Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование Конституции Российской Федерации как правового института.
В работе поставлены следующие задачи: изучение понятия и функций Конституции РФ, ее свойств, структуры, значения Конституции РФ, ознакомление с судебной практикой.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
Основная часть……………………………………………………………………5
1. Конституция Российской Федерации – Основной Закон РФ....................5
1.1 Понятие Конституции РФ...........................................................................5
1.2 Юридические свойства Конституции РФ.....................................................7
2. Конституция РФ как источник отрасли государственного права.........12
2.1 Форма и структура Конституции ................................................................12
2.2. Функции Конституции РФ……................................................................15
3. Значение Конституции РФ..............................................................................19
Заключение.............................................................................................................22
Глоссарий………………………………………………………………………....23
Список использованных источников................................................................25
Приложения...........................................................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая Конституция.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [3], где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

- когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

- когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

- когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

- когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции), складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний.

Конституция является юридической базой текущего законодательства. Конституционные нормы служат основой для всех отраслей российского права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.

 Обладая абстрактным содержанием, Конституция  РФ связывает реализацию своих норм с действием соответствующих  законов, принимаемых в обычном  порядке. Например, ст.6 Конституции РФ связывает приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации со специальным: федеральным законом, ч.3 ст.11 увязывает процесс разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не только с конституционными положениями, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом и т.д.

Конституцию характеризует  также особый порядок принятия и  изменения. Впервые в истории  Российской Федерации ее Конституция  была принята в результате всенародного голосования. Особый порядок изменения Российской Конституции состоит в том, что для принятия закона, вносящею изменение или дополнение, требуется не менее 2/3 голосов от общем числа депутатов в каждой из палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства от общего числа депутатов парламента. 

     

    


2. Конституция Российской Федерации как источник отрасли  

     государственного права

 

2.1 Форма и структура Конституции

 

 Форма Конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме Конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии,  Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов, например Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов.

Конституции подразделяются на писаные и неписаные.

В большинстве стран  конституции писаные. Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные»  конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев.

В Приложении А приведена  классификация конституций.

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Структура Конституции - это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность  составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь  ее основных частей обусловлены пределами  конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

 Структура Конституции РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.

 Преамбула - важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической  силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.   Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок изменения и пересмотра конституции.

В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и  т.п. Первая глава определяет общие основы устройства российского общества и  государства, от которых зависит  реальное положение личности в данном обществе.

 В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина»  занимает второе место.     Девять  глав, включенные в первый раздел конституции  РФ, расположены в следующем порядке:

  Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

     Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

     Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

     Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

     Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

     Глава 6. Правительства Российской Федерации (ст. 110-117)

     Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)

     Глава 8. Мастное самоуправление (ст. 130-133)

     Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

     Раздел  второй посвящен заключительным и переходным положениям. В заключительных и переходных положениях устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм,  порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают  порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей). В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.

 

 

 

 


      2.2 Функции  Конституции  РФ

 

   Роль  Конституции в обществе реализуется  в ее функциях.   Функции раскрывают сущность, социальное назначение и  служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства, личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

По мнению некоторых ученых, например, Ген Н.Л. «Юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции.

 Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства.

  Как правовой акт особого свойства Конституция выполняет  следующие юридические  функции: правонаделительную, связанную  с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции  РФ);  охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Охранительная функция проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов. Она выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений, а в ряде случаев и конкретные санкции»[4].

 Юридическая функция заключается в том, что  конституция представляет собой  главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической  силой и составляют основу всей системы  правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Учредительная функция выражается в признании   юридическом оформлении важнейших  институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст.1-16 Конституции РФ). Учредительная  функция указывает на то, что конституция  появляется вследствие коренных изменений  в жизни общества и выступает  политической и правовой основой  его дальнейшего развития. Учредительная  роль конституции проявляется в  том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает  прогрессивные тенденции политико-правового  развития, создавая условия для появления  новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут  получить общественного признания  без их высшей законодательной поддержки.

 Политическая  функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении  политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности  в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения Конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Информация о работе Конституция РФ