Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Гражданское право является одной из основных отраслей всей российской системы права и имеет глубокие исторические корни. Термин «гражданское право» использовался еще римскими юристами, а римское право в течение нескольких веков оставалось одной из фундаментальных аксиом в юриспруденции и оказало сильнейшее влияние на право многих стран континентальной Европы, в том числе и на российское гражданское право. В основе российского гражданского права лежат основные концепции, выработанные континентальной системой права.

Содержание работы

Введение
Право как наука и учебная дисциплина
Пределы и принципы осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
Исковая давность: понятие, значение, способы исчисления.
Задачи
Список литературы

Файлы: 7 файлов

вариант 8.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 12 Конституции РФ, власть в стране организационно разделена  на два уровня —систему государственной  власти и систему местного самоуправления: «Органы местного самоуправления не входят в систему государственной  власти». Основное назначение этой конституционной  нормы — преодоление последствий  имевшего место до недавнего времени  огосударствления общества, когда местные  органы, по сути, были государственными структурами и брали на себя многие функции государства. Вместе с тем  местное самоуправление не может  противостоять государственной  власти, поскольку оно обязано  действовать в рамках федеральных  законов, указов Президента, постановлений  Правительства, актов субъектов  РФ.

Местное самоуправление рассматривается  Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст. 12, в  «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Особого внимания заслуживает ч. 2 ст. 3 Конституции – «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Именно эта норма и позволяет  утверждать, что местное самоуправление является одной из конституционных  форм осуществления народовластия. Характеристика органов местного самоуправления как части механизма народовластия  определяет их природу, способы формирования, объем полномочий и ответственность перед населением.

Публично-правовым образованиям посвящено  значительное число работ и публикаций. В первую очередь они рассматриваются  с позиций конституционного и  административного права. В то же время они являются одновременно и субъектами гражданских правоотношений.

Осуществление властью ее многочисленных функций проводит к необходимости  участвовать в различных правоотношениях, в том числе и гражданско-правовых. Анализ литературы показывает, что  законодатели разных времен и цивилизаций  осознавали неестественность положения, когда бы соответствующий субъект  не мог приобрести имущество (т.е. заключить  сделку), не вправе был бы распоряжаться  им с достаточными правовыми основаниями. Всякая власть, если даже она охватывает незначительную территорию, должна опираться  на экономические возможности решения  стоящих перед ней задач.

Формирования, в том числе и  относящиеся к государственному устройству, традиционно рассматривались  в отечественной цивилистической  доктрине как субъекты гражданских правоотношений. Специально указывал на них как субъектов имущественных отношений Свод Законов Российской Империи (ст. 698, ч. 1, т. Х). При этом такого рода субъекты признавались юридическими лицами; в целом же юридические лица разделялись на частные и публичные, с выделением в числе последних государственных и общественных30. Более развернутую классификацию публичных юридических лиц дает К. Кавелин, отмечая, что их правоспособность не одинакова – «одни – большая их часть – имеет право владеть всякого рода недвижимостями, исключая населенных, другая только домами»31. Проект российского Гражданского уложения принял термин «юридические лица» и распространил его на публично-правовые образования: «Юридическими лицами признаются: казна и другие государственные и общественные установления, имеющие отдельное имущество; частные товарищества, общества и установления» (ст. 13). По одному из дел (1909 г.) Правительствующий сенат высказался так: «…по самой своей природе каждое государство представляется не только политическим организмом, но и юридическим лицом»32.

Г.Ф. Шершеневич также выделял публичные (казна как хозяйствующая часть  государства, дворянские, городские  и прочие аналогичные сообщества, казенные заведения) и частные юридические  лица33.

Таким образом, публично-правовые образования  изначально признавались способными к  участию в гражданско-правовых отношениях, но их статус не был твердо определен  и до начала ХХ века они рассматривались  обычно как особый вид юридических  лиц.

 

В большинстве гражданских правоотношений между публично-правовыми образованиями  и иными субъектами гражданского права чего-либо специфического не находится. Что же касается специфики, то она в основном сводится к запретам, ограничениям и возложению дополнительных обязанностей. Запрет есть установление новой границы, предела по сравнению с общей мерой, что приводит к сужению правовых возможностей; запрет есть обязанность воздержания от действий34.

Применительно к гражданскому обороту обычно говорят  о запрете публичным образованиям непосредственно участвовать в  ряде гражданских правоотношений. Возникает  вопрос: Каких? Публично-правовые образования  могут создавать как собственные  организации, так и участвовать  в прочих организациях капиталом. Это  означает не только участие в отношениях собственности, но и участие в обороте, т.к. передача денежных средств и иного имущества с утратой собственности и приобретением эквивалента данного имущества есть ясный признак гражданского оборота.35

В качестве примера запрета на оборот капитала можно признать норму п. 4 ст. 66 ГК РФ, ст. 10 ФЗ «Об акционерных  обществах» и др., не позволяющие  государственным органам и органам  местного самоуправления выступать  в качестве учредителей хозяйственных  обществ, если иное не предусмотрено  законом. Запрещается также совмещение функций федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления, обладающих полномочиями, осуществление которых  имеет либо может иметь своим  результатом ограничение конкуренции  с функциями хозяйствующих субъектов.36

В числе препятствий (запретов) для  участия в гражданском обороте  может быть и общая цель деятельности властных формирований - «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» (ст. 2 Конституции  РФ).

