Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрено само понятие Конституции, отражена ее роль как особого акта в правовой системе государства, кратко изложена история конституционализма в России, предшествовавшая появлению ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993году. Дана характеристика содержания, отражены особенности российской Конституции, выразившиеся в явном приоритете прав и свобод человека как основного принципа правового государства. Более широко и подробно представлен раздел конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

Введение
3
3
Основная часть
4
3.1.
Конституция: понятие и виды.
История развития российского конституционализма
4
3.2.
Основное содержание Конституции РФ 1993г.
6
3.3.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина в РФ
12
3.4.
Принятие Конституции РФ и ее развитие
19
3.4.1.
Принятие Конституции
19
3.4.2.
Развитие Конституции
20

пересмотр Конституции
21

конституционные поправки
21

изменение Конституции
22
4.
Заключение
23
5.
Литература
24

Файлы: 1 файл

конституция реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В состав Российской Федерации  входят 89 субъектов  РФ:

21 республика;

6 краев;

49 областей;

2 города федерального  значения (Москва и Санкт-Петербург);

1 автономная область;

10 автономных округов.

Республика (государство) имеет  свою конституцию  и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют  свой устав и законодательство.

Предметы  ведения РФ и субъектов  Федерации. Суть федерации - разумное и взвешенное, взаимовыгодное подчинение субъектов РФ Центру, а так же учет Центром интересов субъектов РФ. Федеративное устройство подразумевает баланс предметов ведения и полномочий, как Центра (Российской Федерации), так и мест (субъектов РФ). В исключительном ведении Российской Федерации (Центра) находятся наиболее важные предметы, такие как:

принятие  и изменение Конституции  РФ и федеральных  законов, федеративное устройство и территория РФ, федеральная государственная  собственность, вопросы войны и мира и др.

В совместном ведении  РФ и субъектов  РФ находятся:

обеспечение соответствия конституций  и законов республик, уставов, законов  и иных нормативных  правовых актов краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и др.

Во  всех других сферах, которые не относятся  к ведению РФ или  совместному ведению, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Осуществление государственной  власти в Российской Федерации

(главы  4—7)

Президент Российской Федерации - это выборный глава государства, как и в большинстве современных государств с республиканской формой правления. В нашей стране институт президентской власти достаточно нов. Впервые институт президентской власти был введен еще в СССР в период так называемой перестройки. далее наступила очередь республик, входивших в СССР. Первый Президент Российской Федерации был всенародно избран 1991 г.

По  Конституции Российской Федерации, Президент  РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и  свобод человека. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ наделяет Президента РФ очень большими полномочиями. В течение  четырех лет —  срока своего пребывания на посту — Президент  участвует в формировании Правительства РФ Председателя Центрального банка РФ, состава  Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ; формирует к возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает и отзывает послов. Он назначает выборы Государственной думы, может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, может ввести в стране чрезвычайное положение.

Президент РФ может быть отрешен  от должности Советом  Федерации только на основании выдвинутого  Государственной  думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральное Собрание — парламент  Российской Федерации.

  Парламент – это высший выборный представительный орган государственной власти. Парламентом России ныне является Федеральное Собрание, пришедшее на смену Верховному Совету РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.

Совет Федерации, например, утверждает изменения  границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства  РФ, решает вопрос о  доверии Правительству  РФ, назначает на должность Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и др.

Федеральные законы принимаются  Государственной  Думой. Затем они  передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.

В Совет Федерации  входят по два представителя  от каждого субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного  органов государственной  власти.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

Правительство РФ.

  Высшим органом  исполнительной власти  в Российской Федерации  является  Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы. После назначения на должность Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (министерствах, госкомитетах и т. д.) и предлагает кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.

Правительство разрабатывает и  представляет Госдуме  для утверждения  федеральный бюджет и обеспечивает его  исполнение, управляет  федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны  страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и др.

Судебная  власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дела во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве — в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В систему судебной власти Российской Федерации  входят: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, республиканский суд, областной суд, краевой суд, городской суд, районный суд.

Главная компетенция Конституционного Суда РФ — рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федеральных  законов, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между Центром и субъектами РФ, а также договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высшей  компетенцией в разрешении экономических споров и иных дел обладает Высший Арбитражный Суд РФ. Оп осуществляет судебный надзор за арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики в своей области.

Следует иметь в виду, что  Прокуратура РФ не входит в систему  судебной власти. Она  составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуратура, как и другие правоохранительные органы, поддерживают законность и правопорядок от имени граждан.

  Конституция обладает рядом юридических свойств. Наиболее значимым из них является ее наивысшая юридическая сила. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ

Высшая  сила конституционных  норм означает, что, в случае противоречия между нормами  Конституции и  иными законами, действуют  нормы Основного  закона.

Конституция выделяется особым юридическим  содержанием. Особенность  Конституции Российской Федерации состоит  в предмете правового регулирования основы организации государства и общества. Конституция формулирует целостное представление о государстве, положении в нем личности.

 

3.3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

       в РФ.

Вторая  глава Конституции содержит сорок восемь статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона. В целом содержание этой главы полностью соответствует международным стандартам прав и свобод человека.

  Правовой статус личности

Совокупность  конституционных  норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанности образуют конституционный статус личности в Российской Федерации. Более широкое понятие — правовой статус.

Правовой  статус — совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Наряду  с названными понятиями  существует понятие  правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статус это понятие отличается своей действенностью. Правовое положение — это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений, тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу  конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав свобод. По этому вопросу существуют две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права -  это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т. п.), Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т. е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности —  это предписанные и закрепленные в  Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность  сохранять окружающую среду и т. п.)

На территории России находятся лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства, лица с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности названных категорий, но при этом исходит из того, что государство должно обеспечить достойные условия жизни и уважительное отношение к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни и достоинства.

В Конституции  России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и обще признанных мировым сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России

 

Гражданство Российской Федерации

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности.

Гражданство представляет собой  правовой институт конституционного права - совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретение, восстановление и утрату российского гражданства.

Таким образом, гражданство  представляет собой  правовую принадлежность лица к данному  государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние  гражданства создает  права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Зарубежные посольства и консульства Российской федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений.

Основу  института гражданства  составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. 6, 61, 63, 71 Конституции РФ). Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Закон о гражданстве  регулирует широкий  комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Информация о работе Конституция РФ