Контрольная работа по "Конституционному праву РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 06:32, контрольная работа

Описание работы

Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль. Конституционно-правовой статус омбудсмена

Файлы: 1 файл

конст-пр основы деятельности.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Ст.38 закона о российском омбудсмене предусматривает, что финансирование деятельности института возможно только из средств федерального бюджета.

        Также гарантией деятельности является ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. Данная норма содержится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, согласно которой, вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, а также неисполнение должностными лицами обязанностей, установленными ФКЗ, влечет за собой наложение штрафа до трех тысяч рублей(16).

Направления деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.

ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» сначала говорит о цели учреждения института Уполномоченного в РФ: «Должность учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»(17).

Российский законодатель устанавливает четыре направления деятельности национального омбудсмена: восстановление прав, модернизация законодательства о правах человека, международное сотрудничество и функция просвещения в обществе по тематике основных свобод. Уполномоченный реализует эти функции путем взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, с неправительственными правозащитными организациями, с различными общественными объединениями, и средствами массовой информации.

 Субъекты контроля  омбудсмена.

«Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.» (18)

« Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.» (19)

Расширить компетенцию Уполномоченного по правам человека в РФ можно за счет предоставления ему права рассматривать жалобы не только на органы государственной власти и местного самоуправления, но и на некоторые частные организации, реализующие функции публичного характера - государственные корпорации (ГК), саморегулируемые организации (СРО), третейские суды, нотариальные и адвокатские конторы. Данные полномочий существуют у массы европейских омбудсменов. Подобные полномочия имеет и Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае (20), а также омбудсмен Волгоградской области, которые наделены правом рассматривать жалобы на нарушение прав руководителей предприятий, независимо от организационно-правовой формы (21). Компетенция омбудсмена может трактоваться и ограничительно. Российский конституционный закон в этом плане гуманен, исключив из компетенции омбудсмена только депутатов Государственной думы и региональных парламентов, умолчав о местных представителях населения (22), но представляется, что и они должны быть исключены из компетенции.

       Российский Уполномоченный начинает проверку лишь по одному основанию – получение жалобы от граждан. Федеральный конституционный закон не наделил его правом действовать по собственной инициативе, кроме случаев, указанных в ст. 21 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»:

    • массовых или грубых нарушений прав и свобод;

    • имеющих особое общественное значение;

    • связанных с защитой лиц, не способных защищать свои права самостоятельно.

Итак, получение жалобы от граждан – основание для начала расследования (проверки) омбудсмена. Федеральный конституционный закон определяет требования к форме жалобы Уполномоченному:

    • указание реквизитов гражданина (Ф.И.О., адрес);

    • изложение дела по существу с указанием действий (решений), нарушающих права;

    • соблюдение срока давности – 1 год с момента нарушения прав или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;

    • документальное подтверждение прохождения судебных (административных) инстанций.

     Форма подачи жалобы – письменная. В Других странах это можно сделать устно, по телефону, по электронной почте.

    Федеральный конституционный закон наделяет Уполномоченного при проведении проверки (расследования) по жалобе такими правами, как:

1) беспрепятственное посещение  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности, воинских  частей, общественных объединений;

2) право присутствовать  на заседаниях коллегиальных  органов органов государственной  власти и органов местного  самоуправления;

3) получение по запросу  необходимой информации и материалов  для рассмотрения жалобы от  подконтрольных субъектов;

4) получение объяснений  должностных лиц и государственных  служащих, исключая судей;

5) проведение проверки  деятельности государственных органов, органов местного самоуправления  и должностных лиц;

6) заказ экспертных исследований  и заключений компетентным государственным  учреждениям;

7) доступ к уголовным, гражданским и делам об административных  правонарушениях, в том числе  к прекращенным производством  уголовным делам и материалам;

8) право безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений и др.(23)

