Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:48, реферат
Актуальность. Государственное управление в России в период происходящей трансформации общественного строя находится в стадии становления, поиска и апроби-рования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и противоречивый процесс характеризуется практически полным отсутствием системности и последовательности в проведении государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех проводимых в России реформ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 5
1.1. Профессионализм, профессиональное образование и карьера государственных служащих 5
1.2. Типология уровней профессионализма государственного служащего 8
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛЖНОСТЯМ 10
2.1. Группы должностей федеральной государственной службы 10
2.2. Квалификационные требования к работникам госаппарата 11
2.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Должности каждой группы
федеральной государственной
Штатное расписание федеральных
государственных органов, их структурных
подразделений формируется на основании
Реестра государственных
Число должностей федеральной государственной службы категории «Б» и федеральных государственных служащих, их замещающих, не может превышать 10 процентов от их числа, устанавливаемого штатным расписанием федерального государственного органа.
К высшим должностям федеральной государственной службы относятся:
К главным должностям федеральной государственной службы относятся:
К ведущим должностям федеральной государственной службы относятся:
К старшим должностям федеральной государственной службы относятся:
К младшим должностям федеральной государственной службы относятся: референт; секретарь; администратор по виду деятельности.
Квалификационные требования к федеральным государственным служащим по должностям федеральной государственной службы устанавливаются согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает главные принципы организации государственной службы - профессионализм и компетентность госслужащих, которые обязаны поддерживать свою квалификацию на уровне, достаточном для исполнения должностных обязанностей. Требования к госслужащим определены названным законом и Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г, № 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"11.
Квалификационными требованиями к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, являются:
-уровень профессионального
образования с учетом группы
и специализации должностей
-стаж и опыт работы по специальности;
-знание Конституции
Российской Федерации и
В соответствии со ст.6 Указанного закона государственные должности госслужбы объединяются в следующие группы: высшие (5-я); главные (4-я); ведущие (3-я); старшие (2-я); младшие (1-я).
В свою очередь, они подразделяются по специализациям, требующим наличия определенного профессионального образования.
Специализация госдолжностей устанавливается в зависимости от функций той или иной службы и особенностей предмета ведения соответствующих госорганов. Так, установлено, что лица, претендующие на высшие и главные должности госслужбы, должны иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей госслужбы или образование, считающееся равноценным дополнительному высшему профессиональному образованию по специализации государственных должностей госслужбы.
Кроме того, установлены следующие требования к стажу и опыту работы по специальности:
- для высших государственных должностей - стаж госслужбы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
- для главных - стаж
госслужбы на ведущих
Гражданам, претендующим
на ведущие и старшие
Квалификационные требования к этим должностям предусматривают12:
-для ведущих государственных должностей - стаж госслужбы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
-для старших - стаж работы по специальности не менее трех лет.
Как мы видим, требования к наличию стажа не предъявляются только в последнем случае, т.е. молодой специалист, даже если он грамотный, энергичный, обладающий желанием работать, но, естественно, не имеющий стажа работы по специальности, сразу после окончания высшего учебного заведения может претендовать только на младшую государственную должность. Но в Законе "Об основах государственной службы РФ" говориться, что для занятия младшей государственной должности достаточно среднего профессионального образования. Так покажется ли эта должность привлекательной человеку, окончившему ВУЗ? Правда, более высокую государственную должность чем младшую можно занять по конкурсу, т.к. согласно п.2 ст.22 Закона государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Но конкурс проводится только на замещение вакантной должности, а гарантий, что вакансия появится, нет. Так не препятствует ли норма, закрепленная в Указе Президента РФ притоку молодых перспективных кадров на государственную службу, повышению ее престижа?
Третье квалификационное требование к государственным служащим, предусмотренное законом, касается уровня знаний Конституции РФ, федеральных законов и аналогичных актов субъектов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Поскольку это положение не раскрывается, остается не вполне понятным, кто устанавливает перечень нормативных актов, которые необходимо знать применительно к исполнению обязанностей по той или иной государственной должности, каковы критерии уровня знаний и кто правомочен этот уровень контролировать . Ведь требования обычно предъявляются служащим, которые претендуют на ту или иную должность и на практике себя еще не проявили. Поскольку ответов на поставленные вопросы в законодательстве мы не находим, остается предположить, что их решение будет осуществляться соответствующими должностными лицами по своему усмотрению, следствием которого вполне может стать субъективный подход к кандидатам на государственные должности.
