Ст.38
закона о российском омбудсмене предусматривает,
что финансирование деятельности института
возможно только из средств федерального
бюджета.
Также
гарантией деятельности является ответственность
за вмешательство в деятельность Уполномоченного.
Данная норма содержится в Кодексе об
административных правонарушениях РФ,
согласно которой, вмешательство в деятельность
Уполномоченного с целью повлиять на его
решение, а также неисполнение должностными
лицами обязанностей, установленными
ФКЗ, влечет за собой наложение штрафа
до трех тысяч рублей(16).
Направления деятельности
Уполномоченного по правам человека в
РФ.
ФКЗ «Об Уполномоченном по правам
человека в РФ» сначала говорит о цели
учреждения института Уполномоченного
в РФ: «Должность учреждается в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан, их соблюдения и уважения
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами»(17).
Российский законодатель устанавливает
четыре направления деятельности национального
омбудсмена: восстановление прав, модернизация
законодательства о правах человека, международное
сотрудничество и функция просвещения
в обществе по тематике основных свобод.
Уполномоченный реализует эти функции
путем взаимодействия с органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
должностными лицами, государственными
и муниципальными служащими, уполномоченными
по правам человека в субъектах РФ, с неправительственными
правозащитными организациями, с различными
общественными объединениями, и средствами
массовой информации.
Субъекты контроля
омбудсмена.
«Уполномоченный рассматривает
жалобы граждан Российской Федерации
и находящихся на территории Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства.» (18)
« Уполномоченный рассматривает жалобы
на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих, если ранее заявитель обжаловал
эти решения или действия (бездействие)
в судебном либо административном порядке,
но не согласен с решениями, принятыми
по его жалобе.
Уполномоченный
не рассматривает жалобы на решения палат
Федерального Собрания Российской Федерации
и законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Подача жалобы Уполномоченному
по правам человека в субъекте Российской
Федерации не является основанием для
отказа в принятии аналогичной жалобы
к рассмотрению Уполномоченным.» (19)
Расширить компетенцию Уполномоченного
по правам человека в РФ можно за счет
предоставления ему права рассматривать
жалобы не только на органы государственной
власти и местного самоуправления, но
и на некоторые частные организации, реализующие
функции публичного характера - государственные
корпорации (ГК), саморегулируемые организации
(СРО), третейские суды, нотариальные и
адвокатские конторы. Данные полномочий
существуют у массы европейских омбудсменов.
Подобные полномочия имеет и Уполномоченный
по правам человека в Алтайском крае (20), а также омбудсмен Волгоградской
области, которые наделены правом рассматривать
жалобы на нарушение прав руководителей
предприятий, независимо от организационно-правовой
формы (21). Компетенция омбудсмена может
трактоваться и ограничительно. Российский
конституционный закон в этом плане гуманен,
исключив из компетенции омбудсмена только
депутатов Государственной думы и региональных
парламентов, умолчав о местных представителях
населения (22), но представляется, что и они
должны быть исключены из компетенции.
Российский
Уполномоченный начинает проверку лишь
по одному основанию – получение жалобы
от граждан. Федеральный конституционный
закон не наделил его правом действовать
по собственной инициативе, кроме случаев,
указанных в ст. 21 ФКЗ «Об Уполномоченном
по правам человека в РФ»:
массовых или грубых нарушений
прав и свобод;
имеющих особое общественное
значение;
связанных с защитой лиц, не
способных защищать свои права самостоятельно.
Итак, получение жалобы от граждан
– основание для начала расследования
(проверки) омбудсмена. Федеральный конституционный
закон определяет требования к форме жалобы
Уполномоченному:
указание реквизитов гражданина
(Ф.И.О., адрес);
изложение дела по существу
с указанием действий (решений), нарушающих
права;
соблюдение срока давности
– 1 год с момента нарушения прав или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
документальное подтверждение
прохождения судебных (административных)
инстанций.
