Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:48, реферат
Актуальность. Государственное управление в России в период происходящей трансформации общественного строя находится в стадии становления, поиска и апроби-рования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и противоречивый процесс характеризуется практически полным отсутствием системности и последовательности в проведении государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех проводимых в России реформ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 5
1.1. Профессионализм, профессиональное образование и карьера государственных служащих 5
1.2. Типология уровней профессионализма государственного служащего 8
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛЖНОСТЯМ 10
2.1. Группы должностей федеральной государственной службы 10
2.2. Квалификационные требования к работникам госаппарата 11
2.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность. Государственное управление в России в период происходящей трансформации общественного строя находится в стадии становления, поиска и апробирования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и противоречивый процесс характеризуется практически полным отсутствием системности и последовательности в проведении государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех проводимых в России реформ.
Одной из актуальных и наиболее сложных проблем современного этапа развития российского общества является проблема оптимизации качества государственного управления. Цель административной реформы - повышение эффективности работы госаппарата. Оптимизация численности госслужащих, совершенствование системы их профессиональной подготовки, усиление действенности систем оплаты и стимулирования труда - важные факторы ее достижения1.
В настоящее время развитию законодательства о государственной службе уделяется большое внимание. Это вполне объяснимо, т.к. проводимые в последние годы реформы привели к изменению роли государственного аппарата и государственных служащих. Возникла необходимость повысить эффективность функций государственного аппарата, обеспечить профессионализм государственных служащих, изучить проблемы государственной службы. Эта задача усложняется тем, что в советский период не существовало специального законодательства о государственной службе, за исключением небольшого числа нормативных актов, регламентирующих государственную службу в отдельных органах (военную службу, службу в ОВД и т.д.). Правовой статус основной массы государственных служащих не отличался от статуса всех остальных служащих закреплялся в трудовом законодательстве. Длительное отсутствие законодательства о государственной службе не прошло даром. Долгожданный Федеральный Закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы РФ" - далеко не безупречный нормативный акт. И даже принятые во исполнение данного Закона подзаконные акты до настоящего времени не устранили проблем в правовом регулировании государственной службы. Остановимся на некоторых из них. Закон "Об основах государственной службы РФ (далее - Закон), статья 6, предусматривает деление государственных должностей на 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы. (Есть еще и деление по специализациям). П.3 этой же статьи закрепляет квалифицированные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы.
Создание в России системы кадровой службы, отвечающей требованиям демократического и правового государства, отвечающей модели рыночной экономики, необходимости преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития требуют ускорения реформирования государственной службы на основе принятой в августе 2001 года Концепции ее обновления. Безусловно, что главным рычагом реформирования государственной службы будут являться сами работники государственного аппарата управления, в связи с чем предстоит осуществить коренное улучшение работы в области подготовки кадров для государственного управления и постоянного повышения уровня их профессиональной компетентности.
Цель работы – изучение квалификационных требований, предъявляемых к государственным служащим, согласно государственным должностям.
Право на служебное продвижение (карьеру) государственного служащего из декларативного должно стать реальным, гарантированным, поскольку так называемая «карьерная» мотивация является на государственной службе наиболее сильной. Осуществление этого права должно быть тесно связано с уровнем профессионального образования и профессионализмом государственного служащего.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года № 119 в статье 5 в числе принципов государственной службы закрепил принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Статья 9 указанного закона среди прав государственных служащих содержала право на продвижение по службе с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации2.
Требования профессионализма и компетентности государственных служащих вытекают из существа государственной службы как особого вида профессиональной деятельности.
Обеспечение достаточного
уровня профессионализма государственных
служащих предполагает наличие надлежащих
организационно-технических
Как отмечается в специальной литературе, проходивший в 1991–1994 гг. неоправданно форсированный рост численности государственных служащих, прием на работу часто без соблюдения необходимых кадровых процедур и предъявления квалификационно-должностных требований, привел к снижению профессионализма части служащих, особенно в аппарате впервые сформированных органов власти3.
Значительная часть государственных служащих, окончивших вузы (на федеральном уровне — 82%), по базовому образованию являются специалистами естественно-технического профиля; среди них (в центральном аппарате) всего 7,1% юристов, лишь 1% специалистов по государственному и муниципальному управлению, всего 6,2% имеют послевузовское профессиональное образование.
