Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:42, контрольная работа
Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положила начало развитию конституций социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определенными этапами развития СССР, куда РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта (члена Федерации).
После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.
Этапы конституционного развития РФ…………………………………….3
Формы осуществления народовластия в РФ………………………………5
Правовые положения и виды общественных объединений в РФ………..10
Правовой статус религиозных объединений в РФ……………………….13
Литература…………………………………………………………………….16
ФГОУ ВПО
«Вологодская государственная молочнохозяйственная
академия им.Н.В. Верещагина»
Экономический факультет
Специальность : Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Заочное отделение, сокращенные сроки
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету : «Правоведение»
тема : «Конституция РФ»
Выполнила
студентка 3 курса, шифр 1039037 Е. Н. Паничева
Доцент
2012
Содержание :
« Конституция РФ »
Литература……………………………………………………
1. Этапы конституционного развития России
Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положила начало развитию конституций социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определенными этапами развития СССР, куда РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта (члена Федерации).
После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.
Этапы конституционного развития обусловлены изменениями, происходившими в общественном и государственном строе России. Все конституции РСФСР несут на себе отпечаток времени, господствовавших в стране официальных воззрений на государство, право, их роль в обществе, на экономическую и социальную политику, положение человека в обществе и государстве.
Всем конституциям
РСФСР как конституциям
Конституция РСФСР 1978 г.
подтвердила преемственность
В основу организации государственной власти советская Конституция России формально закладывала принцип верховенства Советов. В действительности же Советы подменялись партийными органами, которые фактически были всевластны.
Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовали конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать реализацию этих прав. Конституционные права и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например, в период массовых репрессий 30-х гг. Конституционное законодательство не могло обеспечить независимость судов– одного из необходимых устоев действительно правового государства.
Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на первом Съезде народных депутатов России в 1990 г.: им была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ, Съездом народных депутатов Российской Федерации.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции Российской Федерации, для завершения подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное совещание. Осенью 1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над проектом новой Конституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации состоялось 12 декабря 1993 г. в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому Положению для принятия нового Основного Закона РФ требовалось, чтобы более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за его принятие (при условии, что в голосовании приняло участие более половины всех избирателей).
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию– Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:
1) человек, его права и свободы
являются высшей ценностью.
2) носителем суверенитета и
3) социальная политика
4) признаются и защищаются
5) государственная власть
6) признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12);
7) признается идеологическое и
политическое многообразие, многопартийность.
Никакая идеология не может
устанавливаться в качестве
8) общепризнанные принципы и норм
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
2.Формы осуществления народовластия
Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону(ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника. Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организованные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.
Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно через органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающиепредставительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.
Под непосредственной демократиейпонимается
прямое волеизъявление народа или его
части, непосредственное решение ими
вопросов государственной и общественной
жизни или выражение мнения по
этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной
демократии, в том числе как высшее непосредственное
выражение власти народа–референдум
и свободные выборы. К этим институтам
относятся также: собрания, митинги, шествия,
демонстрации, пикетирование, индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления,
. Народная правотворческая инициатива
на уровне местного самоуправления (внесение
местным населением проектов правовых
актов по вопросам местного значения),
народная инициатива проведения референдумов,
народные обсуждения вопросов государственной
жизни, законопроектов. Институты прямой
демократии разнообразны. Среди них есть
способы принятияокончательных, общеобязательных
решений (выборы, референдум) и формы выражения
мнения (например, обсуждения проектов
законов, митинги), имеющие лишьсовещательное,
консультативное значение, а не обязательное
для государственных органов, должностных
лиц, граждан. Посредством ряда форм свою
волю, мнение может выражать народ в целом–
это референдум РФ, всенародные выборы;
с помощью других форм –его часть, население
субъекта федерации, административно-
В системе институтов
непосредственной демократии важнейшее
место принадлежит выборам–
Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом“О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 года. Референдум Российской Федерации –всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа. На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Определенные же Законом вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум. Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участник референдума обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день референдума РФ 18 лет. В то же время не имеют право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; 2) Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Только эти субъекты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного количества граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в поддержку такой инициативы; эта группа указывает формулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает подписи граждан в количестве не менее двух миллионов (причем не более 10 процентов из этого числа должно приходится на один субъект федерации) в течение не более чем трех месяцев. Впоследствии подписанные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию, которая направляет соответствующие документы со своим заключением Президенту РФ. Он, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституционных требований назначает референдум РФ.
Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.