Форма подачи
жалобы – письменная. В Других странах
это можно сделать устно, по телефону,
по электронной почте.
Федеральный конституционный
закон наделяет Уполномоченного при проведении
проверки (расследования) по жалобе такими
правами, как:
1) беспрепятственное посещение
органов государственной власти
и органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и организаций
независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, воинских
частей, общественных объединений;
2) право присутствовать
на заседаниях коллегиальных
органов органов государственной
власти и органов местного
самоуправления;
3) получение по запросу
необходимой информации и материалов
для рассмотрения жалобы от
подконтрольных субъектов;
4) получение объяснений
должностных лиц и государственных
служащих, исключая судей;
5) проведение проверки
деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления
и должностных лиц;
6) заказ экспертных исследований
и заключений компетентным государственным
учреждениям;
7) доступ к уголовным,
гражданским и делам об административных
правонарушениях, в том числе
к прекращенным производством
уголовным делам и материалам;
8) право безотлагательного
приема руководителями и другими
должностными лицами органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждений и др.(23)
В процессе расследования омбудсмен
направляет определенный акт, содержащий
рекомендации по урегулированию ситуации,
«ответчику» – государственному (муниципальному)
органу или должностному лицу. Российский
Уполномоченный обязан направить такой
акт – заключение - субъекту, в действиях
которых он усматривает факты нарушения
прав. Ситуация может быть разрешена и
на этом этапе, если государственный орган
или служащий устранят отраженные в заключении
Уполномоченного негативные моменты деятельности.
Иначе, Уполномоченный действует средствами,
отраженными в ст.29 ФКЗ: По результатам
рассмотрения жалобы, Уполномоченный
вправе:
1) обратиться в суд
с заявлением в защиту прав
и свобод, нарушенных решениями
или действиями (бездействием) государственного
органа, органа местного самоуправления
или должностного лица, а также
лично либо через своего представителя
участвовать в процессе в установленных
законом формах;
2) обратиться в компетентные
государственные органы с ходатайством
о возбуждении дисциплинарного
или административного производства
либо уголовного дела в отношении
должностного лица, в решениях
или действиях (бездействии) которого
усматриваются нарушения прав
и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд
или прокуратуру с ходатайством
о проверке вступившего в законную
силу решения, приговора суда, определения
или постановления суда либо
постановления судьи;
4) изложить свои доводы
должностному лицу, которое вправе
вносить протесты, а также присутствовать
при судебном рассмотрении дела
в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный
Суд Российской Федерации с
жалобой на нарушение конституционных
прав и свобод граждан законом,
примененным или подлежащим применению
в конкретном деле.
Представление доклада.
Право законодательной инициативы омбудсмена.
Помимо реагирования на конкретные
ситуации, в целях реализации возложенных
на Уполномоченного таких функций, как
совершенствование законодательства
Российской Федерации о правах человека,
а также функции правового просвещения
по вопросам прав и свобод, на него возложена
обязанность ежегодно отчитываться в
ежегодном документе - докладе.
Уполномоченный периодически
реализует право издания специальных
докладов по вопросу соблюдения отдельных
конституционных прав или по соблюдению
прав отдельных групп граждан.
А.Ю.Сунгуров отмечает по этому
поводу: « Публичность этих докладов является
важным «рычагом влияния» омбудсменов.
Эти доклады подробно обсуждаются на заседаниях
специальных парламентских комитетов,
по итогам которых депутаты принимают
необходимые меры (24)». В таких докладах обобщается
информация по количеству принятых жалоб,
содержится информация о государственных
органах, наиболее часто нарушающих права
граждан. В нашей стране круг адресатов
докладов достаточно широк: обе палаты
Федерального Собрания, Президент, Высшие
суды, Генеральный Прокурор.
Также помимо доклада (отчёта)
аналитическая функция омбудсмена находит
реальное выражение в его возможности
влиять на законодательный процесс. К
сожалению, российскому омбудсмену не
предоставлено такое право – он может
лишь обращаться к субъектам законодательной
инициативы, действуя, таким образом, через
посредников в законодательном процессе.
