Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 06:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика сущности и раскрытие формы Конституции. Объектом исследования выступает Конституция РФ.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие виды и сущность конституции;
- изучить теоретические положения, касающиеся Конституции;
- изучить структуру, форму и сущность Конституции;
- выявить особенности Конституции.
Введение
Основная часть
1. Понятие, виды и сущность конституции
1.1 Понятие и виды конституции
1.2 Сущность конституции
2. Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993 года
2.1 Форма и структура Конституции РФ
2.2 Общая характеристика конституции РФ
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Многообразие Конституций, которое явилось следствием исторического длительного развития, требует их классификации по существенным признакам.
Конституции по формам закрепления государственного устройства принято делить на унитарные и федеральные. В федеральной конституции закрепляются принципиальные устои образования федеративного государства: государственно-правовой статус частей и целого 9субъектов и федерации), цели объединения в единый государственный союз субъектов, разграничение полномочий внутри государства. Федеральные конституции приняты в России, Германии, США, Индии, унитарные конституции – в Италии, Испании, Китая, Франции5.
Конституции в зависимости от соответствия либо несоответствия тем общественным фактическим отношениям, сложившимися и господствующими в обществе, принято подразделять на действительные и фиктивные. Фиктивные конституции не выражают отношения в обществе, функционирующие в стране. Действительные конституции представляют собой адекватное выражение и воплощение общественных фактических отношений, сложившиеся в обществе. Они являются правовым критерием социальной природы государства и политической власти, способа их деятельности и организации на соответствующей территории, фактического статуса гражданина и человека.
Конституцию принято разделять на два вида – писанную и неписанную. В большинстве стран мира действуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В настоящее время все сложилось таким образом, что общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме. Но есть страны, такие как Великобритания, Швеция и другие страны, в которых конституцию определяют как несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), но, к сожалению, нет единого писаного акта. Эта система, имеющая свое место в определенных исторических условиях, скорее всего не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах - напротив, подчеркивает тот факт, что строй был гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции постоянно меняются.
Различают классификацию конституции по порядку принятия. Существуют октроированные конституции — так обычно называют те основные законы, «дарованные» народу монархом. Также такой характер носили конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.
Общепризнанными легитимными способами принятия конституции являются учредительные собрания и референдум. Первым способом была принята ныне действующая Конституция США, именуемая Конституционным конвентом в 1787 году, а также в Италии 1947 году, в Индии 1948 году, в Болгарии и Румынии 1990 и 1991 годы, а вторым во Франции (1958 г.). Референдум (всенародное голосование) стал способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого они иногда выносились на референдум (Испания, 1978 г.).
Охарактеризованные способы принятия конституции не свидетельствуют о большей или меньшей легитимности. В процессе каждый из них так или иначе связан с тайным голосованием избирателей, а следовательно, обеспечивает волеизъявление народа. К этому не имеют отношения пародии на «всенародное обсуждение»« конституции, свойственные тоталитарному государствуй - когда с помпой собираются сотни тысяч «поправок» к проекту, а учитывается, и то формально, менее десятка. Именно так обставлялось, например, принятие советской Конституции в 1977 Т.
С порядком принятия конституции связан термин «харизматическая конституция» (от греческого слова «харизма» - божественный дар). Этим термином обозначают конституцию, в разработке и принятии которой ведущую роль играет одаренный политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим. В коммунистических государствах на эту роль претендовали генсеки правящих партий, вследствие чего в СССР, например, в свое время утвердились термины «сталинская Конституция», «брежневская Конституция». Но это возможно ив демократических странах. Во Франции, «например, смена парламентской формы правления на президентскую в 1958 г. произошла благодаря усилиям генерала де Голль, вследствие чего и Конституция получила название «деголлевской». Возможно, по аналогии с этим Конституция Российской Федерации 1993 г, будет названа «ельцинской».
По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые под влиянием каких – либо обстоятельств могут постоянно изменяться и дополняться, но таких видов конституции теперь осталось немного. Вторые, с условием соблюдения определенных условий (рассмотрение поправки спусти определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т. е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок.
В правовых пособиях можно встретить также классификации, где и конституции делятся на монархические и республиканские, унитарные и федеративные. Но по существу это повторение классификации основных форм правления и форм государственного устройства, которые составляют самостоятельный институт конституционного права.
Конституции бывают временные и постоянные. Обычно после государственных переворотов в силу вступает постоянная конституция. Временные же принимаются на определенный период под влияниям сложившихся ситуаций.
На процесс выработки конституции воздействует широкая система факторов - экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.
Важная черта, которое дает характеристику понятию конституции, - это особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя отношений в обществе, которые регулируются и закрепляются конституцией.
Отличается область конституционного воздействия всеохватывающим характером, который не присущ никаким иным правовым актам. Область конституционного воздействия затрагивает все сферы общественной жизни – духовную, социальную, экономическую, политическую и иные, регулирует в них фундаментальные и базовые основы отношений в обществе.
