Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

По сравнению с ранее действовавшим законодательством порядок оформления патентных прав претерпел ряд существенных изменений. Самым важным из них является переход от проверочной системы экспертизы заявок на изобретения к системе отсроченной экспертизы. В отношении новых для российского патентного законодательства объектов охраны, каковыми являются полезные модели, введен явочный порядок истребования охранных документов, который ранее в российской патентной практике вообще не применялся. Правила подачи и прохождения заявки значительно сблизились с процедурой оформления патентных прав, применяемой в европейских странах. Так, существенно сокращен состав документов заявки, расширены права заявителей на уточнение материалов заявки, обжалование решений, принимаемых по заявке, и т.д. В целом порядок оформления патентных прав стал более демократичным, увеличилась информационная ценность заявки, повысилась ответственность заявителей за правильность ее составления.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Гражданскому праву.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

                                  К О Н Т Р О Л Ь Н А Я       Р А Б О Т А

 

                                  По предмету: Гражданское право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Чернов Семен  Филиппович

Студент  4  курса

         7       семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2012

Вариант 3.

 

Задание 1.

Как происходит оформление патентных прав, охарактеризуйте  основные этапы.

 

Одним из важных принципов, на которых основана патентная система, является то, что обязательным условием предоставления правовой охраны той или другой разработке является официальное признание ее, объектом патентного права. Само признание может осуществляться разными путями, быть относительно сложным или, напротив, сведенным к предельно упрощенной формальной процедуре, которая, однако, обязательна. Если изобретение, полезная модель или промышленный образец отвечают всем критериям охраноспособности, но официально данный факт не подтвержден, они патентным правом не охраняются. В этом состоит одно из важных различий, существующих между патентным и авторским правом. В отличие от авторского права, которое охраняет произведения науки, литературы и искусства с момента придания им объективной формы, допускающей возможность их восприятия другими лицами, патентное право охраняет соответствующие технические и художественно-конструкторские разработки только после официального признания их изобретениями, полезными моделями или промышленными образцами, что предполагает выполнение ряда формальностей. Указанные формальности обычно сводятся к составлению особой заявки на выдачу патента или иного охранного документа на разработку, рассмотрению данной заявки патентным ведомством и вынесению решения о выдаче патента. Подобный порядок действует и в России.

 

Основные принципиальные моменты оформления патентных прав на объекты промышленной собственности закреплены Патентным законом РФ. Более детальное регулирование этих вопросов осуществляется подзаконными актами, в частности Правилами составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу патентов на соответствующие объекты промышленной собственности, утвержденными Патентным ведомством РФ.

 

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  порядок оформления патентных прав претерпел ряд существенных изменений. Самым важным из них является переход от проверочной системы экспертизы заявок на изобретения к системе отсроченной экспертизы. В отношении новых для российского патентного законодательства объектов охраны, каковыми являются полезные модели, введен явочный порядок истребования охранных документов, который ранее в российской патентной практике вообще не применялся. Правила подачи и прохождения заявки значительно сблизились с процедурой оформления патентных прав, применяемой в европейских странах. Так, существенно сокращен состав документов заявки, расширены права заявителей на уточнение материалов заявки, обжалование решений, принимаемых по заявке, и т.д. В целом порядок оформления патентных прав стал более демократичным, увеличилась информационная ценность заявки, повысилась ответственность заявителей за правильность ее составления.

 

Деятельность Патентного ведомства, связанная с принятием  и рассмотрением заявок на объекты  промышленной собственности, а также  выдачей патентов, требует немалых  материальных затрат. С целью их частичного покрытия и для того чтобы стимулировать заявителей и патентообладателей к совершению лишь целесообразных юридических действий, государство устанавливает особые пошлины за патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основание для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин в соответствии со ст. 33 Патентного закона РФ устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (далее -- Положение о пошлинах за патентование), утвержденное Советом Министров РФ 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1. Виды и размеры конкретных патентных пошлин будут указаны в ходе дальнейшего рассмотрения вопроса об оформлении патентных прав, а также при анализе патентной формы охраны промышленных прав. Здесь лишь отметим некоторые моменты, имеющие общее значение.

