МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный
университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
конституционного и международного права
Контрольная
работа по
Конституционному
праву РФ
Вариант
№ 2
Выполнила студентка
2 курса 321-з группы
заочного отделения ЮФ
Шабанова
Ксения
Барнаул
2014
Уполномоченный по
правам человека РФ: конституционно-правовые
основы деятельности, полномочия, роль.
Права человека – широкая философская,
нравственная, идеологическая, политическая
и юридическая категория. Изначально она
воспевалась в трудах античных мыслителей
и священных книгах, затем в эпоху Возрождения
– идеологами Великой буржуазной революции.
Впервые права человека закрепили на самом
высоком – конституционном уровне в Конституциях
США и Франции 1787 и 1791 гг. Международный
акт, касавшийся всеобщих прав и свобод
был принят лишь после Второй мировой
войны в 1948 г. – Всеобщая декларация прав
человека ООН.
В современном мире повсеместно
закрепляются на самом высоком уровне
гарантии прав и свобод. В первую очередь,
это их государственная защита, в России
гарантированная ст.45 Конституции(1). Правозащитные функции государства
осуществляют суд, полиция, органы юстиции,
прокуратура. Дополнительной надежной
гарантией здесь является деятельность
омбудсмена, который призван защищать
граждан от неправомерных действий
и решений органов государственной власти
и их должностных лиц, а в некоторых случаях,
и от действий определенных частных структур,
выполняющих функции публичного характера
– так называемых, юридических лиц публичного
права. Возникнув в 1809 году в Швеции, сейчас
должность национального омбудсмена учреждена
уже более чем в 140 странах мира.
Слово «омбудсмен» (швед.) можно перевести
на русский язык как «представитель»,
«поверенный», «делегат»(2). В российском варианте стало
использоваться слово «Уполномоченный»,
хотя более точным переводом с английского
«commissioner» – «комиссар».
В нашей стране институт омбудсмена,
в широком смысле, представляет Уполномоченный
по правам человека в РФ, уполномоченные
по правам человека в субъектах федерации,
а также действующий с 2009 года институт
Уполномоченного по правам ребенка при
Президенте РФ. В 2012 году к исполнению
полномочий приступил Уполномоченный
по правам предпринимателей. Также в 2012
году Министерством Финансов РФ подготовлен
законопроект «Об Уполномоченном по правам
потребителей финансовых услуг (финансовый
омбудсмен)». Офис Финансового омбудсмена
начал свою работу с 1 октября 2010 г.
В России действует единственный специализированный
омбудсмен по правам национальных меньшинств
на региональном уровне, несмотря на то,
что коренные малочисленные народы Сибири,
Севера и Дальнего Востока проживают на
территории 28 субъектов федерации3. Хотя на территории Российской
Федерации проживают представители 41
народа, отнесенные к категории – коренные
малочисленные народы Севера, Сибири и
Дальнего Востока. Эта категория граждан
составляет около 300 тысяч человек.
Энциклопедический словарь «Конституция
Российской Федерации» определяет омбудсмена
так: «Независимое публичное должностное
лицо, призванное осуществлять контроль
за соблюдением законных прав и интересов
граждан в деятельности органов исполнительной
власти и должностных лиц»(4). В Юридической энциклопедии
отражен другой подход: «Специальное должностное
лицо парламента, наблюдающее за законностью
действий государственных органов и соблюдением
прав и свобод граждан»(5). Авторитетный исследователь
проблематики статуса омбудсмена Сунгуров
А.Ю. дает точное определение, но применительно
оно лишь к классической модели: «Омбудсмен
понимается как достойное доверия
независимое лицо, уполномоченное парламентом
на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее
опосредованный парламентский контроль
в форме обширного надзора за всеми государственными
должностями, но без права изменения принятых
ими решений(6)». В мире существуют следующие
названия данной должности: Посредник
(Франция), Комиссар (уполномоченный) по
делам администрации (Великобритания,
Кипр), Адвокат народа (Албания, Румыния,
Молдова), Государственный (национальный)
правозащитник (Словения, Чехия, Македония),
Канцлер юстиции (Эстония), Уполномоченный
по правам человека (Россия, Украина, Казахстан,
Исландия, Индонезия, Таиланд, Южная Корея). Конституционно-правовой
статус омбудсменов в различных странах
неодинаков.
В обеспечении
гарантий прав и свобод человека и гражданина
важную и своеобразную роль призван играть
Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации.
Что любопытно, первоначально
в России, институт омбудсмена появился
на уровне субъекта Федерации и еще до
принятия федерального закона – в Башкирии
уже в 1996 году был принят закон о региональном
омбудсмене. В настоящее время такая должность
учреждена в 70 регионах России.
