Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положила начало развитию конституций социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определенными этапами развития СССР, куда РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта (члена Федерации).
После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

Содержание работы

Этапы конституционного развития РФ…………………………………….3

Формы осуществления народовластия в РФ………………………………5

Правовые положения и виды общественных объединений в РФ………..10

Правовой статус религиозных объединений в РФ……………………….13


Литература…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Граждане РФ, общественные объединения  имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участие  в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня, . Предшествующего дню проведения референдума; а также в предшествующий ему день агитация запрещается. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка, вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего– “за” или “против”, под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак“плюс” или любой иной знак в квадрате под словом “за”, если же – против, то ставит знак “плюс” или любой иной знак в квадрате под словом “против”. Обеспечивается тайна голосования. Определяет результаты референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 годаприняло участие 58, 1 млн. человек –54, 8 % всех зарегистрированных избирателей, которых насчиталось 106, 1 млн. ; при этом“за” проголосовало 32, 9 млн. человек – 58, 4 % от числа проголосовавших действительными бюллетенями. ) Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 года –по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 года– о принятии новой Конституции РФ. Референдумы могут также проводиться в субъектах федерации, а административно-территориальных образованиях.

Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Именно через  них народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и общественными делами. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими сами органы государственной власти (президенты, законодательные органы, правительства, администрации и т. д. )

Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, по которому государственному аппарату предписывается действовать согласно, соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностных лиц, а также– что особенно важно – представительные органы государственной власти. Они –связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы. Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей–депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы его субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют  избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента–действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Еще одна форма осуществления  народовластия – органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением–составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне– выборы, референдумы и через органы местного самоуправления. Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа– единого и единственного конституционного источника власти в стране. Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас. Реальное же осуществление власти народа, управление обществом носят сложный, многоаспектный характер. В осуществлении власти, в политике самое активное участие принимают государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать вне  организации, через которую она  могла бы осуществляться и в рамках которой выявлялось бы и формировалась  политическая, властная воля народа. Такой организацией служит, прежде всего, государство–политическая организация всего народа, которая является механизмом реализации политической власти, субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институты народовластия.

В осуществлении власти участвуют также другие организации – политические партии, иные общественные объединения. Все упомянутые организации, демократические институты составляют политическую систему –комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через который осуществляется политическая власть, участие народа в политической жизни.

Политическая система  –сложная, разветвленная организация, и роль разных компонентов политической системы различна. Если государство–это  суверенная политическая организация  всего народа, то партии, другие общественные организации–лишь участники осуществления политической власти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями.

Итак, в структуру политической системы, которая охватывает разнообразные государственные и негосударственные институты народовластия, входит государство в целом, общественные объединения (политические партии, массовые общественные движения, разнообразные общественные организации).

3. Правовые положения и виды общественных объединений в РФ

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) - ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях».

Не могут  быть учредителями, членами и участниками  общественных объединений органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Право граждан  на создание общественных объединений  реализуется как непосредственно  путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Ст. 6 ФЗ «Об  общественных объединениях» определяет понятия и статус учредителей, членов и участников общественных объединений.

Учредителями  общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие  съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав  общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Членами общественного  объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного  объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Важнейшей гарантией свободы объединения является соблюдение принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем.

В судебной практике часто встречаются дела, касающиеся нарушения свободы волеизъявления вступления в общественное объединение.

Так, Е.М. Березкина  заключила с ОАО «Омский каучук»  договор на долевое участие в  строительстве многоквартирного дома, приобрела право собственности  на квартиру в нем. Позднее она была поставлена в известность о том, что является членом товарищества собственников жилья в кондоминиуме «Каучук», хотя это было решено без ее волеизъявления. Советский районный суд г. Омска, рассматривая дело о нарушении прав и законных интересов Е.М. Березиной, обратился в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности положений ФЗ «О товариществах собственников жилья», касающихся обязательности членства в таком товариществе. Конституционный Суд в постановлении от 3 апреля 1998г. признал данные положения не соответствующими ст. 30 Конституции, поскольку из принципа добровольности членства в объединении следует, что создание товарищества собственников жилья в кондоминиуме не исключает возможности для отдельных домовладельцев оставаться вне данного объединения, при этом, не утрачивая с ним иных правовых связей, кроме членства в товариществе ВКС РФ, 1998, №4 с.3-7..

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Право на объединение, гарантированное ст.30 Конституции  РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства, допускается, например, ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так, согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 22 января 1993г. "О статусе военнослужащих" ВВС. 1993. N 6. Ст. 188. они могут состоять лишь в тех объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992г. "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 21 июня 1995г.) Российская юстиция. 1995. №11; СЗ РФ от 19 июля 1997 г. Ст. 3690; СЗ РФ от 26 июня 2000 г. № 26. Ст. 2736; СЗ РФ от 17 декабря 2001 г. № 51. Ст. 4834., судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995. "О Прокуратуре Российской Федерации" Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., №8, ст. 366.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»  общественные объединения могут  создаваться в одной из следующих  организационно-правовых форм:

- общественная  организация;

- общественное  движение;

- общественный  фонд;

- общественное  учреждение;

- орган общественной  самодеятельности.

Самостоятельным видом общественных объединений, требующим  отдельной регламентации в силу своей значимости, являются политические общественные объединения. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Информация о работе Конституция РФ