 

Прежде всего, укажем, что размеры патентных пошлин, действующие в настоящее время, несмотря на их повышение в 1996 г., не столь уже велики, как об этом иногда пишут в литературе. Если сравнить их с патентными пошлинами, предусматривавшимися законодательством 60-80-х годов, то они применительно к среднему месячному заработку стали даже ниже. При этом размер пошлин, взимаемых с российских и иностранных заявителей, не совпадает. Физические лица, проживающие за пределами России, или иностранные юридические лица, кроме тех, которые проживают или находятся в стране, участвующей в международном соглашении с РФ о взаимных расчетах в рублях, уплачивают патентные пошлины в иностранной валюте. Размеры этих пошлин, приведенные в Приложении к Положению о пошлинах за патентование, соответствуют среднему размеру пошлин, взимаемых за совершение аналогичных юридических действий патентными ведомствами большинства зарубежных стран. Например, за подачу заявки на одно изобретение взимается 200 долларов США, за проведение экспертизы по существу -- 300 долларов США и т.д.

 

Что касается порядка  уплаты патентных пошлин, то он в целом сводится к следующему. Как правило, соответствующая пошлина уплачивается до совершения конкретного юридического действия, что подтверждается приложением к представляемым материалам документа, свидетельствующего об уплате пошлины. В ряде случаев указанный документ может быть представлен в течение дополнительного, как правило, двухмесячного, срока. В последнем случае размер пошлины увеличивается на 20--50%. Пошлины уплачиваются в установленном порядке путем перевода соответствующих сумм на расчетный счет организации Роспатента, осуществляющей конкретную функцию Патентного ведомства. Документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, имеющего штамп банка об оплате, или квитанция банка об уплате пошлины наличными средствами либо перечислением с лицевого счета. Платежный документ действителен для представления в течение трех месяцев с даты перевода пошлины на расчетный счет уполномоченной организации. Указанный документ должен содержать регистрационный номер заявки или патента (свидетельства), если он представляется после поступления заявки в соответствующую организацию, и наименование действия, за которое уплачена пошлина. Документ, в котором отсутствуют указанные сведения, считается недействительным.

 

Внесение по инициативе заявителя исправлений и уточнений  в материалы заявки, изменение  формулы изобретения, подача возражений и иные юридические действия, связанные  с прохождением заявки, могут совершаться  заявителями лишь в пределах определенных Патентным законом РФ конкретных сроков, носящих пресекательный характер. Вместе с тем -- и это новое положение российского патентного законодательства -- указанные сроки, кроме трехгодичного срока для подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и шестимесячного срока, установленного для обжалования решений Апелляционной палаты Патентного ведомства в Высшую патентную палату, могут быть восстановлены Патентным ведомством. Условиями их восстановления являются: а) подтверждение заявителем уважительности пропуска установленного срока; б) подача ходатайства об этом не позднее 12 месяцев со дня истечения пропущенного срока; в) уплата специальной пошлины. В соответствии с Положением о пошлинах за патентование за восстановление пропущенных сроков взимается пошлина в размере 0,8 МРОТ, если ходатайство подано в течение шести месяцев с даты окончания установленного срока, и 3,2 МРОТ, если ходатайство подано по истечении шести месяцев, но не позднее двенадцати месяцев с даты окончания установленного срока.

 

Возврат уплаченных пошлин, как правило, не производится, за исключением  случаев, когда их уплата была произведена  в размере, превышающем установленный  Положением о пошлинах за патентование, или когда действие, за которое  была уплачена пошлина, не совершалось. В этих случаях по ходатайству заявителя или третьего лица излишне уплаченная пошлина в установленном порядке возвращается либо засчитывается в счет уплаты других пошлин, предусмотренных Положением о пошлинах за патентование1.

 

Льготы по уплате патентных пошлин предоставляются лишь некоторым гражданам РФ, которые являются единственными авторами изобретений или промышленных образцов и испрашивают патент на свое имя либо являются единственными обладателями патента на изобретение или промышленный образец. Так, согласно п. 3 Положения о пошлинах за патентование, от уплаты пошлин за подачу заявки, за внесение в нее изменений и уточнений, за проведение экспертизы по существу, за преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение и наоборот, а также за поддержание патента в силе с третьего по пятый год его действия полностью освобождены участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица. Инвалиды и учащиеся (воспитанники) государственных, муниципальных или иных образовательных учреждений, реализующих образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской), уплачивают указанные пошлины в размере 20% установленного размера каждой пошлины. Указанные льготы предоставляются по ходатайству заявителя (патентообладателя) с представлением копии документа, дающего право на льготу. Действие льгот прекращается при заключении лицензионного договора или договора об уступке патента. Регистрация указанных договоров производится лишь после представления патентообладателем документа, подтверждающего уплату соответствующих пошлин в полном объеме.