Конституция, вне всякого сомнения, является явлением демократического порядка, так как она устанавливает определенные свободы и права, равноправие граждан, ограничивает произвол государства и должностных лиц. Принятие конституции, ее последовательная реализация – фактор определенности и стабильности в развитии общественных отношений.
Выполняя роль «главного регулятора», конституция осуществляет обобщенную регламентацию наиболее социально значимых и массовых общественных отношений. В значительной мере положения конституции политизированы, поскольку осуществляется регулирование на основе учета интересов носителей социально-политических конкретных ценностей, социокультурной реальной среды, внешнеполитических приоритетов и международной обстановки, реакции общественного мнения. В конституционных положениях содержится концентрированное нормативное выражение принципов внешней и внутренней политики государства.
Понятием конституции определяются общие черты, выделенные в особое правовое явление, сущность же конституции связана с глубиной ее природы, с решением вопроса о том, чью волю выражает конституция.
Но вместе с тем далеко не всегда содержание конституции само по себе отвечает на вопрос, касающийся главного назначения документа, о его правовой и внутренней политической природе. Сущность конституции является главным моментом в характеристики этого документа в любом государстве.
Несмотря на различие конкретных подходов и характеристик, под конституцией обычно понимали и понимают законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти6. С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства. Она обладает высшей юридической силой и поставлена над иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
Одно из распространенных представлений – это трактовка сущности Конституции в качестве общественного договора. Предполагается здесь, что все члены общества заключили договор, который воплотили в Конституции, о том, по каким правилам живет общество, на каких основах оно учреждается. Конституция по этим концепция является выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.
Сущность Конституции теологические теории видят в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни. По их мнению, в Конституции воплощены идеи высшего разума, высшей справедливости.
Сущность Конституции марксистско-ленинская теория, явившаяся теоретической основой государственно-правовой советской науки, усматривала в том, что Конституция выражает волю господствующего класса, а не всего народа, общества, Конституция по своей сущности является классовой.
Классическое для сложившейся в советский период конституционно-правовой доктрины определение сущности конституции было дано В.И. Лениным в работе «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам»:
«Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»7. Гипертрофия классового подхода и классовых оценок, проявившаяся в данном определении и во многом оправданная для соответствующего исторического периода, до последнего времени оставалась неизменной в конституционно-правовой доктрине нашей страны. Между тем вступление человеческой цивилизации в «межформационную фазу» настойчиво требовало существенных корректив в подходах к оценке сущности современных конституций. Характерные для индустриальной цивилизации общие проблемы и противоречия объективно обусловливают возрастание значения общих для всего народа ценностей и интересов. Современные конституции независимо от особенностей различных государств не могут не закреплять присущие всему обществу ценности и интересы, имеющие общее значение для всех классов и социальных слоев.
Можно утверждать с позиции современного опыта, что для адекватной оценки сущности Конституции необходимо учитывать ее проявления внутри страны и в области международных отношений. Отражаются в сущности Конституции не только ее связи с социальной структурой общества либо с организацией и характером власти, управления общественными и государственными делами, но и положение государства, занимаемое в международном сообществе.
Сущность Конституции при этом не есть нечто неизменное и данной раз и навсегда. Она на разных этапах развития общества претерпевает значительные изменения. Эти изменения обусловлены объективно социальной структурой общества, характером международных отношений, потребностями демократизации – все это нуждается в адекватном восприятии в практике и теории конституционного строительства. Требует это новых подходов, преодоления не оправдывающих себя представлений и взглядов, тормозящих переосмысление роли Конституции и концепции общественно-исторического прогресса. В настоящее время в практически-политическом плане речь идет о закреплении в основном законе такого видения общественного прогресса, которое способно раскрыть наиболее полно гуманистический потенциал общества.
Между тем в государственно-правовой теории до недавнего прошлого неизменным оставался акцент не на цели, ценности и интересы, свойственные обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, а на пролетарски-классовый подход к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции, игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития, как в национальном, так и в интернациональном масштабах. Не случайно законодательство в течение десятилетий предусматривало, а наука и массовое общественное сознание оправдывали неприятие и даже насильственное подавление «классово чуждых» интересов, не вписывавшихся в изжившую себя модель общественного развития. Впрочем, рецидивы такого подхода не изжиты и по настоящее время.
Сказанное не означает исчезновения или растворения классовых интересов или соответствующих оценок сущности конституции. Но несомненно, что воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.
Если же методология исследования определяется идеей социального сотрудничества, то государство должно способствовать достижению общественного согласия и компромисса, формированию баланса многообразных интересов, имеющихся в обществе. Соответственно и Конституция в этом случае выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не как средство достижения победы того или иного класса. «Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций»8.