Понятие «ограничение» в общей теории права обычно толкуется как «сдерживание», «сужение возможностей»37, что позволяет отличать ограничение и запрет: первое не исключает совершения определенных действий и лишь сдерживает обычный порядок деятельности. Это может быть связано с получением предварительных согласований, разрешений, приобретением лицензий и т.п. Так, п. 4 ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах»38 предусмотрено, что акционерные общества, учредителями которых в случаях, установленных федеральными законами, выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Имеются ограничения и по направлениям деятельности. Как следует из ст. 11 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»,39 субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законодательство  о ценных бумагах также содержит значительные ограничения. Российская Федерация, ее субъекты, городские, сельские поселения и другие муниципальные  образования имеют право обязываться  по переводному и простому векселю  лишь в случаях, специально предусмотренных  федеральным законом.40.

Участие в обеспечительных отношениях (при  выдаче гарантий и т.п.) публично-правовым образованиям не запрещено, но ограничено. Это подтверждается п. 6 ст. 126 ГК РФ, предусматривающий, что правила  п.п. 2-5 данной статьи не распространяются на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъектов РФ, муниципального образования  или юридического лица либо указанные  субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Законодательное ограничение предусмотрено ст. 111 Бюджетного кодекса РФ: на уровне соответствующего закона (решения органа местного самоуправления) требуется установление параметров привлечения средств по покрытию дефицита бюджета, предельного размера государственного (муниципального) долга, расходов на обслуживание соответствующего долга в текущем финансовом году; при этом предельный объем расходов на обслуживание любого долга не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Говоря  об обязанностях публично-правовых образований, можно отметить следующие.

Обязанностью  муниципального образования является заключение договоров социального  найма жилья41, ряда других договоров (социального займа, организации перевозок пассажиров, уборки территории и пр.), связанных с возложенной на них задачей социального обеспечения, организации транспортной, инженерной и иной инфраструктуры42.

Публично-правовые образования участвуют и в  отношениях обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О медицинском страховании  граждан»43 платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы государственного управления субъекта РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании. При наличии последнего обстоятельства возникает обязанность перечисления соответствующих средств в фонды обязательного медицинского страхования, что подтверждается и судебной практикой.44 Субъектом данных отношений следует признавать именно публично-правовое образование, а не администрацию, лишь исполняющую бюджет. Подчеркнем, что вступление в данные правоотношения составляет обязанность, а не право данного образования.

Участие публично-правовых образований в  гражданском обороте обременено также обязанностью облекать это  участие в специальные формы. Так, в соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ: «Государственный и муниципальный  контракты размешаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления». С точки зрения гражданского права  перед нами императивное требование к определенной форме и процедуре  заключения договоров при размещении государственных или муниципальных  заказов, неисполнение которого позволяет  говорить о признании такой сделки недействительной.

 

Задача  №1

14-летний  Алексей Синицын поступил на  работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел отец Синицына и рассказал, что Алексей неразумно расходует свой заработок: приобретает очень дорогие вещи, посещает рестораны и т. п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье помимо Алексея есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям.  
Правильно ли поступил директор? 

Ответ:

Директор  поступил неправомерно.

Согласно  ч. 1 п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.

Родители  могут ограничить право распоряжаться  собственными средствами только по решению  суда.п. 4 ст. 26 ГК РФ - при наличии  достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки  и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться  своими заработком, стипендией или  иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме

Задача 2.

 Известный  предприниматель и меценат Арканов  решил основать музей для пропаганды  современного прикладного искусства  России и помощи молодым художникам  в организации их выставок.

В разговоре  с юристом Арканов заявил, что  готов финансировать создание музея, а в дальнейшем, если музей не будет окупать себя, готов периодически перечислять музею определенные денежные суммы, указанные в учредительных документах. Кроме того, Арканов настаивал на том, чтобы учредителем музея выступала вся его семья, против чего она не возражает, а сам музей носил его имя. Поскольку музей задумывается как некоммерческая организация, его учредительные документы должны полностью исключать ответственность Арканова или его семьи по долгам музея.

Юрист объяснил Арканову, что ни один из предусмотренных  законодательством видов юридических лиц не соответствует полностью требованиям Арканова. Поэтому в данном случае придется создавать новую организационно-правовую форму, соединяющую в себе черты фонда, учреждения и общественной организации.

Согласны ли Вы с доводами юриста? В чем заключаются различия между  фондом, учреждением и общественной организацией? Помогите выбрать правовую форму некоммерческой организации, максимально соответствующую запросам мецената.

Ответ: 

Фонды.

Некоммерческая  организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность  учредителями.

Образовав фонд и передав ему в собственность  определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в  отношении него. После этого фонд начинает «жить» своей собственной  жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему  в уставе, и положениями законодательства. Высшим органом фонда является его  попечительский совет, действующий  на общественных началах. Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в  отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга. Имея в виду особую важность имущества для достижения уставных целей фонда, закон предусматривает дополнительное основание его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна.     

Учреждения.     

Организация, созданная собственником для  осуществления функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично.     

Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной  для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для  материально-технического обеспечения  их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная связь учреждения и его учредителя. Учредительным  документом является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества  и характер деятельности учреждения.

Вариант 6.docx

— 41.52 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вариант 10.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вариант 9.doc

— 153.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вариант 7.doc

— 198.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вариант 5.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вариант 3.docx

— 36.23 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"