Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

Содержание работы

Что такое гражданское общество? Как соотносятся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»?............................................................. ...............................3
Что такое политическая культура и ее структурные компоненты?........................................................................................11
Как соотносятся понятия «власть» и «насилие»?...........................................................................................19
Какую роль играет оппозиция в политической системе общества?.............................................................................................29
Принято считать, что республиканская политическая система априори более демократичная, чем монархическая. Англия и ряд европейских стран являются конституционной монархией, в то время как гитлеровская Германия была республиканской. Чем определяется уровень демократической страны: политической системой или политическим режимом? Объяснить ответ………...........................................................................................35
Используемые ресурсы…………………………………………………39

Файлы: 1 файл

контр.политология.docx

— 67.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

  1. Что такое гражданское общество? Как соотносятся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»?............................................................. ...............................3
  2. Что такое политическая культура и ее структурные компоненты?........................................................................................11
  3. Как соотносятся понятия «власть» и «насилие»?...........................................................................................19
  4. Какую роль играет оппозиция в политической системе общества?.............................................................................................29
  5. Принято считать, что республиканская политическая система априори более демократичная, чем монархическая. Англия и ряд европейских стран являются конституционной монархией, в то время как гитлеровская Германия была республиканской. Чем определяется уровень демократической страны: политической системой или политическим режимом? Объяснить ответ………...........................................................................................35
  6. Используемые ресурсы…………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое гражданское общество? Как соотносятся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»?

Гражданское общество –  это системы самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и межличностных  отношений, которые создают условия  для самореализации индивидов и  отдельных коллективов. Благодаря  гражданскому обществу выражаются и  реализуются частные интересы и  потребности, в то же время, как государство  выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

Гражданское общество обладает следующими отличительными признаками: 1. Гражданское общество – это  совокупность индивидов. Данный признак  означает, что люди входящие в гражданское  общество не выступают в роли толпы, обезличенной массы руководствующихся  сиюминутными амбициями и ложными  лозунгами политической элиты. Каждый человек входящий в гражданское  общество является личностью, обладает индивидуальностью, высоким уровнем  правосознания и развитой правовой культурой, могущий трезво оценить  решения и заявления правящего  класса. Этот человек способен к  борьбе за свои интересы, проявляет  активность в политической жизни  страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с  полной уверенностью можно назвать  особой личностью отстаивающей свои права и свободы. 2. Гражданское  общество – это автономное и самостоятельное  образование. Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как  оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства. 3. Гражданское общество – это саморегулируемая система. В гражданском обществе индивиды действуют самостоятельно, инициативно осознавая необходимость своего поведения и всячески контролируя его. По этому в гражданском обществе приоритетом обладает не позитивное право, а естественное, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, сложившиеся в обществе национальные обычаи и традиции. Гражданское общество руководствуется принципами свободы и равенства, братства и справедливости, разумности и рациональности и т. д. Можно даже сказать, что при отмене норм позитивного права, гражданское общество сможет обходиться и без них, тогда как обычное общество падет в хаус и утонет в преступности. Это вызвано тем, что каждый человек входящий в это общество четко осознает свое, если можно так сказать, предназначение, действует инициативно для достижения совместно поставленной цели. 4. Гражданское общество это сложноустроенная система. Данный признак означает, что гражданское общество не проявляется отдельно в какой либо сфере, а действует на все системы общества одновременно. Это прежде всего политическая, экономическая, информационная, социальная, культурная и другие области человеческой деятельности. Только при этом оно может эффективно осуществлять поставленные задачи. 5. Главной задачей гражданского общества является оказания влияние на государственную власть с целью ее ограничения. Весь лейтмотив функционирования гражданского общества заключается в оказании влияния на политическую государственную власть. Заставить ее подчиняться своим же правилам установленных в нормах позитивного права. Заставить ее действовать в угоду всего общества, а не отдельного господствующего класса. И, в конечном счете, действительно превратить государство в социальную машину, а не аппарат для угнетения одного класса другим.

Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность  экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества. 
Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода  личности и ее активное участие в  общественной жизни, дееспособная система  образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов.

Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных  собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного  сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами  государства, ее фундаментального регулирования  и регламентации, но гарантируются  и охраняются государством.

Условия формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников  средств производства, развитие экономической  конкуренции, активности и самостоятельности  граждан как равноправных хозяйственных  субъектов, ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощения  сознания людей, формирование и закрепление  чувства личного достоинства, веры в свои сущностные силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов.

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие  негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности; в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей  на законодательную, исполнительную и  судебную; связанность государства  и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением  закона; взаимной ответственности государства  и личности; отделения идеологии от государства.