В процессе расследования омбудсмен направляет определенный акт, содержащий рекомендации по урегулированию ситуации, «ответчику» – государственному (муниципальному) органу или должностному лицу. Российский Уполномоченный обязан направить такой акт – заключение -  субъекту, в действиях которых он усматривает факты нарушения прав. Ситуация может быть разрешена и на этом этапе, если государственный орган или служащий устранят отраженные в заключении Уполномоченного негативные моменты деятельности. Иначе, Уполномоченный действует средствами, отраженными в ст.29 ФКЗ: По результатам рассмотрения жалобы, Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд  с заявлением в защиту прав  и свобод, нарушенных решениями  или действиями (бездействием) государственного  органа, органа местного самоуправления  или должностного лица, а также  лично либо через своего представителя  участвовать в процессе в установленных  законом формах;

2) обратиться в компетентные  государственные органы с ходатайством  о возбуждении дисциплинарного  или административного производства  либо уголовного дела в отношении  должностного лица, в решениях  или действиях (бездействии) которого  усматриваются нарушения прав  и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд  или прокуратуру с ходатайством  о проверке вступившего в законную  силу решения, приговора суда, определения  или постановления суда либо  постановления судьи;

4) изложить свои доводы  должностному лицу, которое вправе  вносить протесты, а также присутствовать  при судебном рассмотрении дела  в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации с  жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению  в конкретном деле.

 

Представление доклада. Право законодательной инициативы омбудсмена.

Помимо реагирования на конкретные ситуации, в целях реализации возложенных  на Уполномоченного таких функций, как  совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека, а также функции правового просвещения по вопросам прав и свобод, на него возложена обязанность ежегодно отчитываться в ежегодном документе - докладе.

Уполномоченный периодически реализует право издания специальных докладов по вопросу соблюдения отдельных конституционных прав или по соблюдению прав отдельных групп граждан.

А.Ю.Сунгуров отмечает по этому поводу: « Публичность этих докладов является важным «рычагом влияния» омбудсменов. Эти доклады подробно обсуждаются на заседаниях специальных парламентских комитетов, по итогам которых депутаты принимают необходимые меры (24)». В таких докладах обобщается информация по количеству принятых жалоб, содержится информация о государственных органах, наиболее часто нарушающих права граждан. В нашей стране круг адресатов докладов достаточно широк: обе палаты Федерального Собрания, Президент, Высшие суды, Генеральный Прокурор.

Также помимо доклада (отчёта) аналитическая функция омбудсмена находит реальное выражение в его возможности влиять на законодательный процесс. К сожалению, российскому омбудсмену не предоставлено такое право – он может лишь обращаться к субъектам законодательной инициативы, действуя, таким образом, через посредников в законодательном процессе. Следует отметить, что реализация и этого права усложнена, поскольку ФКЗ устанавливает основания для данного обращения – нарушение прав в результате:

  • исполнения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации;

  • существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации;

  • противоречия законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (25).

В Алтайском крае в этом плане омбуцмен наделён большими полномочиями. «По результатам мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае Уполномоченный вправе: в качестве субъекта права законодательной инициативы обращаться в органы государственной власти Алтайского края с предложениями по принятию законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края, внесению изменений и дополнений в действующие законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края в целях устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае; вносить предложения об использовании Алтайским краевым Советом народных депутатов права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.» (26)

Заключение

Институт Уполномоченного по правам человека является одним из важнейших элементов механизма защиты прав граждан в РФ и занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовая основа института омбудсмена в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина, провозгласившей: "Парламентский Уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что как и народный депутат РСФСР".

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и действует, получил признание Европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

Сегодняшние попытки превратить Россию в правовое государство не на словах, а на деле стали закономерным итогом предпринимавшихся из века в век, из поколения в поколение героических усилий по обузданию самовластия и тоталитаризма, а значит, и расширению прав человека.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, несмотря на свою молодость, укоренился на российской почве. Он нужен как людям, так и власти. Без постоянного диалога власти и народа в России невозможно выполнить задачу построения демократического государства, в котором соблюдение прав и свобод человека было бы священной обязанностью государственных органов и государства в целом.

Практическая часть:

Задача 1

Какие объединения и в каком порядке могут преобразовываться в политические партии?

  • Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. (  П. 1 Ст. 11 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О политических партиях")
  • В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. ( П. 4 Ст. 11  ФЗ «О политических партиях»)
  • При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.( П. 5 Ст. 11 Фз «О политических партиях»)

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву РФ"