Следует отметить, что реализация и этого
права усложнена, поскольку ФКЗ устанавливает
основания для данного обращения – нарушение
прав в результате:
исполнения федерального законодательства
и законодательства субъектов Российской
Федерации;
существующих пробелов в федеральном
законодательстве и законодательстве
субъектов Российской Федерации;
противоречия законодательства
общепризнанным принципам и нормам международного
права и международным договорам Российской
Федерации (25).
В Алтайском крае в этом плане омбуцмен
наделён большими полномочиями.
«По результатам мониторинга соблюдения
прав и свобод человека и гражданина в
Алтайском крае Уполномоченный вправе: в качестве субъекта права законодательной
инициативы обращаться в органы государственной
власти Алтайского края с предложениями
по принятию законов и иных нормативных
правовых актов Алтайского края, внесению
изменений и дополнений в действующие
законы и иные нормативные правовые акты
Алтайского края в целях устранения нарушений
прав и свобод человека и гражданина в
Алтайском крае; вносить предложения об
использовании Алтайским краевым Советом
народных депутатов права законодательной
инициативы в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации в целях
укрепления гарантий государственной
защиты прав и свобод человека и гражданина,
приведения законодательства Российской
Федерации в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного
права.» (26)
Заключение
Институт Уполномоченного по
правам человека является одним из важнейших
элементов механизма защиты прав граждан
в РФ и занимает особое место в системе
органов государственной власти.
Правовая основа института
омбудсмена в России была заложена Декларацией
прав и свобод человека и гражданина, провозгласившей:
"Парламентский Уполномоченный по правам
человека назначается Верховным Советом
РСФСР сроком на пять лет, подотчетен ему
и обладает такой же неприкосновенностью,
что как и народный депутат РСФСР".
Институт Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации
создан и действует, получил признание
Европейского сообщества и продолжает
совершенствовать свою деятельность.
Сегодняшние попытки превратить
Россию в правовое государство не на словах,
а на деле стали закономерным итогом предпринимавшихся
из века в век, из поколения в поколение
героических усилий по обузданию самовластия
и тоталитаризма, а значит, и расширению
прав человека.
Подводя итог вышеизложенному,
можно сделать вывод, что институт Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации,
несмотря на свою молодость, укоренился
на российской почве. Он нужен как людям,
так и власти. Без постоянного диалога
власти и народа в России невозможно выполнить
задачу построения демократического государства,
в котором соблюдение прав и свобод человека
было бы священной обязанностью государственных
органов и государства в целом.
Практическая часть:
Задача 1
Какие объединения
и в каком порядке могут преобразовываться
в политические партии?
- Политическая партия
создается свободно, без разрешений органов
государственной власти и должностных
лиц. Политическая партия может быть создана
на учредительном съезде политической
партии либо путем преобразования в политическую
партию общероссийской общественной организации
или общероссийского общественного движения
на съезде общероссийской общественной
организации или общероссийского общественного
движения. ( П. 1 Ст. 11 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 07.05.2013) "О политических партиях")
- В случае преобразования в политическую
партию общероссийской общественной организации
или общероссийского общественного движения
съезд общероссийской общественной организации
или общероссийского общественного движения
принимает решения о преобразовании общероссийской
общественной организации или общероссийского
общественного движения в политическую
партию, о преобразовании их региональных
подразделений в субъектах Российской
Федерации в региональные отделения политической
партии, о принятии устава политической
партии и о принятии ее программы, о формировании
руководящих и контрольно-ревизионных
органов политической партии. ( П. 4 Ст.
11 ФЗ «О политических партиях»)
- При создании политической
партии путем преобразования в политическую
партию общероссийской общественной организации
или общероссийского общественного движения
политическая партия считается созданной
со дня внесения соответствующей записи
в единый государственный реестр юридических
лиц.( П. 5 Ст. 11 Фз «О политических партиях»)