Таким образом, гражданское  общество выступает как сфера  реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных  и других интересов. Оно есть основой  государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление  гражданского общества представляет собой  непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для утверждения человеческой личности, ее национального достоинства.

Правовое государство  – это такая форма организации  государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют  только строго в рамках установленных  правовых норм основанных на идеях  справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов. Правовое государство, как и любое правовое явление, обладает рядом специфических черт, признаков отличающих ее от других смежных категорий. Кроме того, уровень воплощения данных признаков свидетельствует о реализации самой идеи правового государства в государственно-правовой действительности того или иного государства. 1. Приоритет прав и свобод человека. Правовое государство создается и действует для реализации гражданами своих прав и свобод. Они получают приоритетное значение при принятии, каких либо, политических решений и планировании государственной деятельности. Цель правового государства удовлетворять потребности общества в целом, а соответственно и индивида в отдельности как части этого общества. Вся деятельность государственного аппарата, в таком государстве, направлена не на реализацию потребностей экономически господствующего класса или политической элиты, а человека и гражданина его прав и свобод. 2. Реальность осуществления прав и свобод человека и гражданина. Мало продекларировать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Государство если хочет называться правовым должна обеспечить реальные гарантии, т. е. условия и средства обеспечения таких прав. Если же государство, как это обычно бывает, (Например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».) только на бумаге, формально, а не реально закрепляет, но не предпринимает ни каких действий, или делает не достаточно для воплощение данного принципа, то оно не может считаться правовым. Правовое государство – это только то государство где деятельность любого органа, любого должностного лица положена на алтарь улучшения жизни людей, общества, а соответственно и государства в целом. Необходимо, чтобы граждане не только могли ознакомиться со своими правами, но в любой момент воспользоваться ими, а государство сделать все от него зависящее, что бы эта возможность стала реальностью. 3. Верховенство права. Изначально главным критерием правового государства являлось действие всех и в первую очередь государственных органов только в рамках закона. Так, древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» . Однако со временем стало ясно, что не всегда государство может быть названо правовым, даже в том случае если в нем власть действует на основе закона, например, Фашистская Германия, осуществляла свои геноцидные идеи на основе закона. Прежде всего, необходимо, чтобы законы были правовыми, то есть соответствовали требованиям естественного права и были направлены на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а не властных амбиций и интересов клики. Поэтому правовое государство это царство законности и правопорядка, основанных на неотъемлемых правах личности, принципах справедливости, равенства, свободы, ответственности, гуманизма и т. д. 4. Взаимная ответственность государства и гражданина. Основатель немецкой классической философии права Иммануил Кант отмечал, что «в правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину» . Естественно, что государство единственная организация которая обладает правом легального применения силы и в публичных правоотношениях естественно находится в состоянии субординации в отношении граждан. Однако в правовом государстве эта разница как бы стирается, а точнее минимизируется, так как, во-первых, граждане становятся экономически, политически, социально независимыми с высокой гражданской позицией, а соответственно применение силы является не правилом, а исключением. Во-вторых, обеспечивается реальная возможность гражданина предъявлять претензии государству за неисполнение и неправомерное осуществление действий его органами. 5. Действительный доступ граждан к управлению делами государства. В правовом государстве имеется возможность гражданам самостоятельно принимать участие в управлении делами государства. Это обеспечивается по средствам высоких избирательных гарантий позволяющих отражать мнение народа, а не фальсифицировать выборы правящими кругами и референдум или всеобщие выборы отражают именно волю народа, а не служат прикрытием произвола власти и средством подавления классовых противоречий. Во-вторых, представительные органы действительно являются представительными и всецело подчиняются своим избирателям, в случае же когда они перестают отстаивать интересы народа в правовом государстве разработаны механизмы роспуска и замены не оправдавших доверия выборных органов. В-третьих, все наиболее важные и значимые для общества вопросы в обязательном порядке выносятся на референдум. Ну и на конец в правовом государстве действуют институты гражданского общества постоянно влияющие на власть и контролирующие ее со всех сторон. 6. Высокая правовая культура. Само название – правовое государство, этимологически наталкивает на мысль о безупречном и неуклонном исполнении в нем, всеми и повсеместно, правовых норм. Однако неуклонное исполнение законов возможно только при добровольном принятии их обществом, при развитом чувстве уважения к праву, закону и правовой политике государства. Все это может быть достигнуто только при развитой правовой культуре общества. 7. Разделение властей. В правовом государстве обязательно действует принцип разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Причем так же важно, что бы данный принцип был не декларированным и формальным, а воплощенным в объективной действительности. Необходимо, что бы в государстве действовала эффективная система сдержек и противовесов не дающая одной власти преобладать над другой. Данный принцип обеспечивает гармоничное существование различных органов, не позволяет какому то одному из них узурпировать властные полномочия, что в и тоге приводит к результативному выполнению задач и функций государства. 8. Правовое государство – социальное государство. Основа всех отношений – экономика. Корень практически всех бед и несчастий, а также и наоборот, успех во всех начинаниях государства зависит от социального состояния общества. Поэтому политика правового государства должна быть направлена, прежде всего, на решение социальных задач народа. Невозможно достичь правового государства без реализации идеи социального государства, которое действительно, реально обеспечивает возможность достойного развития каждого члена общества.