 

Еще более жестко решен  в Положении о пошлинах за патентование вопрос об отсрочке от уплаты патентных  пошлин. Она допускается лишь в  двух случаях -- по пошлине за проведение экспертизы заявки на изобретение по существу и по пошлине за поддержание патента в силе с третьего по пятый год действия этого патента. При этом указанная отсрочка предоставляется по ходатайству заявителя (патентообладателя) путем снижения размера подлежащей уплате пошлины на 75% ее установленного размера. Доплата пошлины до установленного размера должна быть произведена до истечения пятого года действия патента. Если патент не будет выдан или его действие будет прекращено досрочно в течение указанных пяти лет, заявитель (патентообладатель) освобождается от доплаты.

 

Хотя Патентный закон  РФ в отличие от Закона СССР "Об изобретениях в СССР" и не содержит права заявителя лично или  через представителя участвовать  в рассмотрении вопросов, связанных  с заявкой, такая возможность предусматривается Правилами составления, подачи и рассмотрения заявок на соответствующие объекты промышленной собственности. Привлечение заявителя производится по предложению ФИПСа или по просьбе самого заявителя после того, как обе стороны ознакомлены с соответствующими вопросами. Если ФИПС или заявитель считают совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным, предложение ФИПСа или просьба заявителя могут быть отклонены с приведением соответствующих доводов.

 

Рассмотрение заявки с участием заявителя осуществляется путем переговоров или на экспертном совещании. Переговоры проводятся в случае, если вопросы могут быть разрешены непосредственно экспертом и заявителем; экспертное совещание -- если для разрешения вопросов требуется участие со стороны экспертизы ряда специалистов.

 

Завершая анализ общих  положений, отметим, что к оформлению патентных прав нельзя подходить  как к простой технической  процедуре, которая сводится к составлению  необходимых документов и уплате патентных пошлин. Как справедливо отмечается в литературе, неумелое ведение дел по патентованию часто может принести больше вреда, нежели пользы, а полученный патент может не столько защитить изобретение, сколько раскрыть его. Поэтому на первом месте при патентовании должны стоять выбор нужного момента для подачи заявки, грамотное составление описания, которое не раскрывает конкурентам особенности новшества, являющиеся ноу-хау, но отвечает всем требованиям охраны, составление формулы изобретения, которая позволяет достаточно легко выявить и преследовать нарушителей патента.

 

Оформление патентных  прав на каждый из рассматриваемых  объектов промышленной собственности  имеет свои особенности, обусловленные  спецификой этих объектов. Эти особенности, однако, большей частью не носят принципиального характера и не препятствуют тому, чтобы рассмотреть порядок оформления патентных прав в качестве некой обобщенной процедуры. Сама же эта процедура может быть условно разбита на три достаточно самостоятельные стадии, которые связаны с: а) составлением и подачей заявок, б) рассмотрением заявок в Патентном ведомстве; в) выдачей патента.

 

Как уже отмечалось, в  Российской Федерации действующие  Правила утверждены Патентным ведомством РФ применительно ко всем трем объектам патентной охраны 17 апреля 1998 г. (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 1998. № 26. С. 3-61., №27. С. 3-40, 41-80) После принятия Патентного закона РФ это уже третьи по счету Правила, которые мало чем отличаются от предыдущих.

 

1Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №b 34. Ст. 3182; СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2088; 1996. № 34. Ст. 4123; 1997. № 16. Ст. 1902; № 34. Ст. 3993; 1998. № 14. Ст. 1601. С принятием данного постановления утратило силу постановление Правительства РФ от 26 ноября 1992 г. № 911 "О временном порядке взимания патентных пошлин и признании действительной регистрации патентных поверенных" (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 22. Ст. 1887), в соответствии с которым патентные пошлины на территории РФ взимались в размерах, установленных постановлением Совета Министров СССР от 13 сентября 1982 г. № 852 "О пошлинах за патентование изобретений и промышленных образцов и за регистрацию товарных знаков" (СП СССР 1982. № 26. Ст. 132).

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"