Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

Содержание работы

Что такое гражданское общество? Как соотносятся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»?............................................................. ...............................3
Что такое политическая культура и ее структурные компоненты?........................................................................................11
Как соотносятся понятия «власть» и «насилие»?...........................................................................................19
Какую роль играет оппозиция в политической системе общества?.............................................................................................29
Принято считать, что республиканская политическая система априори более демократичная, чем монархическая. Англия и ряд европейских стран являются конституционной монархией, в то время как гитлеровская Германия была республиканской. Чем определяется уровень демократической страны: политической системой или политическим режимом? Объяснить ответ………...........................................................................................35
Используемые ресурсы…………………………………………………39

Файлы: 1 файл

контр.политология.docx

— 67.41 Кб (Скачать файл)

• формы и средства взаимодействия граждан с государством и другими  политическими институтами.

В структуру политической культуры на уровне политической системы  входят:

1) методы принятия политических  решений (кем, в какой форме,  на основе закона или нет);

2) формы и методы регулирования  социально-политических конфликтов (например, использование силы);

3) тип электорального  процесса (выборов) и т.д.

Политическая культура оказывает  троякое воздействие на политические процессы и институты. Во-первых, под  ее воздействием воспроизводятся традиционные формы политической жизни и происходит это даже при условии изменения политического режима. Во-вторых, политическая культура порождает новые для общества формы политической жизни. В-третьих, она может комбинировать традиционные и новые формы политической жизни.

Роль и значение политической культуры в политической системе  общества характеризуют также ее функции: познавательная - формирование у граждан необходимых знаний, взглядов, убеждений; интеграции - обеспечение  возможности сосуществования различных  групп на базе общепринятых ценностей  в рамках определенной политической системы и политического строя; коммуникации - обеспечение связи, взаимодействия всех участников политического процесса на основе использования общепринятых терминов, символов й других средств  информации и языка общения; социализации — обретение человеком навыков  и свойств, позволяющих ему реализовывать  свои гражданские права и политические интересы; регулятивная - формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, целей, мотивов, норм поведения.

Типы политических культур. Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных и разнообразных факторов (в т.ч. исторических, географических, экономических), что, очевидно, и предопределяет многообразие типов политической культуры. Понятие «тип политической культуры» используется для отражения специфики политической культуры определенной исторической общности и фиксирует наиболее общие черты политического сознания и поведения людей, живущих в определенный момент истории и в одной исторической среде.

В основании типологии  политических культур могут лежать различные критерии. В современной  политологии особую известность  получила классификация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Авторы сосредоточили внимание на ценностях, образцах поведения и способах организации власти. Они выделили три основных типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие в обществе, где он господствует, интереса граждан к политической жизни; отличающийся сильной ориентацией на политическую систему, но невысоким уровнем активности граждан; активистский с заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней. На практике эти типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, а образуют, взаимодействуя между собой, смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является, по мнению авторов, комбинация культур - гражданская или культура «гражданственности», в которой преобладают черты культуры подданнического типа.

В качестве еще одного критерия для типологии политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Здесь можно говорить о рыночной и бюрократической политических культурах.

Рыночная политическая культура понимает политику как разновидность  бизнеса, политика как «товар», политические решения - результат «торговой сделки». Высшей целью являются частные интересы, а государство и другие политические структуры рассматриваются как средство реализации интересов.

Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и регулировании политического участия граждан.

Существуют и более  общие критерии типологии, заданные, в частности, цивилизованными особенностями  Запада и Востока, ценности и традиции которых являются фундаментом практически  всех существующих в мире политических культур.

Что представляет собою политическая культура России?

В России сложилась политическая культура, особенности которой обусловлены  геополитическим положением, чертами  национальной психологии, историческими  традициями и др. факторами. Государство  в общественной жизни занимает доминирующее положение по отношению к обществу и индивиду, государственные интересы превалируют над целями и интересами личности. Жители страны веками ориентировались  на нормы общинного коллективизма, человек ощущал безусловную подчиненность  своего «Я» групповым и коллективным интересам. В XX в. на характер политической культуры сильное влияние оказали  уничтожение тоталитарным режимом  целых социальных слоев и народностей, отказ от рыночных регуляторов экономики, что нарушило историческую преемственность  поколений, межкультурные связи  России с мировым сообществом, сделало  невозможным развитие плюралистических ценностей.