Соотношение между  правовым государством и гражданским  обществом.

Анализ таких категорий  как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление  о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо другие проявления гражданского общества могут существовать в любом государстве, то образования правового государства без гражданского общества не возможно по следующим причинам: Во-первых, именно гражданское общество и представляет совокупность индивидов желающих и могущих руководствоваться идеями добра и справедливости, т. е. естественным правом. Именно они обладают высокой правовой культурой и строго следуют предписаниям правовых норм (если они совпадают с естественным правом). В этом случае вообще наблюдается идентичность идей о правовом государстве и гражданском обществе. Во-вторых, вообще невозможно ограничить государство правом, так как трудно себе представить власть, которая не контролировалась из вне, сама себя ограничивала своими же предписаниями. Этой силой из вне и выступает гражданское общество, которая ставит власть в свое русло и заставляет ее действовать не в угоду своих интересов, а интересах общества в целом. В-третьих, правовое государство создано удовлетворять потребности всего общества, быть социальным государством, стремиться привлекать граждан к управлению делами государства. Этого же и добивается гражданское общество, оно стремиться контролировать принимаемые политические решения и сделать общество социально независимым. В заключении можно резюмировать, что правовое государство и гражданское общество – это высоко идейные и архее важные категории теории государства и права, которые имеют большую теоретическую ценность. От степени реализации которых зависит процветание государства и общества.

 

 

  1. Что такое политическая культура и ее структурные компоненты?

Политическая культура является одним из важнейших элементов  политической системы, так как уровень  ее развития говорит о качестве самой  этой системы. Отражая политическую и юридическую осведомленность  граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое  влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи  государства и гражданского общества.

Для понимания социального  значения и роли политической культуры важно учитывать единство и взаимодействие политики и культуры: и та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Однако факт взаимосвязи политики и культуры не означает их тождества. Они различаются по сферам действия: смысл политики - в развитии и преобразовании власти, смысл культур — в развитии и преобразовании личности. Их единство и различия объединены понятием «политическая культура». Политическая культура неотъемлемая составная часть общенациональной культуры.

В трактовке политической культуры существует два основных направления. Одно ограничивает ее сферой психического, другие наряду с «образцами» политического  сознания включает в нее и «образцы»  политического поведения людей. Но проявления культуры в сфере политического  этим не исчерпываются. Если на индивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп, то на уровне общественном она должна быть дополнена еще одним элементом - культурой функционирования политической системы и образующих ее структур.

Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных  элемента: политический опыт, политическое сознание и политическое поведение.

Практическая направленность политической культуры на регуляцию  политических отношений требует  в ее структуре наличия средств  такой регуляции: 1-ми являются нормы, ставшие правилами поведения, которые  приняты в данной политической общности. Специфическим для политики видом  норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей  четкой ориентации их политического  поведения. Это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. Ими являются гербы государств, цвета национальных флагов, эмблемы политических партии, ордена и с учетом возможностей политической системы формируются такие компоненты политического сознания, как политические ориентации и установки граждан. К ним относятся установки:

• на политические институты  и структуры (например, государство  может восприниматься либо как орган  принуждения, доминирующий над обществом, либо как организующий и регулирующий институт);

• на законы и другие нормативные  акты (например, уважительное отношение  к закону или правовой нигилизм). Сюда входит также отношение к  конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к себе как участнику политического  процесса и т.д. В результате у  человека формируется ориентация на определенные образцы политического  поведения.

Политическое поведение, формы политического участия  обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем  политического развития общества в  целом, с другой включает:

• формы и степень участия  граждан в деятельности политических организаций, массовых движениях, митингах и пр. Формы политического поведения  могут быть различными: неучастия  в политической жизни, пассивного участия (голосование, подчинение закону), активного  участия;

• тип электорального поведения (например, поголовное участие в  голосовании в тоталитарных обществах);

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"