Контрольная работа по "Жилищное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и виды жилищных фондов.
2. Право на получение жилого помещения. Предоставление жилых помещений.
3. Пользование жилыми помещениями по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы как субъекты права собственности на жилые дома.

Файлы: 1 файл

контрольная по гп ч.2.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ № 2

 

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

 

1. Понятие и  виды жилищных фондов.

2. Право на  получение жилого помещения. Предоставление  жилых помещений.

3. Пользование  жилыми помещениями по договору  социального найма в домах  государственного и муниципального  жилищных фондов.

4. Жилищные и  жилищно-строительные кооперативы  как субъекты права собственности  на жилые дома.

 

1.

    Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Согласно части 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1)  частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

2)  государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3)  муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1)  жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2)  специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3)  индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4)  жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или пользование.

   Жилищный фонд принадлежит государственному учёту в порядке установленном Правительством РФ.

   Государственный учёт жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учёта жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

   В соответствии со статьёй 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.1

2.

  В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

   По ЖК РСФСР граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов (ст.ст. 10 и 28).

  ЖК РФ, введенный в действие с 1 марта 2005 г., установил следующий порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49).

Из муниципального жилищного фонда по общему правилу обеспечиваются только малоимущие граждане, признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Граждане являются малоимущими, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

    ЖК РФ устанавливает, что определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пп. 3 и 4 ст. 12). При этом ЖК РФ предусматривает следующий механизм:

- установление порядка определения  размера дохода, приходящегося на  каждого члена семьи, и стоимости  имущества, находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, в целях признания  граждан малоимущими и предоставления  им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда отнесено к  компетенции органов государственной  власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 13) посредством принятия соответствующего  закона субъекта Российской Федерации  представительным (законодательным) органом  субъекта Российской Федерации;

- установление размера дохода, приходящегося на каждого члена  семьи, и стоимости имущества, находящегося  в собственности членов семьи  и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан  малоимущими и предоставления  им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда отнесено к  компетенции органов местного  самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 14). При этом  органы местного самоуправления  принимают решения о признании  граждан малоимущими с учетом  дохода, приходящегося на каждого  члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, в порядке, установленном  законом соответствующего субъекта  Российской Федерации (ч. 2 ст. 49).

    В целях единообразного применения положений ЖК РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества следует руководствоваться Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма*(135), которые носят рекомендательный характер.

Указанные Методические рекомендации содержат:

- рекомендации по установлению  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  порядка определения размера  дохода, приходящегося на каждого  члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, для признания  граждан малоимущими в целях  постановки на учет и предоставления  малоимущим гражданам, признанным  нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального  жилищного фонда по договорам  социального найма;

- рекомендации по установлению  органами местного самоуправления  размера дохода, приходящегося на  каждого члена семьи, и стоимости  имущества, находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, для признания  граждан малоимущими в целях  постановки на учет и предоставления  гражданам, признанным нуждающимися  в жилых помещениях, жилых помещений  муниципального жилищного фонда  по договорам социального найма;

- рекомендации по процедурам  проведения органами местного  самоуправления проверки достоверности  предоставленных гражданами сведений  и переоценки размера дохода, приходящегося на каждого члена  семьи, и стоимости имущества, находящегося  в собственности членов семьи  и подлежащего налогообложению, в целях подтверждения решения о признании граждан малоимущими;

- рекомендации по вопросам организации  работы органов местного самоуправления, осуществляющих признание граждан  малоимущими в целях постановки  на учет и предоставления малоимущим  гражданам, признанным нуждающимися  в жилых помещениях, жилых помещений  муниципального жилищного фонда  по договорам социального найма.

   Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (кроме малоимущих) определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В данном случае речь идет о лицах, которые выполняют те или иные государственно-значимые функции в интересах органов местного самоуправления и на их территории.

   Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации право на получение жилых помещений в указанном выше порядке может быть предоставлено и другим категориям граждан (см., например, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.). Согласно Вводному закону все граждане, принятые на учет до 1 января 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений (ч. 2 ст. 6).

   "Правоотношение, возникающее между гражданином и муниципальным органом либо администрацией предприятия, учреждения, организации, имеет организационное содержание, оно представляет собой административно-правовое отношение. В процессе его реализации решается вопрос о том, 1) вправе ли гражданин претендовать на получение жилого помещения, 2) имеются ли для этого предусмотренные законодательством условия"*(136). Аналогичные отношения будут возникать между гражданами и органами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, если к ним обратится гражданин, желающий получить жилье. Это положение, сформулированное в период действия ГК РСФСР 1964 г., нуждается в корректировке в связи с тем, что в соответствии со ст. 672 ГК РФ "в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения". Следовательно, предоставление жилого помещения в этих случаях с введением в действие ГК РФ (ст. 672) должно производиться путем использования в сочетании административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования отношений.

По ЖК РСФСР при предоставлении гражданину жилья по договору социального найма должны были учитываться следующие условия:

- во-первых, постоянное проживание  гражданина, нуждающегося в улучшении  жилищных условий, в данном населенном  пункте (ч. 1 ст. 28 ЖК РСФСР). Гражданин, проживающий в данном населенном  пункте в течение определенного  срока постоянно, обладает правом  на получение жилья социального  использования. Вопрос о том, в  чем выражается "постоянное проживание", решается в Примерных правилах  учета граждан, нуждающихся в  улучшении жилищных условий, и  предоставления жилых помещений, утвержденных Советом Министров  РСФСР. Согласно п. 8 Примерных правил, действующих в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 199, "обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте"*(137). Речь идет о так называемом цензе оседлости. В различных городах, субъектах Российской Федерации срок постоянного проживания неодинаков (например, в соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы "О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году" от 26 мая 2004 г. N 31 он равен не менее чем 10 годам). Таким образом, отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья по тем мотивам, что гражданин постоянно не проживает в данном населенном пункте в течение определенного срока, является обоснованным.

Информация о работе Контрольная работа по "Жилищное право"