Впервые
закрепление на государственном уровне
в России институт Омбудсмена получил
22 ноября 1991 года, когда Верховным Советом
РСФСР по инициативе Б.Н.Ельцина была принята
«Декларация прав и свобод человека и
гражданина». Статья 40 документа гласила:
«Парламентский контроль за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина возлагается
на Парламентского уполномоченного по
правам человека, который назначается
Верховным Советом РСФСР сроком на пять
лет»(7). Полномочия Парламентского
уполномоченного должны были быть детализированы
впоследствии в законе, который в силу
обострившегося политического противостояния
между Президентом Б.Н.Ельциным и Верховным
Советом так и не был принят.
В Конституции РФ, принятой
на референдуме 12 декабря 1993 года, главному
правозащитнику страны отведено единственное
упоминание – пункт в одной из статей
главы о парламенте. Эта фиксация позволяет
говорить о данной должности, как о конституционной.
В Конституции сказано: «К ведению Государственной
Думы относится назначение на должность
и освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека, действующего в соответствии
с федеральным конституционным законом»(8). Однако, Уполномоченный появился
до принятия конституционного закона.
ФКЗ «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» был
принят уже вторым созывом Государственной
Думы 25 декабря 1996 г., одобрен Советом Федерации
12 февраля, 26 февраля прошел промульгацию
и вступил в силу 4 марта 1997.
В итоге, первым «законным»
российским Омбудсменом стал член КПРФ
Миронов Олег Орестович. 13 февраля 2004 его
сменил на посту заместитель председателя
политической партии «Яблоко», экс-посол
России в США - В.П.Лукин, кандидатура которого
была предложена В.В.Путиным. 18 февраля
2009 года Постановлением Государственной
Думы Лукин был переназначен на второй
пятилетний срок.
О.Мироновым и В.Лукиным проделана
огромная работа, плодами которой стало
международное признание столь нового
для России института. За 20 лет институт
стал узнаваем в гражданском обществе,
стал неотъемлемым элементом государственного
аппарата новой России в сфере защиты
прав человека – высшей ценности, как
сказано в ст.2 Конституции.
Конституционно-правовой
статус омбудсмена
Конституционно-правовой статус
омбудсмена – широкая категория, которая
определяется совокупностью прав, обязанностей,
полномочий и ответственности, вытекающих
из правовой основы деятельности государственного
правозащитника. В РФ эту основу составляют
Конституция и ФКЗ «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации».
В федеральном конституционном
законе «Об уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации» (далее - ФКЗ) сказано:
«Уполномоченный и его аппарат являются
государственным органом»(9). К тому же, Уполномоченный
по правам человека – государственная
должность РФ, о чем говорится в Указе
Президента РФ №32 от 11 января 1995 года,
что делает Уполномоченного весьма независимым,
поскольку он не является государственным
служащим (лицом, замещающим должность
государственной службы), а следовательно,
на него не распространяются нормы федерального
закона «О государственной гражданской
службе». Также Уполномоченные по правам
человека в субъектах Федерации во
всех случаях являются лицами, замещающими
государственную должность, например:
«Должность Уполномоченного
по правам человека в Алтайском крае (далее
- Уполномоченный в соответствующем падеже)
является государственной должностью
Алтайского края…»(10), а вот специализированные омбудсмены
в РФ – Уполномоченный по правам ребенка
и Уполномоченный по правам предпринимателей
являются государственными служащими,
следовательно, свою деятельность они
осуществляют в соответствии с федеральным
законом «О государственной гражданской
службе».
Нет общего мнения, к какой ветви
власти в системе разделения властей тяготеет
институт Уполномоченного. Некоторые
российские авторы относят Уполномоченного
по правам человека к так называемой «контрольной
ветви» власти наряду с такими органами,
как Прокуратура, Счетная палата. Бывший
председатель Конституционного суда РФ
Баглай М.В. выделяет наряду с классической
триадой еще и четвертый вид органов –
«государственные органы с особым статусом».
В эту категорию он включает Прокуратуру,
Счетную палату, Центральный Банк, Уполномоченного
по правам человека в РФ, Центральную избирательную
комиссию и, почему-то, Академию наук(11).
Федеральный конституционный
закон “Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации” устанавливает
круг субъектов, вносящих предложения
о кандидатах на должность:
Государственная дума ФС РФ;
депутаты Государственной Думы
и
депутатские объединения(12).
В Алтайском крае «Уполномоченный назначается
на должность Алтайским краевым Советом
народных депутатов.»(13)
Процедура назначения – ключевой
аспект в конституционно-правовом статусе
омбудсмена.