В результате политическая культура современной России представляет собой культуру весьма противоречивую, внутренне расколотую, с безоговорочным преобладанием норм и ценностей  патриархального, традиционалистского  типа. Большинство граждан демонстрирует  стремление к поиску харизматического лидера, способного вывести страну из кризиса, правовой нигилизм. Стиль поведения большинства населения отличается склонностью к несанкционированным формам протеста, силовым методам разрешения конфликтных ситуаций. Скрытая и явная борьба разнонаправленных политических тенденций (демократия - авторитаризм, централизация - регионализация), столкновение различных субкультур (коммунистической, радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых пользуются столь разным политическим языком и аргументацией, что не понимают друг друга, затрудняют компромисс, не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Преобладание таких норм и ценностей препятствует утверждению  в обществе демократических форм организации власти, в ряде случаев  способствует активизации движений националистического и фашистского  толка, а в целом поддерживает и воспроизводит в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности.

Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского  общества является преобразование политической культуры на основе демократических  ценностей. Политика властей должна быть направлена на утверждение правовых, цивилизованных отношений между  гражданами и государством, реальное изменение гражданского статуса  личности, создание механизмов, с помощью  которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих  интересов.

Политическая социализация. Политическая культура не передается путем прямого обучения. В каждой стране существуют свои специфические  каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к  политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему  образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события.

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это усвоение новыми поколениями существующей политической культуры, а с другой - ее изменение, трансформация за счет избирательного освоения личностью этих традиций, норм и закрепления их в формах политического поведения. Процесс  этот непрерывен и идет на протяжении всей жизни человека. Естественно, что  под влиянием различных социальных и политических обстоятельств человек  может воспринимать одни ориентиры  и навыки и поступаться другими, т.е. политическая социализация является процессом одновременного обретения  и утрачивания человеком политических свойств. В силу этого уровень  политической социализации не может  оставаться неизменным.

В зависимости от возраста, политического опыта и выполняемых  в политике ролей, а также деятельности агентов социализации выделяются первичный  и вторичный этапы политической социализации.

Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) - первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает  в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. Особенность  этого этапа в том, что человек  еще не понимает сущности и значения политического мира. Поэтому естественность и постепенность включения в  него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом  учителя, примером деятельности старших.

Вторичная политическая социализация выступает тогда, когда человек  усвоил формы и способы переработки  политической информации, осуществления  ролей в сфере власти и способен к индивидуальному и самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций независимо от группового давления.

Различия в механизме  передачи норм и традиций в тех  или иных политических системах позволяет  выделить следующих типы политической социализации:

• гармонический, отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;

• гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

• плюралистический, который  свидетельствующий о признании  человеком равноправия с другими  гражданами, их прав и свобод, о его  способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым  ориентациям;

• конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость  свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих  нормы и ценности господствующей политической культуры (т.е. типы вертикальной социализации).

 

 

  1. Как соотносятся понятия «власть» и «насилие»?

Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений  между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность  определённой социальной группы или  класса осуществлять свою волю, оказывать  воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В  отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие  группы людей, использует в этих целях  специально созданный аппарат и  специфические средства. Наиболее сильным  элементом политической власти является государство и система государственных  органов, реализующих государственную  власть.

Источники власти

М. Вебер источниками власти считал:

Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и  традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая  власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия  нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве  базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение  в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно  усложняющемся мире способность  человека подчинить себе других людей  всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном  мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими  данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу  и другим нравственным ценностям, более  эффективна в тех случаях, когда  её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее  управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические  структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях  и общественных организациях.

В последнее время в  источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно  характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Насилие — применение физической силы или других средств, дающих физическое превосходство (например, оружия), с  целью причинения боли, нанесения  травм, повреждений или смерти.

Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций и  является заботой правоохранительных органов, которые пытаются остановить его. Слово насилие охватывает широкий  спектр. Его значение может варьироваться  от споров между двумя людьми до войны и геноцида, в результате которых могут умирать миллионы людей. В моральных теориях (в  Принципе неагрессии (англ.), Дискурсионной этике (англ.)) причиной насилия считается агрессия.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"