Представляется недостаточно оправданным установление в качестве одного из основных требований к квалификации работника стажа работы по специальности для высших, главных и ведущих государственных должностей: возникает основание назначать на эти должности тех, кто не имеет стажа работы в системе органов госуправления.
Граждане, претендующие на
младшие государственные
Нормативными актами федеральных государственных органов или их аппаратов могут быть установлены другие квалификационные требования с учетом особенностей предмета ведения этих госорганов.
Концепцией реформирования системы госслужбы РФ предусматривается, что по отдельным должностям госслужбы квалификационные требования, относящиеся к стажу госслужбы, опыту службы (работы) по специальности (в должности), могут не устанавливаться. Несмотря на то, что в законодательных и нормативно-правовых актах содержатся требования к квалификации по группам должностей служащих, до сих пор не определены перечень специализаций государственных, должностей госслужбы, требующих высшего и среднего профессионального образования по профилям, которые соответствуют указанным специализациям, ни профиль образования, считающегося равноценным. Это касается высших, главных и младших групп должностей.
Требования, предъявляемые к госслужащему должностью, можно объединить в несколько блоков:
-профессиональные (профессиональные знания, умения, навыки, аналитические способности и др.);
-психологические (умение общаться, коммуникабельность, ответственность, эмоциональная устойчивость и др.);
-медикофизиологические
(высокая работоспособность,
-лидерские способности (для руководителей).
Установление требований по перечисленным блокам для каждого уровня управленческой иерархии, а в его рамках - и по конкретным должностям, призвано стать основой для эффективного отбора, расстановки и продвижения кадров, создания системы оценки их профессионального и личностного потенциала.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что квалификационные требования к государственным служащим необходимо конкретизировать, а некоторые, касающиеся стажа и опыта работы по специальности, возможно, даже пересмотреть. Ведь главная задача законодательного регулирования - обеспечить профессионализм государственных служащих, повысить эффективность и престиж государственной службы.
Проводимая в Российской Федерации работа по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников государственного аппарата управления должна быть неразрывно связана с процессами, происходящими в обществе, и осуществляться в условиях начавшегося всестороннего реформирования системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Эффективность профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих во многом определяется соответствием содержания предлагаемых образовательных программ потребностям в знаниях и направленности обучения, необходимых государственному служащему на определенном этапе его профессиональной деятельности.
Непрерывность образования государственного служащего в течение всей его профессиональной деятельности может быть достигнута путем введения в действующие виды переподготовки и повышения квалификации самообразования, осуществляемого по плану, утвержденному руководителем подразделения, в котором он работает, с периодической отчетностью, а также выполнением работ более сложного характера (написания аналитических отчетов и обзоров, подготовки проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, планов действий (мероприятий) по реализации государственных программ и др.). Большой и пока еще не раскрытый потенциал видится в передаче вопроса о повышении квалификации и профессиональной переподготовке непосредственно в руки самого государственного служащего, т.е. частичный переход к самообучению на основе личной заинтересованности с последующей контрольной аттестацией в образовательном учреждении.
При этом программы обучения
необходимо максимально
Совершенствование работы в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих во многом зависит от управления этим процессом как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также от скоординированных действий федеральных министерств в этом направлении. Однако в настоящее время в России нет единого органа управления, осуществляющего руководство дополнительным профессиональным образованием работников государственного аппарата. Проблемой кадров государственного аппарата занимаются порядка шести высоких управленческих инстанций: Администрация Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России, Минтруда России. Как известно, формирование проекта государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, организация его конкурсного размещения, обеспечения, финансирования, подготовки и выпуска учебно-методических пособий осуществляет Минтруда России.
Информация о работе Квалификационные требования к государственному служащему