Профессиональная структура
состава государственных
Актуализация проблемы профессионализма в любой сфере деятельности в целом обусловлена крупномасштабным разделением и обобществлением труда.
В специальной литературе
дано много определений
У «профессионального человека» — «профессионала» более высокий уровень запросов, осведомленности, сознательности и восприимчивости. Работник развивает в себе способность к систематическому обучению, одновременно чувствует себя и профессионалом, и студентом6.
Как уже отмечалось, профессионализм невозможен без наличия соответствующего профессионального образования. В п.8 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» закреплено право государственного служащего на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета. В статье 15 указанного закона «Гарантии для государственного служащего» государственному служащему гарантируются:... 5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.
В п.6 ст.9 закреплено право государственного служащего на продвижение по службе, ...с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации.
В статье 22 рассматриваемого
закона предусматривается использовани
К сожалению, служебное продвижение на государственной службе в России в настоящее время осуществляется зачастую вне связи с уровнем профессионального образования и профессионализмом государственного служащего. Мало используется и конкурсный механизм.
Как справедливо отмечается в литературе, в регулировании федеральной государственной службы нарушено правило системности, и действие Федерального закона от 31 июля 1995 г. парализовано. Он остается по сути дела недействующим7.
Рассмотренные выше проблемы нашли отражение в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г.
В разделе IV — Кадровая политика в системе государственной службы среди приоритетных направлений кадровой политики названо:
...совершенствование программ
подготовки и
Реализация приоритетных направлений, говорится в Концепции, предполагает решение таких основных задач, как:
— управление развитием профессиональных качеств государственных служащих:
— обновление и ротация
кадрового состава
— формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования; объективная оценка результатов деятельности государственных служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена.
В Концепции впервые установлена тесная связь между должностным (служебным) ростом и профессиональным обучением государственных служащих. Лица, включенные в кадровый резерв для замещения должностей государственной службы в порядке должностного (служебного) роста, проходят комплексное обучение, обеспечивающее качественное исполнение ими должностных (служебных) обязанностей по новой должности государственной службы.
Государственные служащие, включенные в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной службы, при необходимости осуществляют повышение квалификации или профессиональную переподготовку, и им предоставляется преимущественное право на замещение указанной должности.
Важнейшим направлением кадровой политики в системе государственной службы является подготовка государственных служащих и обеспечение ими получения дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка).
Обратимся к особенностям профессионализма государственного служащего в контексте общих особенностей управленческой деятельности.
В функциональной структуре социально-значимой деятельности можно зафиксировать три типовых деятельностных позиции: заказчик, управленец и исполнитель8. Для каждой позиции характерен свой тип деятельности. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее удовлетворение. Управленец строит и перестраивает совместную деятельность в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в создаваемую управленцем деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявляемые к нему нормой деятельности и управленцем как носителем этих требований.
Рассмотрим уровни профессиональной деятельности государственного служащего.
Качественно определенные степени соответствия государственного служащего полноте требований своей профессиональной деятельности будем называть уровнями профессионализма государственного служащего. Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая бы позволяла бы легко отличать один уровень от другого. Характеристики уровня должны быть инвариантны относительно любой деятельности данного типа (если мы говорим об уровнях профессиональной деятельности государственного служащего, то данные характеристики уровня должны позволять выделять этот уровень в любой профессиональной деятельности государственной службы к какой бы сфере деятельности это не относилось). К последовательности этих уровней предъявим требование: на уровне более высокого порядка должны сохраняться способности более низких уровней9.
В профессиональной деятельности государственного служащего можно выделить два основных уровня профессионализма: уровень управленческих задач (1) и уровень управленческих проблем (2)10. Введем качественные определенности этих уровней. Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затруднения. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать, чтобы его сформулировать, и может это сделать, то, это более сложный, но тоже задачный уровень.
Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.
Рост профессионализма государственного служащего соответствует его переходу с одного подуровня на другой. Направление перехода задает требование обеспечить большую надежность и ответственность в непредсказуемых условиях. Каждый последующий подуровень сохраняя возможности предыдущего имеет свои отличительные черты.
Должности федеральной государственной службы подразделяются на категории и группы, установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», распределенные по категориям и группам включаются в Реестр государственных должностей федеральной государственной службы. Реестр государственных должностей федеральной государственной службы является частью Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
Информация о работе Квалификационные требования к государственному служащему