Процедура назначения Уполномоченного
двухэтапная, что отличает ее от порядка
назначения руководителей других государственных
органов – председателя Счетной палаты,
председателя Центрального Банка. На первом
этапе, согласно п.3 ст.8 ФКЗ, каждая кандидатура,
внесенная Президентом, Советом Федерации
и депутатами Государственной Думы, вносится
в список для тайного голосования, набрав
не менее 2/3 голосов. Во втором этапе участвуют
кандидаты, набравшие 300 голосов. Здесь
необходимо набрать обычное большинство
голосов депутатов.
Федеральный конституционный
закон «Об Уполномоченном по правам человека
в РФ» определяет: «На должность Уполномоченного
назначается лицо, являющееся гражданином
Российской Федерации, не моложе 35 лет,
имеющее познания в области прав и свобод
человека и гражданина, опыт их защиты»(14). Российский законодатель
закрепил четыре критерия: гражданство,
возраст, познания в области и опыт защиты
прав и свобод, два последних из которых
требуют детализации. Здесь мы не видим
требования к наличию и профилю высшего
образованию потенциального омбудсмана,
что является стандартом для большинства
зарубежных стран. Дебаты по этому поводу
продолжаются в российских научных кругах.
Практически все вопросы, которые отнесены
к компетенции Уполномоченного по правам
человека, носят правовой характер, без
профессиональной подготовки в области
юриспруденции в них не разобраться. Восполняют
данный пробел в требовании к юридическому
образованию законы некоторых субъектов
РФ, например Краснодарского края. В законе
Алтайского края устанавливается необходимость
наличия высшего образования (необязательно
юридического) и обладания познаниями
в области прав и свобод человека и гражданина
и опытом их защиты.
Существуют
запреты и ограничения, связанные с деятельностью
омбудсмена. Запреты следует понимать
как императивные «фильтры» при замещении
должности, а ограничения - как невозможность
занятия определенной деятельностью.
Ст. 11 ФКЗ об уполномоченном регламентирует
запреты и ограничения:
1.
Уполномоченный не может являться
депутатом Государственной Думы,
членом Совета Федерации или
депутатом законодательного (представительного)
органа субъекта Российской Федерации,
находиться на государственной
службе, заниматься другой оплачиваемой
или неоплачиваемой деятельностью,
за исключением преподавательской,
научной либо иной творческой
деятельности.
2.
Уполномоченный не вправе заниматься
политической деятельностью, быть
членом политической партии или
иного общественного объединения,
преследующего политические цели.
3.
Уполномоченный обязан прекратить
деятельность, несовместимую с его
статусом, не позднее 14 дней со
дня вступления в должность. В
случае, если в течение указанного
срока Уполномоченный не выполнит
установленные требования, его полномочия
прекращаются и Государственная
Дума назначает нового Уполномоченного.
Статья
13 ФКЗ об Уполномоченном регламентирует
досрочное освобождение от должности:
1.
Уполномоченный досрочно освобождается
от должности в случаях:
1)
нарушения требований статьи 11 настоящего
Федерального конституционного
закона;
2) вступления в законную силу обвинительного
приговора суда в отношении Уполномоченного.
2.
Полномочия Уполномоченного могут
быть прекращены Государственной
Думой также ввиду его неспособности
по состоянию здоровья или
по иным причинам в течение длительного
времени (не менее четырех месяцев подряд)
исполнять свои обязанности.
3.
Уполномоченный может быть освобожден
от должности также в случае
подачи им заявления о сложении
полномочий.
4.
Досрочное освобождение Уполномоченного
от должности производится постановлением
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации.
Чтобы
обеспечить независимую деятельность
Уполномоченного по правам человека, государство
предоставляет ему некоторые гарантии:
« Уполномоченный
обладает неприкосновенностью в течение
всего срока его полномочий. Он не может
быть без согласия Государственной Думы
привлечен к уголовной или административной
ответственности, налагаемой в судебном
порядке, задержан, арестован, подвергнут
обыску, за исключением случаев задержания
на месте преступления, а также подвергнут
личному досмотру, за исключением случаев,
когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности
других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного
распространяется на его жилое и служебное
помещения, багаж, личное и служебное транспортные
средства, переписку, используемые им
средства связи, а также на принадлежащие
ему документы. В случае задержания Уполномоченного
на месте преступления должностное лицо,
произведшее задержание, немедленно уведомляет
об этом Государственную Думу, которая
должна принять решение о даче согласия
на дальнейшее применение этой процессуальной
меры. При неполучении в течение 24 часов
согласия Государственной Думы на задержание
Уполномоченный должен быть немедленно
освобожден».(15)
Неприкосновенность, в данном случае,
не является привилегией, а подчеркивает
публично-правовой характер службы данного
лица.