Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование Конституции Российской Федерации как правового института.
В работе поставлены следующие задачи: изучение понятия и функций Конституции РФ, ее свойств, структуры, значения Конституции РФ, ознакомление с судебной практикой.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
Основная часть……………………………………………………………………5
1. Конституция Российской Федерации – Основной Закон РФ....................5
1.1 Понятие Конституции РФ...........................................................................5
1.2 Юридические свойства Конституции РФ.....................................................7
2. Конституция РФ как источник отрасли государственного права.........12
2.1 Форма и структура Конституции ................................................................12
2.2. Функции Конституции РФ……................................................................15
3. Значение Конституции РФ..............................................................................19
Заключение.............................................................................................................22
Глоссарий………………………………………………………………………....23
Список использованных источников................................................................25
Приложения...........................................................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая Конституция.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

16.                           Лозовский,  Л.Ш., Райзберг,   Б.А. Комментарий к Конституции РФ.– М.: «Инфра - М», 2000.

17.             Лучин, В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М.: Юрист, 1997.

18.             Маликов, М. К. Гносеологические основы реализации права: Учебное пособие. - Уфа: Башкирский университет, 1998.

19.             Моисеева, Л.А. Проблемы современной российской государственности. – М.: Юрист, 2002.

20.             Морозова, Л. А. Конституционное регулирование в СССР. – М.: Наука, 1985.

21.             Румянцев, О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. – М.: Юрист, 1994.

22.             Теория государства и права/ Под ред. Корельского, В.М. и Перевалова, В.Д. – М.: Юрист, 2004.

23.             Тихомиров,  Ю. А. Конституционные нормы // Теоретические основы советской конституции. – М.: Наука, 1981.

24.             Явич,  Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. – М.: Наука, 2003.

 

 

111.Судебная практика

 

25.             Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1997 г. № 6-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – Апрель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

ПриложениеА 

Классификация конституций

 

 

Приложение Б

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1997 г. № 6-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет».

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М.Данилова, судей М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, В.Д.Зорькина, В.И.Олейника, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, с участием доктора юридических наук А.В.Усса - представителя Законодательного Собрания Красноярского края как стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (пункт «а»части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части первой статьи 3, подпунктом «а» пункта 1 части второй статьи 22, статьями 36, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет».

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Законодательного Собрания Красноярского края о проверке конституционности положений пунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в запросе нормы.

Заслушав сообщение...... исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» с 1 апреля 1996 года введен сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства в среднем в размере 12 рублей за 1 кВт.ч электроэнергии дифференцированно по регионам в зависимости от сложившейся стоимости потребляемой электроэнергии в регионе и уплачиваемый энергоснабжающими организациями, предусмотрено включение указанного сбора в состав себестоимости производства и передачи электроэнергии и направление сумм этих сборов в доход федерального бюджета (пункт 8); региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации предписано учитывать указанный сбор при регулировании тарифов на электроэнергию (пункт 9).

Содержащиеся в пунктах 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации основные характеристики сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства (плательщики сбора, объект обложения, ставка сбора и порядок ее дифференциации, включение сбора в доход федерального бюджета), свидетельствуют о том, что фактически он представляет собой один из видов налога - акциз (косвенный налог, включаемый в цену товара, продукции) и по своей природе является федеральным налогом.

Законодательное Собрание Красноярского края полагает, что Правительство Российской Федерации, своим постановлением введя данный сбор и возложив на региональные энергетические комиссии обязанность учитывать его при регулировании тарифов на электроэнергию, нарушило статьи 75 (часть 3), 105 (часть 1), 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт «з»). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1). Федеральным законом, как следует из статьи 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом Конституция Российской Федерации предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Применительно к федеральным налогам и сборам, исходя из приведенных выше конституционных положений, необходимым условием для признания таких налогов и сборов «законно установленными» является установление их федеральным законодательным органом, в форме федерального закона и с соблюдением установленной Конституцией Российской Федерации законодательной процедуры. Эта правовая позиция уже была высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 февраля 1997 года № 3-П по делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции».

Конкретизируя компетенцию федеральных органов государственной власти в регулировании налогов и сборов, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы» предусматривает, что платежи всех видов (налоги, сборы, пошлины и другие платежи), образующие налоговую систему, осуществляются плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, а федеральные налоги и сборы (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации (статья 2, пункт 5 статьи 19).

Таким образом, только федеральный законодательный орган имеет право на установление федерального налога, каковым по своей природе является сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, и на определение его основных параметров, и лишь законодатель был вправе отнести электроэнергию к подакцизным товарам (продукции), приняв соответствующий федеральный закон в установленной Конституцией Российской Федерации процедуре. Правительство же, согласно статье 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Следовательно, введя своим постановлением сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, являющийся фактически новым федеральным налогом, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив тем самым конституционный принцип разделения властей и предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядок установления федеральных налогов и сборов. Кроме того, получение в результате взимания указанного сбора денежных средств, не предусмотренных доходной частью бюджета, ставит под сомнение правомерность их расходования Правительством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые положения пунктов 8 и 9 рассматриваемого постановления Правительства Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 57, 75 (часть 3), 115 (часть 1).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 72, 74, 75 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать пункты 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 57, 75 (часть 3), 115 (часть 1).

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1997 г. № 809 пункты 8 и 9 упомянутого выше постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 479 признаны утратившими силу

2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

 

33

 



[1] Моисеева Л.А. Проблемы современной российской государственности. – М. – Юрист. – 2002. – С. 15.

[2] Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993, № 237.-ч.2 ст.4.

 

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, № 1.

[4] Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации // Журнал российского права. – 2001. – № 11. – с.15.

[5] Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993, № 237.- ст.4.

 

[6] Кравец И.А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. –с. 15.


Информация о работе Конституция РФ