: высшая юридическая сила, верховенство, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и другие.

Рассмотрим более подробно эти особенности.

В настоящий момент понятие конституция можно определить как акт, который принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в ХXI веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «Народного соглашения» Кромвеля в 1653г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

Эта важная черта конституции и по сей день занимает лидирующие позиции в конституционной теории и на практике. Ведь не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».

Информация о работе Конституция: понятие, сущность, виды